Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

15 место — направление «Психология»

1,086 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Источники вариативности когнитивных функций в поздней взрослости 1044

Обухова О.Б.
старший преподаватель кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
e-mail: s1342075@gmail.com

Аннотация

Использование близнецового метода позволило выявить генотип-средовые соотношения в вариативности когнитивных функций в поздней взрослости. Для изучения интеллектуальных показателей использовался тест Векслера. Показано снижение показателей интеллекта в невербальной сфере; выявлена факторная структура интеллекта в возрасте поздней взрослости; выявлена структура фенотипической дисперсии (наследственность, общая и индивидуальная среда) отдельных интеллектуальных показателей, факторов и интегральных индексов интеллекта. В результате анализа генотип-средовых соотношений было обнаружено преимущественное увеличение доли наследственных влияний на интеллектуальную деятельность, требующую устойчивости внимания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Испытуемые. Организация близнецовых исследований — трудоемкий, дорогостоящий и сложный процесс. В некоторых государствах (например, США, Австралии, Дании, Швеции и др.) существуют близнецовые регистры, в которых содержатся базы данных о близнецовых парах, проживающих в стране. В нашей стране первые попытки сформировать репрезентативную близнецовую выборку были предприняты в Медико-биологическом институте, организованном в Москве под руководством С. Г. Левита. При институте был открыт детский сад для детей-близнецов. Институт по политическим причинам был уничтожен в 1937 г. С тех пор близнецовые выборки формировались достаточно стихийно под конкретное исследование различными специалистами: врачами, биологами, психологами. Наша выборка в основном была сформирована И. В.Равич-Щербо и Т. М.Марютиной в 1993 г. в связи с российско-американским кросскуль-турным исследованием генотип-средовых соотношений в вариативности интеллекта и личностных качеств у взрослых людей. Через десять лет значительная часть выборки по различным причинам была утеряна. В нашем исследовании принимали участие те близнецы, которых удалось найти и уговорить прийти на достаточно длительное обследование. Практически все из них были в картотеке И. В. Равич-Щербо, хотя были добавлены некоторые новые пары. Основным критерием, по которому отбирались пары, был возраст; кроме того, дизиготные (ДЗ) близнецы все были однополые, как этого требует классическая схема близнецового метода. В исследовании принимали участие 32 пары монозиготных (МЗ) близнецов (генетически идентичных) и 27 пар однополых ДЗ близнецов (имеющих приблизительно 50 % общих генов), проживающих в Москве. Возраст близнецов от 43 до 62 лет. Тендерная характеристика выборки — 38 мужчин и 80 женщин.

Литература
  1. Выготский Л. С. Лекции по педологии. 1933—1934 гг. Ижевск., 1996.
  2. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М, 1997.
  3. Егорова М. С, Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьян-кова С. Д., Черткова Ю. Д. Генотип. Среда. Развитие. М, 2004.
  4. Корсакова Н. К, Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. ун-та., сер.14 «Психология», 1995. № 1.
  5. Лурия А. Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии. 1962. №3.
  6. Шарютина Т. М. Промежуточные фенотипы интеллекта в контексте генетической психофизиологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2.
  7. Петрилл С. Генетические и средовые связи между общими и специальными когнитивными способностями у престарелых // Иностранная психология. 2000. № 14.
  8. Равич-Щербо И. В. Психология и генетика нужны друг другу // Иностранная психология. № 14. 2000.
  9. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2001.
  10. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.
  11. Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Тест Д. Вексле-ра. Диагностика структуры интеллекта (взрослый вариант). СПб., 2002.
  12. Фогель Ф., Мотулъски А. Генетика человека: В 3 т. Т. 3. М. 1990.
  13. Холодная М. А., Манъковский Н. Б., Бачинская Н. Ю., Лозовская Е. Л., Демченко В. Н. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1998. №2.
  14. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.
  15. Цветкова Л. С. Нарушение конструктивной деятельности при поражении лобных и теменно-затылочных отделов мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966.
  16. Cherry К. Е., Park D. С. Individual difference and contextual variables influence spatial memory in younger and older adults // Psychology and Aging. 1993. V. 8.
  17. Clinical interpretation of the WAIS III and WMS III. Editors D. S. Tulski D. H. Saklofske et al. Amsterdam, 2003.
  18. Cognitive aging: A primer / Ed. by D. С Park, N. Schwartz. Philadelphia, 2000.
  19. Deary I. Looking down on human intelligence: from psychometrics to the brain. Oxford. 2000.
  20. DeFriesJ. C, Plomin R., Fulker D. W. Nature and nurture during middle childhood. Blackwell Publishers Oxford UK Cambridge USA, 1994.
  21. Harris J. R. Introduction to special issue on aging // Behavior Genetics. 2003. V. 33.
  22. Hummert M. L., Garstka T. A., ShanerJ. L., Strahm, S. Stereotypes of the elderly held by young, middle-aged, and elderly adults // Journal of Gerontology: Psychologial Sciences. 1994. V. 49.
  23. Lindenberger U., Bates P. Intellectual functioning in old and very old age: Cross-sectional results from the Berlin Aging Study // Psychology and Aging. 1997. V. 12.
  24. Park D. C. Psychological issues related to competence: Cognitive aging and instrumental activities of daily living // W. Schaie & S. Willis (Eds). Social structures and aging. Mahwah, N.J., 1997.
  25. Park D. С Aging and the controlled and automatic processing of medical information and medical intentions // D. С Park, R. W. Morrell & K. Shifren (Eds.), Processing of medical information in aging patients: Cognitive and human factors perspectives. Mahwah, N.J., 1999.
  26. Park D. C, Shaw R.J. Effect of environmental support on implicit-explicit memory in younger and older adults // Psychology and Aging. 1992. V. 7.
  27. PedersenN. L., Plomin R., NesselroadeJ. R., McClearn G. E. A quantitative genetic abilities during the second half of the life span // Psychological Science. 1992. V. 3 (6).
  28. Petrill S. A., Plomin R., Berg S., Johansson В., Pedersen N., Ahem F., McClean G. E. // The genetic and environmental relationship between general and specific cognitive abilities in twins 80 years and older // Psychological Science. 1998. V. 9 (3).
  29. Plomin R. Development, genetics and psychology. Hillsdale, N.J., 1986.
  30. Plomin R., DeFries J. C, McClearn G. E. Behavioral Genetic. A primer. Freeman a. Company. N. Y., 1990.
  31. Reuter-Lorenz P. A. Cognitive neuropsychology of the aging brain // Cognitive aging: A primer / Ed. by D. C. Park, N. Schwartz. Philadelphia. 2000.
  32. Salthouse T. A. The processing-speed theory of adult age differences in cognition // Psychological Review. 1996. V. 103.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика