Включение детей с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей в совместное решение учебных задач (на примере решения задач на понимание мультипликативных отношений)

558

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального изучения включения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и нормативно развивающихся детей в процесс совместного решения учебных задач в зависимости от способа взаимодействия и взаимоотношений детей между собой и со взрослым. В исследовании было выдвинуто предположение, согласно которому инклюзия и развитие ВПФ детей с ООП возможны в условиях специально организованных учебных взаимодействий со взрослым и сверстниками, благодаря которым инициируются процессы, определяющие возникновение и развитие детских общностей. Показано, что взаимодействия между участниками, развивающиеся в этих условиях процессы коммуникации и взаимопонимания опосредствуют переход от ориентации на предметные свойства задачи к анализу самих способов совместного поиска решения. Взаимосвязь выделенных в ходе исследования процессов (способов взаимодействия, коммуникации и взаимопонимания) характеризует 4 типа детских общностей, а также служит интегральным показателем включения детей в совместный способ решения задач. Результаты имеют важное значение для понимания процессов, влияющих на включение детей с ООП в учебные ситуации, а также источников и механизмов психического развития в условиях социальных взаимодействий. Показано, что в ходе развивающихся взаимодействий и взаимоотношений детей между собой и со взрослым проявляются тенденции к развитию высших психических функций у участников.

Общая информация

Ключевые слова: развитие, совместная учебная деятельность, инклюзивное образование, социальные взаимодействия и обучение, коммуникация, взаимопонимание

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150408

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Конокотин А.В. Включение детей с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей в совместное решение учебных задач (на примере решения задач на понимание мультипликативных отношений) // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 79–88. DOI: 10.17759/chp.2019150408

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика- Пресс, 1993. 224 с.
  5. Высоцкая Е.В. Психологические особенности введения школьников в содержание научных понятий при использовании предметно-ориентированных компьютерных учебных сред: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1991.
  6. Громыко Ю.В. Психология искусства в научной школе Л.С. Выготского: проблемы теории и коммуникативных практик работы с сознанием [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 3. С. 85—92. doi:10.17759/ chp.2018140309
  7. Гузман Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 133—136.
  8. Лубовский В.И. Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] // Специальное образование. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuziya-tupikovyy-put-dlya-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 01.07.2019).
  9. Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 46 с.
  10. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 248 с.
  11. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / В.В. Рубцов [и др.]; под ред. В.В. Рубцова. М.: Психологический ин-т РАО, 1996. 158 с.
  12. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  13. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. URL: https://psyjournals.ru/ files/2141/psyedu_1996_n2_Rubtsov.pdf (дата обращения: 01.07.2019).
  14. Скрипкина Т.П. Когнитивные способности в общении: формирование // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
  15. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? [Электронный ресурс] М.: Издательство «Знание», 1985. 80 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=11127 (дата обращения: 15.08.19).
  16. Belland B.R., Glazewski K.D., Ertmer P.A. Inclusion and Problem-Based Learning: Roles of Students in a Mixed- Ability Group // RMLE Online. Vol. 32 (9). Р. 1—19. doi:10.1080/19404476.2009.11462062
  17. Erdogan F. Effect of cooperative learning supported by reflective thinking activities on students’ critical thinking skills // Eurasian Journal of Educational Research. Vol. 19 (80). P. 89—112. doi:10.14689/ejer.2019.80.5
  18. Fitch E.F., Hulgin K.M. Achieving inclusion through CLAD: Collaborative Learning Assessment through Dialogue // International Journal of Inclusive Educational. Vol. 12 (4). P. 423—439. doi:10.1080/13603110601121453
  19. Gagne N., Parks S. Cooperative learning tasks in a grade 6 intensive ESL class: role of scaffolding // Language teaching research. Vol. 17 (2). P. 188—209. doi:10.1177/1362168812460818
  20. Hall J.K. Interaction as method and result of language learning // Language Teaching. Vol. 43 (2). P. 202—215. doi:10.1017/S0261444809005722
  21. Katerina M. Examining peer acceptance in verbal and non-verbal interaction during computer-supported collaborative learning: implications for inclusion // International Journal of Inclusive Educational. Vol. 16(2). P. 119—138. doi:10.1080/13603111003671657
  22. Lusy G. Group cooperation, inclusion and disaffected pupils: some responses to informal learning in the music classroom // Music educational research. Vol. 10(2). P. 177—192. doi:10.1080/14613800802079049
  23. Martin L. Children’s problem-solving as inter-individual outcome. D, Diss., University of California, San Diego. 1983. P. 164.
  24. Perry B.D. Childhood Experience and the Expression of Genetic Potential: What Childhood Neglect Tells Us About Nature and Nurture // Brain and Mind. 2002. 79 (3). P. 79—99. doi:10.1023/A:1016557824657
  25. Rubtsov V.V. Organization and development of joint actions among children in the learning process. New York.: Nova Science Publishers, 1994.

Информация об авторах

Конокотин Андрей Владимирович, преподаватель кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1639-4887, e-mail: konokotinav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1203
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 558
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3