Культурно-историческая психология
2017. Том 13. № 1. С. 57–67
doi:10.17759/chp.2017130106
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
У истоков личности
Аннотация
В статье обсуждается проблема развития личности на ранних этапах онтогенеза. В качестве ключевой идеи выступают представления Л.С. Выготского о младенце как «максимально социальном существе» и восприятии себя младенцем в форме «пра-мы». Рассматривается развитие взглядов Выготского в концепции общения М.И. Лисиной, а также в исследованиях формирования первичного предличностного образования, суть которого — опыт переживания ребенком себя как субъекта общения и социального взаимодействия. Данные, полученные в рамках культурно-исторического подхода, сопоставляются с результатами зарубежных исследований социально-когнитивного развития, психологии привязанности и социального взаимодействия. Представлены доказательства разнообразных врожденных проявлений социальной активности, социальной компетентности ребенка, начиная с первых месяцев жизни, его готовности к восприятию взрослого и вступлению в социальное взаимодействие. Рассматривается «интерсубъективность» — врожденный психологический механизм, обеспечивающий способность младенца к социальному взаимодействию; взаимная настроенность на взаимодействие в паре мать—ребенок. Представлена интерпретация идей Л.С. Выготского о социальной ситуации развития младенца с учетом современных данных отечественной и зарубежной психологии.
Общая информация
Ключевые слова: младенческий возраст, личность, социальная ситуация развития, социальная компетентность, взаимодействие
Рубрика издания: Памятные даты
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130106
Для цитаты: Авдеева Н.Н. У истоков личности // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 57–67. DOI: 10.17759/chp.2017130106
Литература
- Авдеева Н.Н. Социальная психология развития ребенка на ранних этапах онтогенеза // Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под общ. ред. Н.Н. Толстых. М.: ЮРАЙТ, 2014. С. 253—280.
- Авдеева Н.Н. Социально-эмоциональное развитие воспитанников дома ребенка в первые три года жизни // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект: коллективная монография / Отв. ред. А.В. Мохнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 83—104.
- Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность: коллективная монография / Под общ. ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1983. С. 319-358.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: ПИТЕР, 2009. 320 с.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: ПИТЕР, 2003. 640 с.
- Stern D.N. The first relationship: Infant and mother. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1977.
- Trevarthen С. The primary motives for cooperative understanding // Social cognition: studies of the development of understanding. Chicago: University Chicago Press,1982.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2431
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 1322
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9