Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9656Новости 1895Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Культурно-историческая психология - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Ролевое экспериментирование в подростковом возрасте: применение драмы для конструирования зоны ближайшего развития 63

|

Рубцова О.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234
e-mail: ovrubsova@mail.ru

Аннотация

В 2019 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете стартовал исследовательский проект «Инновационная модель организации экспериментально-исследовательской деятельности подростков («Мультимедиа-театр»). Основная задача проекта заключается в разработке, оценке эффективности и последующем внедрении технологий драматизации в школьную практику, с целью их применения в качестве средства обучения и развития. В фокусе настоящей статьи находится анализ возможностей применения драмы для построения зоны ближайшего развития у учащихся подросткового возраста. Автор статьи утверждает, что не всякий тип драматизации в образовательном процессе отвечает принципам построения развивающей образовательной среды в контексте культурно-исторической парадигмы. Создание такой среды — это особая исследовательская задача, которая требует организации таких форм деятельности и взаимодействия участников, как ролевое экспериментирование и рефлексивная коммуникация. На примере школьного спектакля на тему ситуации локдауна в период пандемии CODID-19, поставленной с классом подростков, показано, как драматизация, основанная на ролевом экспериментировании, может быть эффективной для преодоления групповых противоречий, повышения учебной мотивации и трансформации индивидуального «переживания» у детей подросткового возраста.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Московского государственного психо- лого-педагогического университета.

Литература
  1. Alrutz M. Digital storytelling, applied theatre and youth: performing possibility. 1st Edition. Routledge, 2014. 166 p.
  2. Dawson K., Lee B.K. Drama-based Pedagogy: Activating Learning Across the Curriculum. Intellect Ltd, 2018. 363 p.
  3. Dramatic interactions in education: Vygotskian and sociocultural approaches to drama, education and research. Edited by Davis S. [et al]. London and New York: Bloomsbury. 2015. 290 p.
  4. Eriksson S., Heggstad K., Cziboly A. “Rolling the DICE”. Introduction to the international research project “Drama improves Lisbon key competences in education”. Research in drama education, 2014.Vol. 19, no. 4, pp. 403—408.
  5. Gromyko   Ju.V.,   Rubcov   V.V.,   Margolis   A.A. Shkola kak jekosistema razvivajushhihsja detsko-vzroslyh soobshhestv: dejatel’nostnyj podhod k proektirovaniju shkoly budushhego [School as an ecosystem of developing child-adult communication: the action approach to designing a school of future].Kul’turno-istoricheskaja psihologija = Сultural- historical psychology, 2020. Vol.1 6, no. 1, pp. 57—67. (In Russ.). DOI:10.17759/chp.2020160106
  6. Prikhozhan A.M. K  probleme  podrostkovoy  igry [To the problem of teenage play]. Vestnik. RGGU. Seriya «Psikhologija. Pedagogika. Obrazovanie» = Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series “Psychology. Pedagogy. Education”, 2015, no. 4, pp. 37—46.
  7. Rubtsov V.V., Konokotin A.V. Formation of higher mental functions in children with special educational needs via social interaction // Evaluation and Treatment of Neuropsychologically Compromised Children. / Edited by Nemerh D.J., Glozman J. Moscow: Academic  Press,  2020, pp. 179—196.
  8. Rubtsova O.V. Contemporary Adolescence through the Prism of the Cultural-Historical Theory: on the Issue of Experimenting with Roles. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2020. Vol. 16, no. 2, pp. 69—77. doi:10.17759/chp.2020160209.
  9. Rubtsova O.V.,  Daniels  H.  The  Concept  of  Drama in Vygotsky’s Theory: Application in Research. Kul’turno- istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2016. Vol. 12, no. 3, pp. 189—207. doi:10.17759/chp.2016120310.
  10. Rubtsova O.V., Poskakalova T.A. Drama Activity as a Means of Development and Learning in Adolescence: The Results of an Empirical Study. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2020. Vol. 25, no. 6, pp. 144—156. doi:10.17759/pse.2020250612 (In Russ., аbstr. in Engl.)
  11. Rubtsova O.V., Sidorov A.V. “Special theatre” as  a tool of social inclusion: Russian and international experience. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2017. Vol. 13, no. 1, pp. 68—80. doi:10.17759/ chp.2017130107.
  12. Smagorinsky P., Coppock J. Reading through the lines: an exploration of drama as a response to literature. Reading & Writing Quarterly: Overcoming Learning Difficulties, 1995. Vol. 11, no. 4, pp. 369—391. doi: 10.1080/1057356950110404
  13. Summer D. Therapeutic theatre with adolescents at- risk of school dropout. Expressive Therapies Dissertations. Lesley University, 2018.
  14. Van De Water M. Drama and education: performance methodologies for teaching and learning. Routledge, 2015. 258 p.
  15. Vygotsky L.S. Konkretnaya psikhologiya cheloveka [The Concrete Psychology of the Human] v Psikhologija razvitiya cheloveka [In: The Psychology of Human Development]. Мoscow: Smysl; Jeksmo, 2005, pp. 1020—1039.
  16. Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii [The Collected Works]: V 6 t. Vol. 3, Moscow: Pedagogika, 1983. 365 p.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика