Сулимина О.В. кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии факультета психологии, Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, Россия e-mail: sulimina_oxana@mail.ru
Статья посвящена проблеме личностного развития в период выхода в самостоятельную жизнь юношей и девушек, находящихся в различных условиях социализации. Приводятся результаты исследования основных траекторий личностного развития у сирот и не сирот юношеского возраста. Участниками исследования выступили 90 человек, из которых 44 — из семей (18 юношей, 26 девушек) и 46 — из учреждений интернатного типа (24 юноши, 22 девушки), средний возраст — 19 лет. В результате проведенного исследования были выявлены как сходные характеристики двух выборок (автономный, импульсивный и отчужденный пути личностного развития), так и различные (конформный, импульсивный, симбиотический пути личностного развития, осмысленность жизни и удовлетворенность жизнью). Проведенное исследование имеет значение при психологическом сопровождении как сирот, так и не сирот в развитии и становлении их личности в юношеском возрасте.
Сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи,
нестабильность института семьи, размытость моральных ценностей, которые уже
не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют
необходимость использования специальных мер для развития и усиления
собственного «Я» молодого человека, формирования жизнеспособной личности,
обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в
социуме.
Литература
Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И.
Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития // Личностный
потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011.
С. 579—610.
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня
субъективного контроля (УСК). М.: Смысл. 1993. 16 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология
// Проблема возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С.
243—268.
Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ. 2003. 376 с.
Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути
решения проблемы сиротства в России. М.: Вопросы психологии. 2002. 208 с.
(Библиотека журнала «Вопросы психологии).
Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации
личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. №3. С.
49—55.
Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородкина И.В. Смысл,
адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии. 2007. №2. С.
68—79.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл,
1992. 18 с.
Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы
самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С.
15—25.
Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых
ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Материалы II Международной
научно-практической конференции «Психология стресса и совладающего поведения в
современном российском обществе» (г. Кострома, 23—25 сентября 2010 г.).
Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т.2. С. 40—42.
Леонтьев Д.А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж.
Левинджер // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А.
Леонтьева. М.: Смысл. 2011. С. 59—75.
Леонтьев Д.А. Факторы и психологические механизмы развития личности
в затрудненных условиях // Материалы международной научно-практической
конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология»
(20—22 июня 2011 г.). Москва: МГППУ. 2011. С. 69—70.
Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития //
Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67—80.
Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал
при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации //
Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.:
Смысл. 2011. С. 611—641.
Леонтьев Д.А., Михайлова Н.А., Рассказова Е.И. Апробация методики
незаконченных предложений Вашингтонского университета // Психологическая
диагностика. 2010. № 2. С. 6—35.
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Методологические и методические вопросы
эмпирического изучения и диагностики личностного потенциала // Личностный
потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011.
С. 404—423.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл,
2006. 63 с.
Мирошниченко О.А. Психологические аспекты деятельности персонала
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 22 с.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал
экспресс-оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс]// Материалы
III Всероссийского социологического конгресса (21—22 октября 2008 г.), 2008.
URL: http://publications.hse.ru/chapters/78753840 (дата обращения:
18.09.2013).
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А., Буровихина И.А. Паттерны саморегуляции и
психологическое благополучие в подростковом возрасте // Материалы II
Международной научнопрактической конференции «Личностный ресурс субъекта труда
в изменяющейся России» (г. Кисловодск, 11—14 ноября 2009 г.). Кисловодск:
ТЭСЭРА, 2009. С. 266—271.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс. 2005.
460 с.
Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в
формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги //
Национальный психологический журнал, 2013. № 2. С. 32—40.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
560 с.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад. 2000. 460 с.
Avakyan T.V., Volikova S.V. Social anxiety in children. Psychology
in Russia: State of the Art, 2014. 7(1).P. 73—82.
Sobkin V.S., Mkrtychyan, A.A. (2013) The role of sociocultural
factors of developing attitudes toward extremism in school students of the
cities of Moscow (Russia) and Riga (Latvia). National sychological journal,
2013. № 2. Р. 32—40.