Зарецкий В.К. кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127 e-mail: zar-victor@yandex.ru
В статье на материале опубликованных работ Л.С. Выготского прослеживается динамика его представлений о развитии ребенка. Тезис «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» ставится в один ряд с двумя другими важнейшими положениями культурно-исторической теории — о том, что обучение идет впереди развития, и о зоне ближайшего развития. Обосновывается значение этих положений для практики оказания психолого-педагогической помощи, содействующей развитию, и ставится проблема гипотетического механизма такой связи. В качестве иллюстрации работы этого механизма приводится многовекторная модель зоны ближайшего развития как одного из концептуальных инструментов рефлексивно-деятельностного подхода к оказанию помощи детям в преодолении учебных трудностей, способствующей развитию. После описания движения «от проблемы к идее» и «от идеи к механизму» приводятся примеры случаев, иллюстрирующих работу этого механизма, при котором работа с учебными трудностями ведет к одновременному движению по многих векторам развития. Приводится опыт работы с детьми с трудностями в обучении в специально организованных летних школах, опыт реализации проекта «шахматы для общего развития, опыт оказания помощи детям-сиротам с тяжелыми соматическими заболеваниями, а также приводится описание случая работы со студенткой с признаками синдрома выученной беспомощности. Делается вывод о том, что тезис Л.С. Выготского о специфическом характере связи обучения и развития имеет принципиальное теоретическое и практическое значение, в том числе для практики работы с особенными детьми.
Главную книгу Л.С. Выготского «Мышление и речь» называют
книгой «о мышлении», «о речевом мышлении», о развитии мышления и речи [16; 42;
45; 61]. А, например, Г.Л. Выгодская и Т.М. Лифанова пишут, что «…вся эта книга
от начала до конца посвящена развитию вообще» [11].
Литература
Алексеев Н.Г. Методологические принципы ана- лиза концептуальных
схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в эргономике / Труды
ВНИИТЭ. Вып. 17. М.: ВНИИТЭ. 1979. С. 104—125.
Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления // Шахматы: наука, опыт,
мастерство // М.: Высшая школа, 1990. С. 41—53.
Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления
// Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора
психологи- ческих наук. М. 2002. 41 с.
Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоцио- нальных компонентов
зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы
психологии. 1997. №1. С. 19—25.
Бороздин А.И. Уроки музыкальной терапии в школе Бороздина // В кн.:
Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина».
Монографическое эссе. Под научной редакций Л.И.Боровикова. — Новоси- бирск:
Изд-во НИПКиПРО, 2000. 245 с.
Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. М.:
Государственное учебно-педагогическое изда- тельство. 1931. 208 с.
Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологи- ческого схизиса //
Вопросы психологии. 1996. №6. С. 25— 40.
Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический ме- тод и психология
сознания: в поисках утраченного (ста- тья вторая) // Культурно-историческая
психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117—126.
Воликова С.В., Глухова О.В. Динамика уровня раз- вития
познавательных процессов учеников начальных классов, участвующих в проекте
«Шахматы для общего развития // В кн.: Актуальные проблемы преподавания учебной
дисциплины «Шахматы» в общеобразовательных школах и детских садах России и
других стран мира: ма- териалы Международной научно-практической конферен- ции:
Сборник тезисов докладов / Составители И.Г. Сухин, А.М. Гилязов; научный
редактор И.Г. Сухин. Сатка. 2012. С. 27—31.
Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Вы- готский. М.: Смысл.
1996. 420 с.
Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности //
Собр.соч.: В 6 т. Т. 5. Основы дефектоло- гии/под ред. Т.А. Власовой. М.:
Педагогика. 1983. С. 62—84.
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр.
Соч.: В 6 т. М.: Педагогика. 1982. Т. 1. С. 78—98.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс.
1999. 536 с.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологиче- ского кризиса //
Собрание сочинений в 6—ти т. Т. 1. Во- просы теории и истории психологии/Под
ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика. 1982. С. 291 —436.
Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика.Т.
2. 1982. С. 5—361.
Выготский Л.С. История развития высших психиче- ских функций //Собр.
Соч. в 6 т. М.: Педагогика. Т. 3. 1983. С. 5—328.
ВыготскийЛ.С. Проблемы детской (возрастной пси- хологии) //
Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика.1984. С. 243—432.
Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте //
В кн.: Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Издательство
«Институт прак- тической психологии». Воронеж НПО «МОДЭК». 1998. С.
357—388.
Гордон М.М. Опыт первой летней школы для детей с особенностями
развития// В кн.: Подходы к реабилитации детей с особенностями развития
средствами образования. Сб. научных трудов и проектных материалов. М.: Институт
педагогических инноваций РАО, 1996. С. 391—402.
Гриншпун И.Б. История психотерапии. Лекция 1. Введение в историю
психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2.
С. 175—207.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР. 1996. 544
с.
Зарецкий В.К. Эргономика в системе научного зна- ния и инженерной
деятельности // Методологические про- блемы проектной деятельности в
эргономике. М.: ВНИИ- ТЭ. 1989. С. 8—20.
Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивно-деятельност- ного подхода к
организации коррекционных занятий по русскому языку // В кн.: Методы и средства
реабилита- ции детей с особенностями развития и инвалидностью. М.: ИПИ РАО.
1998. С. 86—90.
Зарецкий В.К. Помощь детям с трудностями в обу- чении в опоре на
зону ближайшего развития // Материалы международной конференции
«Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы разви-
тия» (г. Москва, 3—4 октября 2006 г.). М.: ООО «АЛВИАН». 2007. С. 111—119.
Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выготский //
Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего
развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—25.
ЗарецкийВ.К. Думая о Петре Яковлевиче Гальпери- не //
Культурно-историческая психология. 2012, 1. С. 73—85.
Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексив- но-деятельностного
подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи //
Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении — сто
шагов в развитии»: в поисках доказатель- ства // Культурно-историческая
психология. 2015. Том 11. № 3. С. 44—63. doi:10.17759/chp.2015110305
Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности инди- видуализации
образовательного процесса на основе реф- лексивно-деятельностного подхода в
инклюзивной прак- тике // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С.
19—26.
Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Случай Дениса Г. // Журнал
консультативной психологии и психотерапии. 2015. № 2. С. 166—180.
Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Ев- лашкина Н.М.,
Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением.
Почему возникают? Как помочь?. М.: Форум. 1011. 208 с.
Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности
как ресурс развития и предмет ис- следования // Консультативная психология и
психотера- пия. 2013. № 2. С.110—128.
Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность. — В
кн.: Стиль мышления: проблема истори- ческого единства научного знания. К
80-летию Владими- ра Петровича Зинченко. Коллективная монография / под общ ред.
Т.Г. Щедриной. М.: Российская политическая эн- циклопедия (РОССПЭН). 2011. С.
294—299.
К развитию через шахматы: рефлексивно-дея- тельностный подход. Методическое
пособие по ведению занятий в начальной школе // Под ред. В.К. Зарецкого, А.М.
Гилязова. М.: Издательство «Райхль». 2016. 94 с.
Коломейцев П., Манске К. Каждый ребенок — осо- бенный. Иллюзия
дефекта / Священник Петр Коломейцев, Манске Кристель. — М.: Никея, 2015. — 240
с.
Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / под ред. Ж.М. Глозман,
А.Е. Соболевой. 2 изд., сте- реотипное. М.: Смысл, 2016. 544 с.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социаль- ная адаптация. — М.:
ПЕР СЭ. 2001. 192 с.
Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития
// Психологический журнал. 2001. № 4. т. 22. С. 42—50.
Лебедев В.А. Вспышки в пространстве жизни // В кн.: Подходы к
реабилитации детей с особенностями раз- вития средствами образования. Сб.
научных трудов и про- ектных материалов. М.: Институт педагогических иннова-
ций РАО, 1996. С. 382—391.
Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М.: Просвещение. 1990. 158 с.
Манске К. Учение как открытие / пер. с нем.М.: Смысл, 2014. 263
с.
Мещеряков Б.Г. Взгляды Выготского на науку о дет- ском развитии
//Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 103—112.
Морозов С.М. Диалектика Выготского: внечувствен- ная реальность
деятельности. М.: Смысл. 2002. 118 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.:
Тривола, 1995. 360 с.
Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственно- временная схема зоны
ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 13—26.
Перре-Клермо А-Н. (в этом выпуске).
Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего развития // Мир
детства, 2004, № 4
Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего
образования: деятельностный подход. М.: МГППУ. 2008. 416 с.
Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы
социального познания в современ- ной психологии: обзор зарубежных исследований
и обсуж- дение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. №
3. С. 25—43. doi:10.17759/chp.2015110304
Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культур- но-историческая
концепция Л.С.Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как
психотерапевты//Куль- турно-историческая психология. 2011. № 1. С.
108—118.
Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону
ближайшего развития // Культурно-исто- рическая психология. 2006. № 4. С.
61—73.
Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной само- стоятельности. М.:
ОИРО. 2010. 432 c.
Шахматы для общего развития. Методическое по- собие по ведению занятий в
начальной школе // Под ред. В. К. Зарецкого, А. М. Гилязова. Издательство
«Райхль». 2016. 196 с.
Шахматы для общего Развития. Рабочая тетрадь для занятий шахматами // Под
ред. В.К. Зарецкого, А.М. Гиля- зова. М.: Издательство «Райхль». 2016 102
с.
Эльконин Б.Д. Педагогическая идея развивающего обучения. В кн.:
Современность и возраст / Эльконин Б.Д., Архипов Б.А., Остоверх О.С., Свиридова
О.И. М.: Неком- мерческое партнерство «Авторский клуб». 2015. С. 26—28.
Эльконин Д.Б. Детская психология. 5-е издание. М.: Московский центр
«Академия». 2008. 384 с.
Эткинд А.М. Психология практическая и академи- ческая: расхождения
когнитивных структур внутри про- фессионального сознания // Вопросы психологии.
1987. № 6. С. 20—30.
Bandura A.A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior
change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191—215.
The Cambridge Companion to Vygotsky / edited by Harry Daniels, Michael
Cole, James V. Wersch. Cambridge University Press. 2007. 462 p.
R. van der Veer, J. Valsiner. Understanding Vygotsky: a quest for
synthesis. BLACKWELL. Oxford, UK&Cambridge, USA. 1991. 450 p.
Seligman, M.E.P. Power and powerlessness: Comments on «cognates of
personal control». Applied and Preventive Psychology. 1992. 1. P. 119—120.
Zaretskii V.K. Zone of proximal development: what Vy- gotsky didn’t
have time to write//Journal of Russian and East European Psychology, vol. 47.
No 6. November-December 2009. PP. 70—93.