Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн»

2270

Аннотация

В статье приводится качественный и количественный анализ обращений детей и их родителей на Линию помощи «Дети Онлайн» по вопросам столкновения с различными проблемами в Интернете, а также при использовании цифровых устройств. Проанализировано 7236 звонков и 3117 электронных обращений. Показана динамика обращений за пять лет работы по основным типам онлайн-рисков: коммуникационные, контентные, технические, потребительские, а также по рискам, связанным с чрезмерным использованием Интернета. На основании анализа делаются выводы о частоте столкновения, значимости, осведомлённости, факторах уязвимости, а также эволюции основных онлайн-угроз для детей и подростков.

Общая информация

Ключевые слова: интернет, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), онлайн-риски, информационная безопасность, дистанционное консультирование, кибербуллинг, секстинг, интернет-зависимость

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230304

Для цитаты: Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 3. С. 50–66. DOI: 10.17759/cpp.2015230304

Фрагмент статьи

Риск — неотъемлемая часть человеческого существования и необхо­димое условие развития личности [Бек, 2000]. Сегодня и в отечествен­ной, и зарубежной науке всё больше внимания уделяется проблеме он­лайн-рисков, возникающих в процессе деятельности и общения в Ин­тернете [Finkelhor, 2012; Livingstone, 2012; Soldatova, Zotova, 2013]. По данным исследования Фонда Развития Интернет (прим.: далее — Фон­да), как минимум, половина российских школьников в 2013 г. сталкива­лись с различными онлайн-рисками [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013].

Литература

  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. Седельникова В., Фёдоровой Н., посл. Филиппова А. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
  2. Гарнаева М., Чебышев В., Макрушин Д., Унучек Р., Иванов А. Kaspersky Security Bulletin 2014. Основная статистика за 2014 год. [Электронный ресурс] // URL: https://securelist.ru/analysis/ksb/24580/kaspersky-security-bulletin-2014­osnovnaya-statistika-za-2014-god ( дата обращения: 24.06.2015).
  3. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Солдатова Г., Рассказова М., Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф П. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 213 с.
  4. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции / Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В.М.: Google, 2013. 165 с.
  5. Солдатова Г., Олькина О. Минусы открытости // Дети в информационном об­ществе. 2015. № 20. С. 26—47.
  6. Cолдатова Г., Рассказова Е. Безопасность подростков в Интернете: риски, со­владание и родительская медиация // Национальный психологический жур­нал. 2014. № 3 (15). С. 39—51.
  7. Солдатова Г., Рассказова Е. Психологические факторы безопасности подростка в ин­тернете: роль совладающего поведения и родительской медиации // Вестник Российского государственного научного фонда. 2014. Т. 2, № 75. С. 126—134.
  8. Солдатова Г., Рассказова Е. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 4. С. 105—114.
  9. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Не покупать, а скачивать // Дети в информаци­онном обществе. 2014. № 18. С. 26—37.
  10. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компе­тентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследова­ния / М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  11. Finkelhor D. Childhood Victimization: Violence, Crime, and Abuse in the Lives of Young People / New York: Oxford University Press, 2008.
  12. Livingstone S., Haddon L., and Gorzig A. Children, Risk and Safety Online: Research and policy challenges in comparative perspective / Bristol: The Policy Press, 2012.
  13. Soldatova G., Zotova E. Coping with online risks: The experience of russian school­children // Journal of Children and Media. 2013. Vol. 7, № 1. Pp. 44—59.

Информация об авторах

Солдатова Галина Уртанбековна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), заведующая кафедрой социальной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882, e-mail: soldatova.galina@gmail.com

Шляпников Владимир Николаевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4301-4229, e-mail: shlyapnikov.vladimir@gmail.com

Журина Мария Анатольевна, младший научный сотрудник, Центр мониторинга рисков и социально-психологической помощи ГБОУ ВПО МО АСОУ, координатор проекта «Линия помощи “Дети Онлайн”» Фонда Развития Интернет, Москва, Россия, e-mail: zhurina@fid.su

Метрики

Просмотров

Всего: 4679
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 2270
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 16