Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего

1563

Аннотация

В статье представлены результаты анализа путей проектирования эффективной модели «Школы будущего», проведенного на основе положений культурно-исторической теории и деятельностного подхода. В отличие от существующих образцов («Китайская школа будущего», «Европейская школа будущего» и др.), стратегия разработки такой модели в данном подходе направлена на организацию коммуникативно-деятельностной знаковой среды, основанной на разнообразии детско-взрослых сообществ и видов деятельности. В такой среде взросление детей обусловлено их включением в различные сообщества и широкими возможностями ценностного самоопределения за счет освоения различных социальных практик, способствующих выработке личных когнитивных стратегий. Источник развития человека, в соответствии с положениями культурно-исторической психологии, в школе будущего связан с освоением способов действия и знаковых средств, опосредующих положение человека в разных сообществах, осваивающих разные типы деятельности. Осваивая такие способы действия, учащиеся способны участвовать в деятельности различных социальных общностей с существующими в них практиками; понимать принципы функционирования не одной социальной общности, а многих; координировать различные типы деятельности при сохранении своего Я одновременно в различных социальных общностях и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей; наконец, создавать в случае необходимости новые социальные общности и проектировать соответствующие им виды деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: деятельностный подход, культурно-историческая психология, школа как экосистема детско-взрослых сообществ, ведущие типы деятельности, пространственная организация школы, коммуникативно-знаковые среды, цифровая платформа школы будущего

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160106

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений, 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 57–67. DOI: 10.17759/chp.2020160106

Фрагмент статьи

В настоящее время все более остро ощущается запрос на новую школу — «Школу будущего». Такая школа должна обеспечить подготовку учащихся, способных отвечать на вызовы и риски современного социума, которые спровоцированы стремительным распадом существующих социальных институтов и сложившихся общностей людей, интенсивным процессом функционирования и формирования новых типов общностей и видов деятельностей.

Литература

  1. Грицай Ю.В., Державин В.Б., Бирюкова Г.А., Касаткина, З.Н. Уклад школы будущего, в двух частях с приложением. М.: НИИ школьных технологий, 2007. 464 с.
  2. Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 93—105.
  3. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Образование как средство формирования и выращивания общественно- регионального развития // Образовательная политика. 2011. № 2(52). С. 24—38.
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико- психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. 424с.
  5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 c.
  6. Детско-взрослая образовательная общность в Школе будущего: сб. статей / Под общей ред. Э.С. Акоповой, Е.Ю. Ивановой. М.: Учебный издательский центр «Берёзка», 2007. 84 с.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—42.
  8. Олюнин В.Н., Соболев А.Б. Корпоративный университет УГМК — новая модель стратегического партнерства бизнеса и образования в регионе // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1. С. 31—37.
  9. Половкова М.В. Образование как средство развития региональных общественных систем. Философия образования в проекте «Школа Будущего» // Экономика и социум. 2014. № 4(13). С. 447—453.
  10. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: 1996. 384 с.
  11. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. № 4. C. 79—93.
  12. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37—50.
  13. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования [Электронный ресурс] / И.Д. Фрумин [и др.]; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. URL: https://ioe.hse.ru/ data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
  14. Fedoseev A., Vdovenko D. Playing Science: Role- Playing Games as a Way to Enter Scientific Activity. 2014 In: Meijer S.A., Smeds R. (eds.) Frontiers in Gaming Simulation. ISAGA 2013. Lecture Notes in Computer Science, vol 8264. Springer, Cham
  15. Baker M. Teaching and Learning About and Beyond Eurocentrism: A Proposal for the Creation of an Other School Revised March 16, 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/1516858/Teaching_and_ Learning_About_and_Beyond_Eurocentrism_A_Proposal_ for_the_Creation_of_an_Other_School (дата обращения: 05.02.2020). \
  16. Forster J., & Rittelmeyer C. Gestaltung von Schulbauten. Ein Diskussionsbeitrag aus erziehungswissenschaftlicher Sicht. Zurich, Switzerland: Education Authority, 2010.
  17. Designing the Future Classroom, Issue 2, August 2014. Future Classroom Lab by European Schoolnet [Электронный ресурс]. URL: http://fcl.eun.org/documents/10180/13526/ FCL+learning+zones+Dec+2016/a091a761-7a63-443e-afe0- d1870e430686 (дата обращения 05.02.2020); http://fcl.eun. org/learning-zones (дата обращения: 05.02.2020).
  18. Jäppinen,A.-K., Sarja,A. Distributed pedagogical leadership and generative dialogue in educational nodes. In: Management in Education.April 2012. Vol. 38 (2), pp. 55—64.
  19. Haynes D. Harvard Biz School Adds Massive 62-Foot Fine-Pitch LED Screen To Main Auditorium, in Sixteen Nine, November 9, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sixteen-nine.net/2019/11/08/harvard-biz-school-adds-massive-62-foot-fine-pitch-led-screen-to-main-auditorium/ (дата обращения: 05.02.2020).
  20. Knight J. International Education Hubs. 2018 [Электронный ресурс] // In: Meusburger P., Heffernan M., Suarsana L. (eds) Geographies of the University. Knowledge and Space. Vol 12. Springer, ChamMcLaren. P.: Life in Schools: An Introduction to Critical Pedagogy in the Foundations of Education, 4th edn. Pearson Education, Boston 2003. URL: https://link.springer.com/chapter/10.10 07%2F978-3-319-75593-9_21 (дата обращения: 05.02.2020).
  21. McLaren P. Critical Pedagogy and Predatory Culture. Routledge, 1995
  22. Walden R. (Ed.). Schools for the future: Design proposals from architectural psychology. Göttingen, Germany: Hogrefe & Huber, 2009.
  23. Williamson B. Startup schools, fast policies, and full-stack education companies: digitizing education reform in Silicon Valley, [Chapter forthcoming in Means, A. & Saltman, K. Handbook of Global Education Reform. Wiley-Blackwell.] [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/ publication/327404706_Startup_Schools_Fast_Policies_ and_Full-Stack_Education_Companies (дата обращения: 05.02.2020).
  24. 王素:数据驱动的中国未来学校课堂变革 (проф. Ван Су «Радикально изменяемый учебный класс школы будущего под воздействием перерабатываемых данных») [Электронный ресурс]. URL: http://www. sohu. com/a/211196079_99950984 (дата обращения: 05.02.2020).

Информация об авторах

Громыко Юрий Вячеславович, доктор психологических наук, профессор, кафедра "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова", факультет "Психология образования", , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), директор, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л.Шифферса, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5943-8232, e-mail: yugromyko@gmail.com

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2308
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1563
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7