Портрет атеиста глазами современных студентов

1280

Аннотация

Статья посвящена описанию процедуры и результатов исследования представлений студенческой молодёжи об атеизме и личности атеиста. Дан обзор основных психологических и социологических исследований атеизма, представлены мнения отечественных и зарубежных исследователей о личностных характеристиках атеиста и месте атеизма в общественной жизни. В эмпирической части статьи описаны две серии проведенного исследования, целью которого было изучение представлений современных студентов 1—2-го курсов о личностных характеристиках и ценностях убежденного атеиста. В первой, качественной, серии исследования на выборке из 167 студентов проведен контент-анализ свободных описаний личности атеиста. Во второй, корреляционной, серии на выборке из 216 студентов изучены взаимосвязи содержания представлений о личности атеиста с демографическими и мировоззренческими характеристиками респондентов. Полученные результаты дают целостный содержательный портрет атеиста в представлении студентов, включающий как позитивные, так и негативные характеристики, выраженность которых отчасти связана с полом и собственными религиозными убеждениями респондентов.

Общая информация

Ключевые слова: религия, атеизм, внерелигиозное сознание, обыденное сознание, представления, добродетели

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кошелева Н.В., Казарян М.Ю. Портрет атеиста глазами современных студентов // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 3. С. 42–49.

Полный текст

Постановка проблемы: исследования отношения к религии и атеизму

Культурно-исторически обусловленные представления о богах или Боге — центральный элемент любой религии. Но рядом с религиозной верой во многих обществах существует противоположное явление — неверие в бытие Бога (или богов) и других сверхъестественных сил. В последнее время, особенно на Западе, чаще говорят о свободомыслии, чем об атеизме, — так западными сторонниками атеизма было предложено обозначать свои убеждения с целью предотвращения общественного гонения. Свободомыслие в отношении религии в разные исторические эпохи принимало различные формы: богоборчество, религиозное вольнодумство, религиозный скептицизм, антиклерикализм, религиозный нигилизм, религиозный индифферентизм, агностицизм. М. Р. Коэн констатирует, что современные западные атеисты называют себя: свободомыслящий, скептик, иррелигиоз- ный, секулярист, гуманист [5]. Независимо от разнообразия формулировок различаются научные, религиозные и житейские представления о тех, кого принято называть «верующими» и «атеистами». Данное исследование направлено на изучение обыденных представлений об убежденном атеисте. В связи с этим сначала будет показан научный взгляд на проблему, а затем — описание обыденных представлений, выявленных в эмпирическом исследовании.

Некоторые исследователи сводят проблему противостояния веры и атеизма к проблеме противостояния религии и науки. Так, широко стала известна мысль, высказанная в начале XIX в. Э. Шюре о том, что религия действует согласно логике сердца, а наука — согласно рациональным мотивам [6]. В этом выражен вечный спор рационального и иррационального. Действительно, атеизм на протяжении истории своего существования нашел признание во многих философских и научных течениях, например, в экзистенциализме, объективизме, светском гуманизме, нигилизме, логическом позитивизме, марксизме и феминизме [9]. Вместе с тем Э. Шюре соглашается, что друг без друга наука и религия выглядят бессильно и недоказательно.

П. Витц, рассматривая психологию атеизма, увидел в ней больше иррациональных мотивов. Критикуя взгляды З. Фрейда на религию, он не соглашается с тем, что в основе атеизма лежит рационализм и скептицизм. Он утверждает, что «причины, мешающие людям уверовать в Бога, имеют не рациональную, а психологическую основу — в самом широком смысле этого слова», что «каким бы существенным ни было влияние рациональных выводов, иррациональные психологические причины воздействуют на человека значительно сильнее» [12, с. 33].

Так в чем же суть атеистических взглядов: в апелляции к разуму и отрицанию того, что рассудком не познать, или к утверждению иных идеалов, основанных на вере во что-то другое?

С. Уоррен сформулировал основные позиции, утвердившиеся в сознании современного атеиста [5, с. 10]:

1.    Отказ от всего божественного в Библии, признание авторитета разума и опытного познания.

2.    Убеждение, что человеческие усилия, а не божественное вмешательство являются инструментом улучшения личной и социальной жизни человека.

3.    Отрицание взаимосвязи между религией и этикой, отрицание морального права идеи божества господствовать в человеческой жизни.

4.    Убеждение, что человек должен заниматься не восхвалением Бога, а работой по совершенствованию бытия людей при жизни.

Таким образом, можно видеть, что в атеистическом сознании присутствуют как идеи отрицания, так и направленность на самосовершенствование, поиск идеалов. При этом, так как спектр представлений о Боге очень широк (даже у последователей одной и той же конфессии), то и представления, кто есть верующие, а кто — атеисты, разнообразны, даже парадоксальны. В частности, некоторые люди говорят, что «не верят в сверхъестественного Бога», но при этом не считают себя «неверующими». Кому-то Бог представляется лишь символом или абстрактной идеей, а не чем-то реально существующим, но признать свои взгляды атеистическими такие люди отказываются.

Д. Деннетт и Л. Ласкола недавно опубликовали результаты исследования весьма неожиданного, на первый взгляд, социокультурного явления — атеизма, среди некоторых действующих священнослужителей. Например, кто-то из них относится к Богу как к поэтическому символу, придуманному людьми, но полагает, что этот символ полезен и нужен, потому что помогает утверждению либеральных, демократических и гуманистических ценностей. Несмотря на то, что в исследовании были проанализированы убеждения лишь пяти священников, принадлежащих к различным ветвям протестантской церкви, авторы считают, что и среди других религиозных направлений такие взгляды встречаются часто [8].

В зарубежной науке обсуждаются и другие вопросы, связанные с изучением атеизма и различных форм внерелигиозного сознания. Помимо понятий атеизма и агностицизма большое распространение получило понятие «apostasy» («отступничество»), которое применяется к тем, кто отказывается идентифицироваться со «своей» конфессией, но не переходит в другую и не заявляет о своем атеизме [7].

В разных странах проводятся исследования степени религиозности населения.

В 2005 г. Британской энциклопедией было проведено исследование, которое показало, что в мире примерно 2,3 % людей считают себя атеистами (сторонники атеизма, скептицизма, безверия, включая воинствующих безбожников), а 11,9 % — просто не­религиозными (люди без религии, неверующие, агностики, сторонники свободомыслия, не интересующиеся вопросами веры).

В России, где число людей, относящих себя к верующим, по данным разных опросов, за последнее время значительно возросло, атеисты тоже оказались в меньшинстве среди приверженцев традиционных конфессий и нетрадиционных культов. Данные исследований ВЦИОМ, проведенные в 2007— 2008 гг. в 46 областях России, показали, что убежденными атеистами себя считают 6 % опрошенных, безразлично относятся к религии 8 %. Однако В. Г. Безрогов описывает иную картину религиозности в России [1]. По его данным, 71,1 % опрошенных назвали себя православными, 4,2 % мусульманами, 0,6 % — буддистами, 0,5 % — протестантами, 0,4 % — католиками, 18,5 % людей обозначили себя как атеисты. Больше всего людей, называющих себя верующими, среди молодежи 16—19 лет (65 %), что превышает число верующих даже среди пожилых людей (62 %). Однако, как выяснилось, у этих молодых людей практически отсутствует потребность общения с Богом через посредство церкви, священнослужителей, путем совершения церковных таинств и т. п.

Но и здесь есть противоречивые факты: лишь половина (51,3 %) людей, назвавших себя верующими, верят именно в Бога, еще одна четверть (26,1 %) верят в существование некой высшей силы. При этом около 17 % людей, обозначивших себя как православные, в вопросе о вере в Бога «затруднились с ответом» и 5,2 % определенно написали, что в Бога не верят. Среди атеистов 27 % отметили, что «верят в Бога, высшую силу, разум, дух», а 29,4 % затруднились с ответом, и лишь менее половины — 43,5 % опрошенных указали, что считают, что «Бога нет». Это означает, что отнесение респондентом самого себя к верующим или атеистам — весьма ненадежное средство отделения «истинного атеиста» от «истинного верующего», но и однозначный внешний критерий сформулировать трудно.

И верующие и атеисты представляют собой внутренне неоднородные группы. Некоторые из людей, заявляющих, что верят в Бога, являются по своим установкам идолопоклонниками или людьми без веры, тогда как некоторые из атеистов, посвятивших себя делу совершенствования человечества, обнаруживают истинную веру и глубокую религиозную установку. Между верующими и неверующими (атеистами) всегда и везде существует главное отличие: первые верят в существование сверхъестественных существ, а вторые не верят в их существование. Но как доказывается разными авторами, это и есть разные способы веры — веры не только как верности Богу, но и как убежденности в чем-то. Второй вариант понимания веры важен и для обыденной жизни и для научного познания.

В целом количество психологических исследований атеизма весьма невелико. В нашей стране и за рубежом широко ведутся исследования религиозности, религиозной социализации, особенностей личности верующего, но значительно меньше внимания уделяется атеизму. Возможно, это связано с тем, что, с точки зрения психологии, атеизм — значительно менее интересный объект изучения, чем религиозность с ее богатством религиозных образов, представлений, эмоций, практик и т. д.

Но, как будет показано ниже, и атеизм, и взгляды верующих и неверующих людей об атеистах могут представлять значительный психологический интерес. Наше исследование посвящено изучению содержания обыденных представлений об атеисте.

В процессе работы мы придерживались методологических позиций исследования имплицитных концепций Р. Стернберга [10; 11].

Предметом нашего эмпирического исследования были представления о личности атеиста у студенческой молодежи.

Основной гипотезой, выдвинутой в исследовании, является предположение о связи религиозных убеждений и половых различий с представлениями о характеристиках атеиста.

Выявление представлений о чем-либо должно начинаться с обнаружения характеристик, которыми может быть описан человек, обладающий исследуемым феноменом. В нашем случае — это определение параметров, в соответствии с которыми люди описывают атеиста. Из этих описаний необходимо выявить наиболее часто встречающиеся характеристики. Как правило, исследователи выбирают не менее 20— 30 параметров. После этого выбранные характеристики предлагаются испытуемым для оценки их свой­ственности человеку, с которым испытуемый знаком лично. Таким образом, исследователь устанавливает зависимость представлений от различных, например, социально-демографических или психологических характеристик испытуемых.

В соответствии с указанной логикой изучения обыденных представлений нами был разработан план исследования, которое проходило в два этапа.

На первом этапе респонденты составляли свободное описание атеиста (методика «Свободное описание»). Цель этого этапа — получение списка из 30 наиболее часто упоминаемых характеристик, который необходим для второго этапа исследования.

Цель второго этапа — изучение зависимости представлений об атеисте от характеристик самих респондентов, их убеждений и ценностных ориентаций.

Первый этап:
исследование свободных описаний атеиста

Метод

Респонденты: 167 студентов I—II курсов различных факультетов ГУ-ВШЭ, Москва: 59 юношей, 108 девушек, возрастной диапазон 16—20 лет, средний возраст — 18 лет.

Методика: респондентам давалась инструкция: «Пожалуйста, опишите в свободной форме свое представление убежденного атеиста и по-настоящему верующего». При обработке были проанализированы частоты встречаемости различных характеристик атеиста в описаниях и выделены наиболее часто встречаемые характеристики.

Процедура: исследование проводилось в часы обычных лекционных занятий студентов. Студентов просили помочь, приняв участие в исследовании на добровольной основе.

Результаты

По данным анализа полученных сочинений студентов выделялись качества, которыми студенты наделяли атеиста, и подсчитывалось число студентов, которые в своих сочинениях приписывали атеисту то или иное качество. Полученный список качеств и распределение частот представлены в табл. 1 (в столбцах указано число юношей и девушек, приписавших данное качество атеисту). Гипотеза о половых различиях в относительной частоте характеристик проверялась с помощью критерия хи-квадрат.

Таблица 1

Качества убежденного атеиста в представлении юношей и девушек

Качества убежденного атеиста

Число приписываний качества

Общее число упоминаний качества

Юноши

Девушки

Нигилист

31

42

73

Уверенный

20

38

58

Эгоист

10

16

26

Рассудительный

9

16

25

Прагматичный

9

12

21

Обычный человек

8

10

18

Агрессивный

2

14

16

Скептик

3

13

16

Рационалист

9

5

14

Реалист

14

14

Материалист

5

8

13

Аморальный

3

10

13

Самоуверенный

3

10

12

Циник

2

7

9

Несуеверный

9

9

Депрессивный

2

6

8

Всемогущий

7

7

Коммунист

2

5

7

Решительный

3

3

Равнодушный

3

3

4

Мрачный

3

1

4

Замкнутый

4

4

Агностик

3

3

Злой

3

3

Настойчивый

3

3

Неразумный

3

3

Жизненный опыт

3

3

Пессимист

3

3

Максималист

2

3

 

Значимыми (p < 0,05) оказались половые различия в распределении трех качеств убежденного атеиста: юноши более склонны приписывать ему качества «рационалист» и «замкнутый», девушки — «реалист».

Обсуждение

Сразу подчеркнем, что сочинения многих студентов были развернутыми, с яркими эпитетами, что свидетельствует об интересе к этой теме. 70 % респондентов указывали, что представления о вере и атеизме прививаются родителями, опираются на личный (иногда на чужой) опыт, формируются в процессе образования. Можно предположить, что, по житейскому мнению, основными источниками формирования представлений являются семейные традиции, собственный опыт и влияние образовательных учреждений. Р. Стернберг подчеркивал значение собственного жизненного опыта для процесса формирования имплицитных концепций, но в области религиозных представлений, как мы видим, большое значение придается и воспитательным воздействиям со стороны как родителей, так и образовательной системы.

Более четверти респондентов ассоциировали атеиста с «человеком, живущим во времена Сталина», он представлялся им «мрачным, холодным, серым» человеком. Атеист практически во всех описаниях наделялся такими качествами, как уверенность, независимость, рациональность, жестокость, высокомерность. Он «выступает за материализм» и «свободен от стереотипов», «имеет простое отношение ко всему». В 15 % описаний атеист оказался несчастным человеком. Проанализировав все описания, мы обнаружили в мнениях различных студентов полярные качества, например, «злой» и «добрый», «угрюмый» и «открытый». Также некоторые свойства были представлены через отрицание положительных качеств или через их отсутствие («неприветливый», «без сочувствия» и т. п.). Здесь можно проследить влияние социальных стереотипов: то, что связано с верой и церковью, одобряется государством и, следовательно, представляет собой «добро», а атеистическая позиция, преподносимая как пережиток ушедшей идеологии, порицаема и, следовательно, являет собой «зло». Эти стереотипы формируются в том числе телевизионными ток-шоу с названиями типа «Может ли атеист быть нравственным?», соответствующими статьями в СМИ и т. п. Мнения респондентов также можно связать и с недостаточной зрелостью научного понятийного аппарата у студентов I—II курсов, в силу чего в описаниях проявилась житейская позиция.

Результатом этого этапа исследования стало составление перечня из 30 наиболее часто встречавшихся качеств. Среди них на первых местах оказались: нигилизм, рационализм, рассудительность, прагматичность (это согласуется с рассмотренным выше рассуждением о противопоставлении логики атеиста интуиции верующего). Выделенные характеристики необходимы для второй части исследования — изучения связей представлений об атеисте с характеристиками самих респондентов, их убеждений и ценностных ориентаций.

Второй этап: исследование связей
представлений об атеисте с характеристиками
респондентов

Метод

Респонденты: 216 человек — студенты I—II курсов различных факультетов ГУ-ВШЭ (93 юноши, 123 девушки, возрастной диапазон — 16—28 лет, средний возраст — 22 года).

Методики: 1. Составление характеристики знакомого респонденту атеиста в терминах 30 дескрипторов, выделенных на первом этапе как наиболее распространенных. Респонденту предлагалась анкета со следующей инструкцией: «Вспомните людей, каждого из которых Вы могли бы охарактеризовать как совершенно не религиозного человека, убежденного атеиста. Из людей, которых Вы знаете лично, выберите человека, на Ваш взгляд, наиболее точно соответствующего Вашим представлениям о человеке с атеистическими убеждениями и укажите его пол и возраст. Оцените по 5-балльной шкале (от 1 — совершенно несвойственно до 5 — безусловно свойственно), насколько указанные ниже качества присущи этому человеку».

Выявленные по результатам анализа свободных описаний атеиста 30 наиболее часто встречающихся качеств были предложены респондентам для оценки.

С точки зрения С. Московичи, в обыденном сознании представлена «способность воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам или объяснять личностную ситуацию» [3, с. 6]. Поэтому, чтобы выявить представления, в соответствии с которыми респонденты воспринимают людей и взаимодействуют с ними, важно получить описание именно знакомого человека, которого респонденты считают атеистом, и выявить отношение респондентов к присущим ему чертам. Из объективных характеристик испытуемые указывали пол и возраст знакомого «атеиста».

2. Идентификация собственной мировоззренческой позиции респондентов относительно атеизма и веры с помощью специально разработанных квалифицирующих вопросов.

Для изучения собственной мировоззренческой позиции респондентам предлагалось ответить на так называемые «квалификационные вопросы»: «Считаете ли Вы, что на определенных этапах эволюции Вселенной не обошлось без божественного (сверхъестественного) вмешательства?» и «Согласны ли Вы с точкой зрения, что после смерти бытие человека прекращается?» Это было сделано потому, что субъективное отнесение респондентом самого себя к категории верующих или атеистов может быть весьма ненадежным показателем. Сочетание ответов испытуемых на указанные вопросы может быть следующим: «да-нет», «нет-да» «да-да», «нет-нет», «не знаю» или «может быть». В соответствии с этим мы впоследствии на этапе обработки результатов разделили испытуемых на три группы с условными названиями:

•     разделяющие веру в сверхъестественное (87 человек: 38 юношей, 49 девушек), ответ «да-нет»;

•    не разделяющие веру в сверхъестественное (44 человека: 21 юноша, 23 девушки), ответ «нет-да»;

•    «противоречивые» и «неуверенные» (73 человека: 28 юношей, 45 девушек), ответы «да-да», «нет- нет», либо ответ «не знаю» или «может быть» на один или оба вопроса.

3. Характеристика респондентом атеиста и себя в терминах методики «24 добродетели».

Для изучения связи между представлениями респондентов об атеисте и их собственными представлениями о себе использовалась методика «24 добродетели», разработанная Е. Н. Осиным на основе опросника Values-In-Action К. Петерсона и М. Се­лигмана [2; 4]. Достоинством методики является то, что список добродетелей фиксирован и позволяет соотносить оценки человеком себя и других людей. В варианте методики, использованном в настоящем исследовании, испытуемым предлагалось прочесть описания 24 добродетелей, а затем применительно к каждой из добродетелей дать ответы на следующий вопрос: «Как Вы думаете, в какой степени люди, совершенно не верящие в Бога, обладают каждым из этих качеств? Насколько оно развито у них и проявляется в их жизни?». Ответы на вопросы испытуемым предлагается дать по 7-балльной шкале (от 1 — «почти не важно», до 7 — «очень важно») с инструкцией «постарайтесь использовать всю шкалу».

Процедура: исследование проводилось в часы обычных лекционных занятий студентов. Студентов просили помочь, приняв участие в исследовании (путем заполнения анонимной анкеты) на добровольной основе.

Результаты

Средний возраст атеистов, знакомых респондентам, составил 27,7 лет (стандартное отклонение 15,5), причем мужчины указывались в качестве знакомых атеистов в 2,3 раза чаще, чем женщины. 93 % юношей представляют атеиста мужчиной, тогда как среди девушек только 54 % (это различие значимо по критерию хи-квадрат (х2(1) = 24,2; p < 0,001). Представления юношей и девушек о возрасте атеиста значимо не различались. Таким образом, для этих студентов атеизм, скорее, позиция молодых людей, причем мужского пола.

1.    Обыденные представления об атеисте

Распределение представлений об атеисте по опросному листу из 30 характеристик представлено в табл. 2.

Характеристики

Юноши (N = 91)

Девушки (N = 123)

Крит. Стьюдента двустор. t

Среднее

Станд. откл.

Среднее

Станд. откл.

Нигилизм

3,18

1,21

3,16

1,32

0,09

Максимализм

3,67

1,09

3,53

1,15

0,88

Эгоизм

3,46

1,18

3,33

1,27

0,74

Рассудительность

4,08

0,97

3,97

0,85

0,89

Уверенность в себе

4,02

0,83

4,00

0,89

0,18

Прагматичность

3,70

1,00

3,53

1,07

1,16

Жизненный опыт

3,41

1,03

3,60

1,06

-1,31

Неотличимость от большинства людей

2,98

1,25

2,61

1,21

2,17 (p < 0,05)

Агрессивность

3,12

1,21

2,74

1,28

2,20 (p < 0,05)

Скептицизм

3,48

1,14

3,50

1,15

-0,13

Отсутствие суеверий

3,71

1,25

3,64

1,18

0,41

Рационализм

4,06

0,96

3,78

1,02

1,99 (p < 0,05)

Реализм

3,85

0,99

3,76

1,08

0,62

Материализм

3,91

1,03

3,68

1,10

1,55

Аморальность

2,61

1,14

2,33

2,17

1,14

Цинизм

3,11

1,21

2,89

1,36

1,20

Самоуверенность

3,70

1,01

3,42

1,09

1,92 (p = 0,05)

Склонность к депрессиям

2,64

1,20

2,63

1,31

0,04

Полагание себя всемогущим

2,84

1,26

2,54

1,25

1,72

Коммунистические убеждения

2,29

1,27

2,20

1,31

0,49

Равнодушие

2,81

1,08

2,37

1,20

2,76 (p < 0,01)

Решительность

3,63

0,94

3,58

0,98

0,37

Замкнутость

2,55

1,05

2,50

1,26

0,33

Мрачность

2,45

1,06

2,46

1,23

-0,08

Агностицизм

2,81

1,14

2,69

1,18

0,79

Злобность

2,55

1,28

2,21

1,19

1,99 (p < 0,05)

Неразумность

2,17

1,17

2,19

1,09

-0,12

Настойчивость

3,80

0,83

3,70

0,94

0,85

Пессимизм

2,44

1,01

2,57

1,17

-0,85

Стойкость к воздействию

3,82

1,00

3,69

1,08

0,94

Гипотезы о связи пола и религиозных убеждений с характеристиками атеиста проверялись с помощью t-критерия. Юноши, по сравнению с девушками, были более склонны приписывать атеисту такие характеристики, как неотличимость от большинства людей, агрессивность, рационализм, равнодушие, злобность. Статистически значимых связей выраженности приписываемых характеристик с собственными религиозными убеждениями студентов обнаружено не было.

При помощи дисперсионного анализа ANOVA проверялись гипотезы о взаимодействии факторов религиозных убеждений (по трем выделенным группам) и пола. Взаимодействий между переменными «пол « и «убеждения» ни по одному из 30 качеств выявлено не было.

2.    Представления о добродетелях атеиста

Описывая добродетели атеиста, студенты в первую очередь подчеркивают особенности когнитивной сферы и связанные с деятельностью (по убыванию): жизненная энергия, упорство, чувство юмора, любопытство, интерес к учению, лидерство, гибкость мышления, благоразумие. Наименее характерными для атеиста (по возрастанию), по мнению студентов, оказываются межличностные и духовные добродетели: религиозность, скромность, способность прощать, надежда, причастность общему делу, благодарность, искренность, непредвзятость, доброта.

Были выявлены различия между девушками и юношами в представлении о присущих атеисту добродетелях (табл. 3). Девушки были более склонны приписывать атеисту ряд добродетелей: любовь, искренность, любопытство, мудрость, социальный интеллект, способность прощать.

Различия в представлениях об атеисте трех групп студентов с различными убеждениями о сверхъестественном проверялись с помощью дисперсионного анализа (ANOVA). Были получены значимые различия в оценках атеиста по таким добродетелям, как гибкость мышления (F (2; 195) = 3,41; p < 0,05), надежда (F (2; 195) = 7,91; p < 0,001), причастность общему делу (F (2; 195) = 3,05; p < 0,05), упорство (F (2; 195) = 3,15; p < 0,05), чувство прекрасного (F (2; 195) = 3,51; p < 0,05) и чувство юмора (F (2; 192) = 3,54; p < 0,05). Во всех случаях студенты, наиболее склонные разделять сверхъестественные убеждения, были наименее готовы приписывать атеисту соответствующую добродетель.

Обсуждение

В целом можно сделать вывод, что у студентов существуют достаточно единообразные представления о личности атеиста, существенно не зависящие от пола и мировоззренческой позиции респондента. Единственной особенностью является представление о гендере атеиста: юноши склонны считать типичного атеиста мужчиной, а в представлении девушек типичным атеистом может быть как мужчина, так и женщина.

Таблица 3

Половые различия в представлениях о добродетелях атеиста

Добродетели

Юноши (N = 68)

Девушки (N = 98)

Крит. Стьюдента двустор. t

Среднее

Станд. откл.

Среднее

Станд. откл.

Благодарность

4,18

1,48

4,20

1,28

-0,13

Благоразумие

4,97

1,33

5,08

1,36

-0,52

Гибкость мышления

5,07

1,37

5,15

1,42

-0,36

Доброта

4,31

1,34

4,63

1,13

-1,68

Жизненная энергия

5,24

1,39

5,43

1,31

-0,91

Интерес к учению

5,26

1,19

5,20

1,29

0,31

Искренность

3,97

1,25

4,50

1,29

-2,64 (p < 0,01)

Креативность

4,90

1,54

5,05

1,42

-0,66

Лидерство

4,99

1,57

5,27

1,62

-1,11

Любовь

4,41

1,52

5,08

1,16

-3,21 (p < 0,01)

Любопытство

4,94

1,20

5,43

1,22

-2,55 (p < 0,05)

Мудрость

4,36

1,37

4,82

1,49

-2,00 (p < 0,05)

Надежда

3,99

1,49

4,27

1,39

-1,24

Непредвзятость

4,34

1,56

4,50

1,56

-0,66

Причастность общему делу

4,13

1,44

4,16

1,36

-0,14

Религиозность

2,06

1,87

1,81

1,57

0,94

Самоконтроль

4,75

1,39

4,78

1,31

-0,12

Скромность

3,68

1,50

3,98

1,27

-1,40

Социальный интеллект

4,26

1,48

4,67

1,24

-1,93 (p = 0,06)

Способность прощать

3,87

1,49

4,27

1,22

-1,89 (p = 0,06)

Упорство

5,21

1,34

5,42

1,35

-1,00

Храбрость

4,90

1,42

5,05

1,44

-0,68

Чувство прекрасного

4,54

1,49

4,69

1,45

-0,65

Чувство юмора

5,06

1,70

5,45

1,53

-1,54

Основные различия в представлениях девушек и юношей можно объяснить существующими гендер­ными стереотипами. Так, юноши, имея в виду атеиста мужчину, более высоким баллом оценивают качества, постулируемые в обществе как маскулинные, — рационализм и агрессивность. При этом типичным феминным характеристикам (любовь, любопытство, способность прощать) юноши приписывают значимо низкие, по сравнению с девушками, оценки. Девушки, наоборот, среди добродетелей атеиста подчеркивают именно искренность, способность прощать и любить, житейскую мудрость и социальный интеллект, а характеристики, связанные с рационализмом, равнодушием и агрессивными тенденциями, оценивают существенно ниже, чем юноши.

Рассматривая представления студентов с различными мировоззренческими позициями, можно обнаружить следующую закономерность. При описании знакомого респондентам атеиста посредством 30 характеристик, выявленных в свободных описаниях, сделанных студентами и состоящих главным образом из качеств, имеющих негативный оттенок (см. табл. 1, 2), значимых различий в представлениях студентов, относящих себя к различным мировоззренческим позициям, обнаружено не было. Однако при описании атеиста в терминах добродетелей (см. табл. 3) студенты, относящиеся к группе разделяющих веру в сверхъестественное, значимо ниже оценивают такие добродетели, как гибкость мышления, надежда, чувство юмора, упорство, чувство прекрасного, причастность общему делу. Если учесть, что сам термин «добродетель» характеризует нравственную сферу человека с положительной стороны, то и в стимульном материале методики присутствуют позитивные свойства. Следовательно, респонденты из группы разделяющих веру в сверхъестественное менее склонны описывать атеиста в терминах положительных характеристик, но по другим, более негативным качествам имеют схожее мнение с представителями остальных мировоззренческих позиций. Это показывает, что житейские представления верующих об атеисте как носителе отрицательных характеристик более нетерпимы к наделению атеиста добродетелями, которые, как правило, являются признаком высокой нравственности, этической и ценностной направленности личности.

Исходя из величины оценок основных дескрипторов, характеризующих атеиста, можно составить общий портрет атеиста, существующий в обыденном сознании студентов.

В представлениях студентов атеист — это рассудительный человек, уверенный в себе. При этом данная уверенность атеиста, хотя и связана с самоуверенностью, но не обязательно перетекает в нее (самоуверенность приписывается атеисту лишь сравнительно небольшим числом респондентов), зато сопряжена с эгоизмом. Атеиста, по мнению респондентов, характеризует прагматическая ориентация — направленность на дело и выгоду. Кроме того, атеист обладает стремлением к учению, гибкостью мышления и энергичностью. Он лишен суеверий и является реалистом. Эти качества сочетаются с цинизмом, нигилизмом, максимализмом, пессимизмом и неразумностью. Ко многим проблемам атеист может проявлять равнодушие, обнаруживая при этом стойкость к помехам и иным воздействиям (в том числе и мировоззренческим) со стороны. Возможно, что справляться с указанными проблемами ему помогает развитое чувство юмора. Среди рассматривавшихся качеств менее всего для атеиста характерна злобность, полагание себя всемогущим и замкнутость. При этом атеист воспринимается и как человек недостаточно решительный и настойчивый. Интересно, что материалистические и коммунистические убеждения, по мнению современных студентов, присущи атеисту в невысокой степени (ниже среднего). Это говорит о том, что молодые люди не очень сильно связывают атеизм и господствовавшую в советскую эпоху идеологию, хотя это понимание атеизма все же присутствует в их сознании. Если говорить об эмоциональной сфере атеиста, то он в средней мере подвержен депрессиям, мрачному расположению духа, бывает агрессивен, но не с целью злобных нападок на оппонентов. В целом можно сказать, что, по мнению студентов, в личности атеиста сочетаются рационализм, уверенность, ориентация на опыт со скептическим восприятием мира и зачастую мрачными взглядами на жизнь. Таким образом, студенты признают, что атеизм — это самостоятельная рациональная позиция, которая, в их представлении, обладает как позитивными, так и негативными характеристиками.

Заключение

Сейчас в мире существует более трех тысяч религий со своими представлениями о боге (богах), обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые считают, что именно их религия является истинной. Атеист вере в сверхъестественное противопоставляет веру в практический путь опыта и научного познания, а преклонению перед церковными авторитетами — собственную критичность. В то же время для определения атеистов или верующих критерий самоидентификации недостаточен: многие, называющие себя атеистами, признают существование «каких-то высших сил», что характерно и для ряда относящих себя к верующим, и наоборот. «Процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения» [1, с. 155]. Изучение представлений молодежи о вере и атеизме представляет не только академический, но и важный практический интерес, поскольку эти представления могут влиять на степень социальной напряженности, конфликтности в обществе, на возможность достижения общественного согласия в той или иной степени по экзистен­циально важным вопросам.

Литература

  1. Безрогов В. Г. Право на веру: религиозное воспитание и проблемы толерантности в межпоколенных отношениях. М.; Таганрог. 2003.
  2. Буровихина И., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Силы ха­рактера как ресурсы личности подростка: опыт примене­ния опросника «Профиль личных достоинств» // Психо­логическая диагностика. 2007. № 1.
  3. Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2.
  4. Осин Е. Н. Смыслоутрата как переживание отчужде­ния: структура и диагностика: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2007.
  5. Трофимова З. П. Гуманизм. Религия. Свободомыс­лие. М., 1992.
  6. Шюре Э. Великие посвященные. М., 1990.
  7. Caplovitz D., Sherrow F. The Religious Drop-Outs: Apostasy Among College Graduates. Beverly Hills, 1977.
  8. Dennett D. C., LaScola L. Preachers who are not believ­ers // Evolutionary Psychology. 2010. V. 8(1). Электронная версия: http://www.epjournal.net/filestore/EP08122150. pdf.
  9. Overall C. Feminism and Atheism // The Cambridge Companion to Atheism / ed. M. Martin. Cambridge, 2007.
  10. Sternberg R. J. Implicit theories of intelligence, creativ­ity, and wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49. № 3.
  11. Sternberg R. J. The concept of «giftedness»: a pentago­nal implicit theory // The origins and development of high ability. Wiley, Chichester, 1993.
  12. Vitz P. C. The psychology of atheism // Antimatters. 2008. V. 2 (4).

Информация об авторах

Кошелева Наталья Валерьевна, соискатель на звание кандидата психологических наук, научный сотрудник, международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: nkocheleva@hse.ru

Казарян Мария Юрьевна, кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей психологии психолого-социального факультета Российского государственного медицинского университета, Москва, Россия, e-mail: mariakaz-n@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1968
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1280
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2