Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 3. С. 9–15
doi:10.17759/chp.2015110302
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: воля, произвольность, осознанность, опосредованность, мотивация, деятельность , интерпсихическая форма
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110302
Для цитаты: Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 9–15. DOI: 10.17759/chp.2015110302
Фрагмент статьи
Практически во всех литературных источниках в качестве основной и центральной характеристики, определяющей специфику воли и произвольности у человека, выделяется осознанность, или сознательность. Утверждение о том, что сознательность, или осознанность, является основной характеристикой волевого и произвольного поведения, содержится практически во всех определениях, представленных в психологической литературе. Приведем лишь некоторые из них. «Присущая человеку способность руководствоваться в своих действиях сознательно поставленной целью называется волей, а сознательно регулируемые действия называются произвольными или волевыми» [4 с. 153]. «Волевое действие человека всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания. Воля в собственном смысле возникает только тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим действиям или влечениям, к тому, чтобы так или иначе отнестись к ним» [9, с. 509].
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 460 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 365 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. 396 c.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений http://childpsy.ru/lib/books/id/9132.php // А.В. Запорожец. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. 286 с.
- Зейгарник Б.В. Теория личности Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. 118 c.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15—37.
- Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. № 3. С 47—55.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 384 с.
- Эльконин Б.Д. Опосредствование, действие, развитие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 c.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3809
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 7048
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 26