Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9229Новости 1819Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 19 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,064 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Старые и новые лики игры: игровая специфика виртуального пространства 1598Тендрякова М.В. АннотацияЮ.М. Лотман заметил, что «вечное всегда носит одежды времени». Детская игра не является исключением. Сюжетная канва компьютерных игр в большинстве случаев нам знакома, стоит только отвлечься от внешнего антуража с кибер-монстрами или внеземными цивилизациями. Совершенно новым, не имеющим аналогий в истории, в компьютерных играх оказывается виртуальное пространство. Казалось бы, изменилась только форма презентации игрового действа, но это ведет к качественно иной вовлеченности игрока в игру и диктует свои особенности игрового поведения и восприятия. С появлением в жизни наших детей компьютерных игр, приставок, Интернета с чатом и «аськами», SMS-коммуникации изменился образ детства при внешнем сохранении и преемственности культурной традиции. В фокусе исследовательских интересов данной работы находятся следующие вопросы: в чем принципиальная новизна компьютерных игр? Чем отличаются они от всего многообразия игр, в которые играли дети во все времена во всех уголках мира? В чем специфика влияния виртуальной реальности на саму игру и на социализацию ребенка? Как компьютерные игры влияют на развитие воображения? Какие реальные последствия может повлечь за собой опыт игры в строго детерминированном алгоритмическом виртуальном мире? Ключевые слова: ролевая игра, компьютерная игра, геймер, психология игры, виртуальное пространство, Рубрика: Эмпирические исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
![]() Компьютерные игры — одна из наиболее существенных инноваций последних нескольких десятилетий, вошедшая в мир современного ребенка и утвердившаяся в нем. Эти новые виды игр сразу же привлекли к себе пристальное внимание психологов, педагогов, врачей. Увлечение ими вызывает тревогу, ребенок большую часть времени день за днем, месяц за месяцем проводит за компьютером, уходит в иллюзорный виртуальный мир, отрывается от реальности, более скудным становится опыт живого человеческого общения, наконец, возникает опасность новой зависимости, ставящейся в один ряд с наркотической. Общественное мнение порождает вокруг компьютерных игр ряд своего рода мифов, главными среди которых являются представления о том, что
Результаты конкретных психологических исследований, таких как влияние компьютерных игр на формирование агрессивного поведения детей и подростков, а также опросы, анкеты, интервью с геймерами работают против этих мифов. Прямой связи между компьютерными играми и агрессией не обнаружено, разве что среди детей младшего школьного возраста (6—9 лет) игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивное поведение [14]. Вопреки ожиданиям, игроки в компьютерные игры продемонстрировали более адаптивное социальное поведение по сравнению со своими сверстниками. Этот вывод был сделан по материалам исследований различных групп детей и подростков, включая даже подростков с отклонениями в развитии. Игроки часто собираются вместе, водят компанию, общаются, правда, по большей части с себе подобными фанатами игр; они вполне реалистично строят планы на будущее, не отстают в учебе, преуспевают в спорте и т. д. Показатели мотивации достижения и мотивации саморазвития в группе часто играющих в компьютерные игры подростков выше по сравнению с группой неиграющих пользователей [14, 12]. Видимо, существует принципиальное различие — играть или заигрываться. Одно дело, когда речь идет об увлеченном игроке, который проводит за играми много времени, но не жертвует ради игры учебой, работой или добрыми отношениями с родными. Другое дело феномен кибераддикции, когда имеет место болезненное пристрастие к играм, игра превращается в способ ухода от реальной жизни и в ее замену, когда рвутся социальные контакты, жизнь вне экрана кажется враждебной и непонятной и только игра «высекает» какие-либо эмоции. Но таких фанатов всего около 10—14% от всего играющего сообщества. Много это или мало, трудно сказать. Какие психологические личностные особенности способствуют попаданию в данную группу риска — это заслуживает отдельного исследования. В большинстве же случаев, как показало исследование пользователей 9—16 лет, сверхувлечение компьютерными играми длится в течение двух-трех месяцев, когда прежние хобби отступают в сторону. Затем восстанавливается прежняя структура интересов, и компьютерные игры занимают в ней свое скромное место [14]. И однако при всей утешительности результатов вышеназванных исследований ребенок/подросток компьютерной эпохи заметно отличается от своих «компьютерно неангажированных» предшественников. С появлением в жизни наших детей компьютерных игр, приставок, Интернета с чатом и «аськами», SMS-коммуникации возник совсем иной образ детства при внешнем сохранении и преемственности культурной традиции. Так в чем принципиальная новизна компьютерных игр? Чем отличаются они от всего многообразия игр, в которые играли дети во все времена во всех уголках мира? Ответ на вопрос лежит на поверхности — эти новые игры виртуальные. В них нет реального действия, все события разворачиваются в «заэкранье», в особом пространстве, которое создается, как по мановению волшебной палочки, путем нажатия комбинации кнопок. ... Литература
Статьи по теме
Социальная психология | Кыштымова И.М., Тимофеев С.Б. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. Психология личности, Психология развития | Ярощук И.В. Психология образования | Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|