Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9994Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Культурно-историческая психология - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Преодоление смыслового барьера и развитие способности к использованию коммуникативных средств Часть I. Проблема. Метод 35

|

Солдатенкова Е.Н.
Педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государствнный психолого-педагогический университет", Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6901-4396
e-mail: ElenaSol08@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме функциональной структуры коммуникативного действия. На основе теоретического анализа и многолетнего педагогического опыта работы с детьми с аффективной патологией (расстройствами аутистического спектра) автор воссоздает и дорабатывает исследования культурно-исторической теории, отвечая на ее главный вопрос — проблему метода: влияния целостного межфункционального анализа на преодоление смыслового смещения (центрального дефекта и синдромообразующего фактора психопатологии) и развития более универсальной формы коммуникации — речевого общения у неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном возрасте (посредством перестройки способа реализации нарушенной функции). Описанные условия могут быть учтены при построении посреднического (живого коммуникативного) действия, как в практике общего образования (с целью предупреждения возникновения мотивационных нарушений и повышения границы возраста), так и в работе с детьми с аффективной патологи- ей (в особенности с детьми с расстройствами аутистического спектра).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ajres Je.Dzh. Rebenok i sensornaja integracija. Ponimanie skrytyh problem razvitija. [Child and sensory integration. Understanding hidden developmental issues]. Moscow: Terevinf, 2009. 272 p. (In Russ.).
  2. Alehina S.V. Soldatenkova E.N. Tehnologija razvitija kommunikacii detej s RAS kak sostavljajushhaja inkljuzivnoj praktiki [Technology for the development of communication in children with ASD as a component of inclusive practice]. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii “Inkljuzivnoe obrazovanie: rezul’taty, opyt, perspektivy” = Collection of materials from the III International Scientific and Practice Conference “Inclusive Education: Results, Experience, Prospects”. In Alehina S.V. (ed.). Moscow: MSUPE, 2015, pp. 470—478. (In Russ.).
  3. Anohin P.K. Sistemogenezkakobshhajazakonomernost’ jevoljucionnogo processa [Systemogenesis as a general pattern of the evolutionary process]. Bjulleten’ jeksperimental’noj biologii i mediciny = Bulletin of Experimental Biology and Medicine, 1948. Vol. 26, no. 2, pp. 81—99. (In Russ.).
  4. Arhipov B.A. Jel’konin B.D .Jazy kantropotehnicheskogo (posrednicheskogo) dejstvija [The language of anthropotechnical (intermediary) action]. Antropopraksis. Ezhegodnik gumanitarnyh issledovanij = Anthropopraxis. Humanities Research Yearbook. In Jel’konin B.D. (ed.). Izhevsk: Publ. ERGO, 2011. Vol. 3, pp. 5—16. (In Russ.).
  5. Bettel’hejm B. Pustaja krepost’. Detskij autizm i rozhdenieJa [An empty fortress. Childhood Autism and the Birth of I]. Moscow: Publ. Akademicheskij proekt, 2017. 484 p. (In Russ.).
  6. Bugrimenko E.A. Znak i pozicija v jeksperimental’no-geneticheskom metode [Sign and position in the experimental genetic method]. Voprosy psihologii = Psychology Issues, 2004, no. 1, pp. 80—91. (In Russ.).
  7. Valenurova N.G. Matvejchev O.A. Sovremennyj chelovek: v poiskah smysla [Modern man: in search of meaning]. Ekaterinburg: Publ. of Ural University, 2004. 260 p. (In Russ.).
  8. Venger A.L. Morozova E.I. Klinicheskaja psihologija razvitija: sostojanie i perspektivy [Clinical developmental psychology: state and prospects]. Voprosy psihologii =Psychology Issues, 2007, no. 5, pp. 3—12. (In Russ.).
  9. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 2. Problemy obshhej psihologii [Collected Works in 6 volumes. Volume 2. General Psychology Issues]. In Davydov V.V. (ed.). Moscow: Publ. Pedagogika, 1982. 504 p. (In Russ.).
  10. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 3. Problemy razvitija psihiki [Collected Works in 6 volumes. Volume 3. Problems of Psychic Development]. In Matjushkina A.M. (ed.). Moscow: Publ. Pedagogika, 1983. 368 p. (In Russ.).
  11. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 5. Osnovy defektologii [Collected Works in 6 volumes. Volume 5. The Basis of Defectology]. In Vlasova T.A. (ed.). Moscow: Publ. Pedagogika, 1983. 368 p. (In Russ.).               
  12. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4. Detskaja psihologija [Collected Works in 6 volumes. Volume 4. Child Psychology]. In Zaporozhec A.V. (ed.). Moscow: Publ. Pedagogika, 1984. 432 p. (In Russ.).
  13. Vygotskij L.S. Psihologija iskusstva [Psychology of art]. In Jaroshevskiy M.G. (ed.). Moscow: Publ. Pedagogika, 1987. 344 p. (In Russ.).
  14. Gal’perin P.Ja. Lekcii po psihologii: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov [Psychology Lectures: A Study Guide for University Students]. Moscow: Knizhnyj dom “Universitet”: Vysshaja shkola, 2002. 400 p. (In Russ.).
  15. Dejatel’nostnyj podhod v obrazovanii [Activity-based approach in education]. Agapov A. M. et al. Moscow: Nekommercheskoe partnerstvo sodejstvija nauchnoj i tvorcheskoj intelligencii v integracii mirovoj kul’tury “Avtorskij Klub”, 2019. 304 p. (In Russ.).
  16. Zavershneva E. Ju. Issledovanie rukopisi L.S. Vygotskogo «Istoricheskij smysl psihologicheskogo krizisa» [Study of the manuscript by L.S. Vygotsky “The historical meaning of the psychological crisis”]. Voprosy psihologii = Psychology Issues. 2009, no. 6, pp. 119—138. (In Russ.).
  17. Zavershneva E. Ju. Vygotskij vs Frejd: o pereosmyslenii psihoanaliza s tochki zrenija kul’turno-istoricheskoj psihologii [Vygotsky VS Freud: on rethinking psychoanalysis from the point of view of cultural-historical psychology]. Kul’turno- istoricheskaja psihologija = Cultural-Historical Psychology,2016. Vol. 12, no. 4, pp. 14—25. doi:10.17759/chp.2016120402 (In Russ., Abstr. in Engl.).
  18. Zankov L.V. Ocherki psihologii umstvenno otstalogorebenka. Jemocii i volja // Psihologija anomal’nogo razvitija rebenka: Hrestomatija v 2 t. T. 2. [Essays on the psychology of a mentally retarded child. Emotions and will. Psychology of abnormal development of a child: Chrestomathy in 2 volumes. Volume 2] In. Lebedinskiy V.V & Bardyshevskaya M.G. Moscow: MGU, 2002, pp. 272—290. (In Russ.).
  19. Zapisnye knizhki L.S. Vygotskogo [Notebooks of L.S. Vygotsky]. In Zavershneva E. & van der Veer R. (eds.). Moscow: Kanon-pljus, 2017. 608 p. (In Russ.).
  20. Zaharov A.I. Preduprezhdenie otklonenij v povedenii rebenka. 3-e izd. ispr. [Prevention of deviations in child behavior. Third corrected edition]. Saint-Petersburg: Sojuz: Lenizdat, 2000. 222 p. (In Russ.).
  21. Zinchenko V.P. Psihologija predmetnogo dejstvija [The psychology of objective action]. Moscow: Publ. Centr gumanitarnyh iniciativ, 2018. 856 p. (In Russ.).
  22. Il’enkov Je.V. <Lekcija o soznanii> [Lectures on the consciousness]. With a preface and a note by A.D. Majdanskiy. Filosofskij zhurnal=The Philosophy Journal, 2021. Vol.14, no. 1, pp.1 62—172. (In Russ.).
  23. Kagan V.E. Autizm u detej. 2-e izd. dop. [Autism in children. Second corrected edition] Moscow: Smysl, 2020. 384 p. (In Russ.).
  24. Konstantinov F.V. Sub’ektivnaja dialektika. Dialektika voshozhdenija soznanija ot otrazhenija dejstvitel’nosti k ee preobrazovaniju [Subjective dialectics. Dialectics of the ascent of consciousness from the reflection of reality to its transformation]. Available at: https://fil.wikireading.ru/13919 (Accessed 22.05.2021). (In Russ.).
  25. Lurija A.R. Priroda chelovecheskih konfliktov: Ob’ektivnoe izuchenie dezorganizacii povedenija cheloveka [The Nature of Human Conflict: An Objective Study of the Disorganization of Human Behavior]. In Belopol’skiy V.I. Moscow: «Kogito-Centr», 2002. 527 p. (In Russ.).
  26. Metod audiotrenirovki A. Tomatisa [The method of audio training by A. Tomatis]. Available at: http://audiofit.ru/o-metode (Accessed 22.05.2021). (In Russ.).
  27. Nezhnov P.G. Oposredstvovanie i spontannost’ v modeli «kul’turnogo razvitija» [Mediation and spontaneity in the model of “cultural development”]. Vestnik MGU. Serija 14. Psihologija=Moscow State University Bulletin. Episode 14. Psychology, 2007, no. 1, pp. 33—146. (In Russ.).
  28. Nejropsihologicheskaja korrekcija pri autizme [Neuropsychological correction in autism]. Available at: http://www.cdkrn.ru/cdkrn-sensorimotor-correction. URL (Accessed 22.05.2021). (In Russ.).
  29. Pervichko E.I. Priroda narushenija myshlenija pri shizofrenii po B.V. Zejgarnik [The nature of thought disorder in schizophrenia according to B.V. Zeigarnik]. Available at: https://www.psysovet.ru/threads/4909/ (Accessed 22.05.2021). (In Russ.).
  30. Puzyrej A.A. Kul’turno-istoricheskaja teorija L.S. Vygotskogo i sovremennaja psihologija [Cultural- historical theory of L.S. Vygotsky and modern psychology]. Moscow: Publ. MGU, 1986. 115 p. (In Russ.).
  31. Slavina L.S. Trudnye deti [Difficult Children]. In Chudnovsky V.Je. (ed.). Moscow: Institut prakticheskoj psihologii, 1998. 400 p. (In Russ.).
  32. Suvorov A.V. Ja zhivu: dnevnik slepogluhogo [I Live: Diary of the Deaf-Blind]. Moscow: Publ. «Jeksmo», 2015. 288 p. (In Russ.).
  33. Frit U. Autizm i «Model’ psihicheskogo» [Autism and the “Theory of Mind”]. Available at: http://www.aspergers.ru/node/117 (Accessed 22.05.2021). (In Russ.).
  34. Fuko M. Istorija bezumija v klassicheskuju jepohu [The history of insanity in the classical era]. Saint-Petersburg: “Universitetskaja kniga”, 1997. 576 p. (In Russ.).
  35. Hrestomatija po logopedii: Izvlechenija i teksty: v 2 t. T. 2 [Speech therapy reader. Extracts and texts in 2 volumes. Volume 2]. In Volkova L.S. & Seliverstova V.I. Moscow: VLADOS, 1997. 656 p. (In Russ.).
  36. Jelektrostimuljacija, kak nemedikamentoznyj metod lechenija autizma. Pokazanija i protivopokazanija. Jelektrostimuljacija mozga [Electrical stimulation as a nondrug treatment for autism. Indications and contraindications. Electrostimulation of the brain] Available at http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/ elektrostimulyatsiya-kak-nemedikamentoznyi-metod-l (Assessed 22.05.2021). (In Russ.).
  37. Jel’konin B.D. “Vvedenie v psihologiju razvitija” (v tradicii kul’turno-istoricheskoj teorii L.S.Vygotskogo) [“Introduction to developmental psychology” (in the tradition of the cultural-historical theory of L.S. Vygotsky). Moscow: Trivola, 1994. 168 p. Available at http://pedlib.ru/ Books/4/0292/4_0292-123.shtml#book_page_top (Assessed 22.05.2021).
  38. Jel’konin B.D. O fenomenah perehodnyh form dejstvija [About the phenomena of transitional forms of action]. Voprosy psihologii=Psychology Issues, 1994, no. 1. pp. 47—54. (In Russ.).
  39. Jel’konin B.D. L.S. Vygotskij—D.B. Jel’konin: znakovoe oposredstvovanie i sovokupnoe dejstvie [L.S. Vygotsky — D.V. Elkonin: sign mediation and cumulative action]. Voprosy psihologii=Psychology Issues, 1996, no. 5, pp. 57—63. (In Russ.).
  40. Jel’konin B.D. Oposredstvovanie. Dejstvie. Razvitie [Mediation. Act. Development]. Izhevsk: Publ. ERGO, 2010. 280 p. (In Russ.).
  41. Jel’konin B.D. Posrednicheskoe Dejstvie i Razvitie [Mediation and Development]. Kul’turno-istoricheskaja psihologija = Culture-Historical Psychology, 2016. Vol. 12, no. 3, pp. 93—112. DOI:10.17759/chp.2016120306 (In Russ.).
  42. Jel’koninova L.I. Edinstvo affekta i intellekta v sjuzhetno-rolevoj igre [The unity of affect and intellect in a role-playing game]. Kul’turno-istoricheskaja psihologija = Culture-Historical Psychology, 2016. Vol. 12, no. 3, pp. 247—254. DOI:10.17759/chp.2016120314 (In Russ.).
  43. Alekhina S. Soldatenkova E. The development of communication as a condition for inclusion of children with autism in education // Proceedings of 9th International Technology, Education and Development Conference (Madrid, 2nd-4th March, 2015) / In Gómez Chova L. et al. (Eds.) Madrid: IATED Academy, 2015. pp. 3331—3336
  44. Bondy A., Frost L. Educational Approaches in preschool: Behavior techniques in a public school setting. In E. Schopler & G.Mesibov (Eds.), Learning and Cognition in autism. New York: Plenun, 1995. pp. 311—333.
  45. Lovaas O.I. Behavioral treatment and normaleducational and intellectual functioning in young autistic children //. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1987, no. 55, pp. 3—9.
  46. Skinner B.F. Verbal Behavior. New-York: Appleton: Appleton-Century, 1957. 470 p.
  47. Sundberg M.L. Partington J.W. Teaching languageto children with autism or other developmental disabilities. Pleasant Hill, CA: Behavior Analysts Inc., 1998. 246 p.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика