Естественное, искусственное и науки о человеке

600

Аннотация

Автор анализирует возможности трансформации человеческого сознания в связи с появлением «цифрового общества» и развитием наук о человеке, в частности, когнитивных и нейронаук. В статье отстаивается тезис о том, что современные науки о человеке будут способствовать развитию человека и не станут средством его деградации только в том случае, если они будут учитывать принципиальную особенность человека как естественно-искусственного существа, его включенность в деятельность и культуру. В этой связи исследуется взаимоотношение индивидуальной и коллективной деятельности, анализируются разные формы коллективной деятельности: относительная независимость участников друг от друга, распределенная деятельность и деятельность совместная. Последняя предполагает постоянную коммуникацию между участниками. Поэтому деятельность и общение не могут быть противопоставлены, так как акт коммуникации имеет смысл лишь в рамках деятельности и так как сама коммуникация может быть рассмотрена как особого рода деятельность. В статье дается критика социального конструкционизма в психологии и других науках о человеке.

Общая информация

Ключевые слова: человек, технонаука, искусственное, деятельность индивидуальная, деятельность коллективная, общение, культура, социальный конструкционизм

Рубрика издания: Совместность и творчество

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140302

Для цитаты: Лекторский В.А. Естественное, искусственное и науки о человеке // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 31–35. DOI: 10.17759/chp.2018140302

Фрагмент статьи

Есть серьезные основания считать, что науки о человеке — это передний край развития современной науки в целом. Методы естественных и точных наук начинают применяться к изучению феномена человека.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.: Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. 544 с.
  3. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1973. № 6. С. 123—140; № 7. С. 145—158.
  4. Лекторский В.А. Реализм, анти-реализм, конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии и науке // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / Отв. ред. В.А. Лекторский. М. Канон плюс, 2009. С. 5—40.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М. Политиздат, 1977. 420 с.
  6. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М. Изд. Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 376 с.
  7. Фаликман М.В., Коул М. Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. № 3. С. 9—18.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. Педагогика, 1978. 304 с.
  9. Clark A.,Chalmers D. 1998.The Extended Mind // Analysis. 1998. Vol. 58. P. 7—19.
  10. Gergen K. Realities and Relationships: Soundings in Social Constructionism. Cambridge (MA): MIT Press, 1994. 560 p.
  11. Lektorsky V.A. Realism as the Methodological Strategy in the Cognitive Science // Varieties of Scientific Realism. Objectivity and Truth in Science / Ed. By E. Agazzi. Cham: Springer, 2017.
  12. Malafouris L. Metaplasticity and the human becoming: Principles of neuroarcheology // Journal of Anthropological sciences. 2010. Vol. 88. P. 49—72.
  13. Sarbin T., ed. Narrative Psychology. N-Y.: Praeger, 1986.

Информация об авторах

Лекторский Владислав Александрович, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт философии Российской академии наук, научный руководитель философского факультета, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), Москва, Россия, e-mail: v.a.lektoprski@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2085
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 600
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3