Методика самоактивации личности: опыт применения теории латентных черт (IRT)

352

Аннотация

Рассмотрена методика для измерения самоактивации как психологического конструкта, предполагающего внутреннюю произвольную активность личности и включающего три компонента: самостоятельность, физическую активацию и психологическую активацию. Для оценки методики в рамках теории латентных черт (IRT) применялась модель градуированных ответов. Оказалось, что все вопросы методики имеют дискриминативность пункта не ниже умеренной. Графики информационной функции для каждой шкалы методики показали, что измерения компонентов самоактивации являются довольно точными в диапазоне от низких значений до значений, существенно выше среднего, и только самые высокие значения (превышающие средние на два стандартных отклонения и более) измеряются недостаточно точно. Умеренная положительная взаимосвязь между самоактивацией и средним баллом успеваемости может служить подтверждением критериальной валидности методики. Проверка дискриминантной валидности, которая проводилась путем вычисления корреляций с другими схожими конструктами (самоконтроль, личностный динамизм, жизнестойкость), показала, что наиболее схожим с самоактивацией конструктом является жизнестойкость. При добавлении самоактивации в модель прогноза успеваемости на основании личностных ресурсов, объясненная дисперсия увеличивается на порядок больше, чем при добавлении жизнестойкости, что свидетельствует о том, что конструкт самоактивации отражает психологическую реальность, отличную от жизнестойкости, и обладает инкрементной валидностью.

Общая информация

Ключевые слова: самоактивация, личностные ресурсы, критериальная валидность, дискриминантная валидность, инкрементная валидность, теория латентных черт (IRT)

Рубрика издания: Анализ данных

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2021110302

Благодарности. Авторы благодарят Н.В. Козыреву, преподавателя института психо¬логии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, за помощь в сборе данных для исследования.

Для цитаты: Радчикова Н.П., Одинцова М.А. Методика самоактивации личности: опыт применения теории латентных черт (IRT) // Моделирование и анализ данных. 2021. Том 11. № 3. С. 19–35. DOI: 10.17759/mda.2021110302

Литература

  1. Аванесов В.С. Истоки и основные понятия математической теории педагогических измере­ний (Item Response Theory) // Педагогические Измерения 2007. № 3. С. 3–36
  2. Алексеева Л.Ф. Роль активности субъектов деятельности в развитии личностных качеств // Вестник Бурятского Государственного университета. 2009. № 5. С. 3–6.
  3. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самокон­троль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и бла­гополучием // Культурно-историческая психология. 2016. № 12(2). С. 46–58. doi:10.17759/ chp.2016120205.
  4. 4. Карданова Е.Ю. Преимущества современной теории тестирования по сравнению с класси­ческой теорией тестирования // Вопросы тестирования в образовании. 2004. № 10. С. 7–34.
  5. 5. Кричевец А.Н. Проще простого. Как не надо относиться к статистике // Социальная психо­логия и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 208–212. doi:10.17759/sps.2018090320
  6. Крокер Л., Джеймс А. Введение в классическую и современную теорию тестов. М.: Логос, 2010.
  7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
  8. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Прометей, 2000.
  9. Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Разработка методики самоактивации личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 58. С. 12.
  10. Осин, Е.Н., Рассказова, Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические ха­рактеристики и применение в организационном контексте // Вестник Моск. ун-та Сер. 14. Психология. 2013. № 2. С. 147–165.
  11. Осницкий А.К. Регуляторный опыт – основа субъектной активности человека // Теоретиче­ская и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. №2. С. 17–34.
  12. Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Козырева Н.В. Методика самоактивации личности: адапта­ция на белорусской выборке // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. 2017. № 15. С. 77–82.
  13. Сапронов Д.В., Леонтьев Д.А. Личностный динамизм и его диагностика // Психологическая диагностика. 2007. № 1. P. 66–84.
  14. Baker F.B. The Basis of Item Response Theory, 2ndedn. ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation, College Park, 2001.
  15. Hattie J. Methodology review: Assessing unidimensionality of tests and items // Applied Psychological Measurement. 1985. № 9. P. 139–64. doi 10.1177/014662168500900204.
  16. Kang T., Chen T.T. Performance of the generalized S-X2 item fit index for polytomous IRT models // Journal of Educational Measurement. 2008. № 45(4). P. 391–406. doi 10.1007/s12564- 010-9082-4.
  17. Samejima F. Graded Response Model. In W.J. van der Linden, R.K. Hambleton (Eds.). Handbook of Modern Item Response Theory. New York, NY: Springer, 1997.

Информация об авторах

Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических иссле¬дований PsyDATA, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), главный специалист подразделения «Лаборатория биофизики возбудимых сред», ФГБУН Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук (ФГБУН ИТЭБ РАН), г. Пущино;, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5139-8288, e-mail: nataly.radchikova@gmail.com

Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-4616, e-mail: mari505@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 507
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 352
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7