Громыко Ю.В. доктор психологических наук, директор, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л.Шифферса, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5943-8232 e-mail: yugromyko@gmail.com
Рубцов В.В. доктор психологических наук, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587 e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru
Марголис А.А. кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122 e-mail: margolisaa@mgppu.ru
В статье представлены результаты анализа путей проектирования эффективной модели «Школы будущего», проведенного на основе положений культурно-исторической теории и деятельностного подхода. В отличие от существующих образцов («Китайская школа будущего», «Европейская школа будущего» и др.), стратегия разработки такой модели в данном подходе направлена на организацию коммуникативно-деятельностной знаковой среды, основанной на разнообразии детско-взрослых сообществ и видов деятельности. В такой среде взросление детей обусловлено их включением в различные сообщества и широкими возможностями ценностного самоопределения за счет освоения различных социальных практик, способствующих выработке личных когнитивных стратегий. Источник развития человека, в соответствии с положениями культурно-исторической психологии, в школе будущего связан с освоением способов действия и знаковых средств, опосредующих положение человека в разных сообществах, осваивающих разные типы деятельности. Осваивая такие способы действия, учащиеся способны участвовать в деятельности различных социальных общностей с существующими в них практиками; понимать принципы функционирования не одной социальной общности, а многих; координировать различные типы деятельности при сохранении своего Я одновременно в различных социальных общностях и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей; наконец, создавать в случае необходимости новые социальные общности и проектировать соответствующие им виды деятельности.
В настоящее время все более остро ощущается запрос на новую
школу — «Школу будущего». Такая школа должна обеспечить подготовку учащихся,
способных отвечать на вызовы и риски современного социума, которые
спровоцированы стремительным распадом существующих социальных институтов и
сложившихся общностей людей, интенсивным процессом функционирования и
формирования новых типов общностей и видов деятельностей.
Литература
Грицай Ю.В., Державин В.Б., Бирюкова Г.А., Касаткина,
З.Н. Уклад школы будущего, в двух частях с приложением. М.: НИИ школьных
технологий, 2007. 464 с.
Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы
будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука
и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 93—105.
Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Образование как средство
формирования и выращивания общественно- регионального развития //
Образовательная политика. 2011. № 2(52). С. 24—38.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-
психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972.
424с.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.,
1996. 544 c.
Детско-взрослая образовательная общность в Школе будущего:
сб. статей / Под общей ред. Э.С. Акоповой, Е.Ю. Ивановой. М.: Учебный
издательский центр «Берёзка», 2007. 84 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма
результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.
34—42.
Олюнин В.Н., Соболев А.Б. Корпоративный университет
УГМК — новая модель стратегического партнерства бизнеса и образования в регионе
// Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1. С. 31—37.
Половкова М.В. Образование как средство развития
региональных общественных систем. Философия образования в проекте «Школа
Будущего» // Экономика и социум. 2014. № 4(13). С. 447—453.
Рубцов В.В. Основы социально-генетической
психологии. М.: 1996. 384 с.
Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.
Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и
образование. 1996. Т. 1. № 4. C. 79—93.
Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и
педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37—50.
Универсальные компетентности и новая грамотность: чему
учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада
о тенденциях трансформации школьного образования [Электронный ресурс] / И.Д.
Фрумин [и др.]; Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. URL:
https://ioe.hse.ru/ data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf (дата обращения:
05.02.2020).
Fedoseev A., Vdovenko D. Playing Science: Role-
Playing Games as a Way to Enter Scientific Activity. 2014 In: Meijer S.A.,
Smeds R. (eds.) Frontiers in Gaming Simulation. ISAGA 2013. Lecture Notes in
Computer Science, vol 8264. Springer, Cham
Baker M. Teaching and Learning About and Beyond
Eurocentrism: A Proposal for the Creation of an Other School Revised March 16,
2008. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/1516858/Teaching_and_
Learning_About_and_Beyond_Eurocentrism_A_Proposal_
for_the_Creation_of_an_Other_School (дата обращения: 05.02.2020). \
Forster J., & Rittelmeyer C. Gestaltung von
Schulbauten. Ein Diskussionsbeitrag aus erziehungswissenschaftlicher Sicht.
Zurich, Switzerland: Education Authority, 2010.
Designing the Future Classroom, Issue 2, August 2014.
Future Classroom Lab by European Schoolnet [Электронный ресурс]. URL:
http://fcl.eun.org/documents/10180/13526/
FCL+learning+zones+Dec+2016/a091a761-7a63-443e-afe0- d1870e430686 (дата
обращения 05.02.2020); http://fcl.eun. org/learning-zones (дата обращения:
05.02.2020).
Jäppinen,A.-K., Sarja,A. Distributed
pedagogical leadership and generative dialogue in educational nodes. In:
Management in Education.April 2012. Vol. 38 (2), pp. 55—64.
Haynes D. Harvard Biz School Adds Massive 62-Foot
Fine-Pitch LED Screen To Main Auditorium, in Sixteen Nine, November 9, 2019.
[Электронный ресурс]. URL: https://
www.sixteen-nine.net/2019/11/08/harvard-biz-school-adds-massive-62-foot-fine-pitch-led-screen-to-main-auditorium/
(дата обращения: 05.02.2020).
Knight J. International Education Hubs. 2018
[Электронный ресурс] // In: Meusburger P., Heffernan M., Suarsana L. (eds)
Geographies of the University. Knowledge and Space. Vol 12. Springer,
ChamMcLaren. P.: Life in Schools: An Introduction to Critical Pedagogy in the
Foundations of Education, 4th edn. Pearson Education, Boston 2003. URL:
https://link.springer.com/chapter/10.10 07%2F978-3-319-75593-9_21 (дата
обращения: 05.02.2020).
McLaren P. Critical Pedagogy and Predatory Culture.
Routledge, 1995
Walden R. (Ed.). Schools for the future: Design
proposals from architectural psychology. Göttingen, Germany: Hogrefe &
Huber, 2009.
Williamson B. Startup schools, fast policies, and
full-stack education companies: digitizing education reform in Silicon Valley,
[Chapter forthcoming in Means, A. & Saltman, K. Handbook of Global
Education Reform. Wiley-Blackwell.] [Электронный ресурс]. URL:
https://www.researchgate.net/
publication/327404706_Startup_Schools_Fast_Policies_
and_Full-Stack_Education_Companies (дата обращения: 05.02.2020).
王素:数据驱动的中国未来学校课堂变革 (проф. Ван Су «Радикально изменяемый
учебный класс школы будущего под воздействием перерабатываемых данных»)
[Электронный ресурс]. URL: http://www. sohu. com/a/211196079_99950984 (дата
обращения: 05.02.2020).