Крайнюков С.В. кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии факультета прикладной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4173-8568 e-mail: sv_krayn@mail.ru
Горюнова Ю.В. магистр психологии, ассистент кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5832-8311 e-mail: iuiliagoruinova@gmail.com
Представлены результаты психосемантического исследования метафор в психологическом консультировании взрослых. Материалом исследования выступили метафоры из записей 25 открытых индивидуальных психологических консультаций. Выделенные метафоры оценивались 80 респондентами (50 женщин и 30 мужчин) в возрасте от 25 до 54 лет (Mвозр.=33,08; SD=9,25). В качестве методов исследования применялись контент-анализ метафор, а также психологическое тестирование по методике личностных конструктов Дж. Келли и специализированной методике семантического дифференциала. Представлена авторская классификация метафор в психологическом консультировании. Выявлены категориальные структуры оценивания метафор в психологическом консультировании, построены и проанализированы семантические пространства метафор у респондентов разного пола. Показано, что респонденты воспринимают метафоры с точки зрения позитивности—негативности вызываемого ими состояния. Как наиболее позитивные воспринимаются обучающие метафоры специалистов, воздействующие на когнитивную сферу. При этом для женщин важно, насколько метафоры вызывают состояние спокойствия—тревоги, а для мужчин — веселья—тоски.
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01194 «Оценочное высказывание в языковой картине человека»).
Ссылка для цитирования
Литература
Аванесян М.О. Психологические механизмы понимания и создания
метафоры: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 202 с.
Альперович В.Д. Копинг-стратегии субъекта в связи с образами трудной
жизненной ситуации в метафорах и социальной фрустрированностью //
Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 3. С. 143—155. DOI:10.17759/
exppsy.2020130311
Бек Д. Когнитивная терапия. Полное руководство: пер. с англ. M.:
Вильямс, 2018. 400 с.
Белорусец А.С. Символ как средство ориентировки в личностных
задачах: персонологическая перспектива // Культурно-историческая психология.
2020. Т. 16. № 1. С. 78—87. DOI:10.17759/chp.2020160108
Береснева Н.И., Абраменко В.И. Метафора в познавательном процессе и
ее роль в философии: изменение подходов // Вестник Пермского университета.
Философия. Психология. Социология. 2017. № 2. C. 152—157.
Евдокимова Е.Г. Метафора в диагностическом инструментарии педагога
// Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования.
Психология развития». 2015. № 3 (15). С. 282—285.
Закревский А.А. Метафорические модели как инструмент работы с
внутриличностными ценностными конфликтами // Проблемы современного
педагогического образования. 2018. № 60. С. 421—424.
Калина Н.Ф. Психотерапия: учебник для вузов. М.: Академический
проект, 2017. 302 c.
Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов: пер. с
англ. СПб.: Речь, 2000. 256 с.
Колесник Т.И., Юркина М.Ю. К вопросу о типологии метафор (на
материале немецкого языка) // Актуальные вопросы современной филологии и
журналистики. 2018. № 1 (28). С. 77—83.
Липская Т.А. Особенности метафоры как средства диагностики школьных
страхов // Вестник ОГУ. 2011. № 16 (135). С. 499—501.
Липская Т.А. Ресурсы метафоры в диагностике содержательных
особенностей школьных страхов младших школьников // Ученые записки. Электронный
научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36). С.
55—63.
Николина Н.В. Применение теории фреймов в решении проблемы
предпосылочного знания // Вестник Томского государственного университета.
Философия. Социология. Политология. 2017. № 39. С. 144—150.
Нозикова Н.В. Анализ функциональной организации психосемантической
системы семейной целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2018.
Т. 14. № 1. С. 65—77. DOI:10.17759/chp.2018140108
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер,
2005. 480 с.
Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А. Психология искусства:
психосемантический анализ восприятия и понимания художественного фильма //
Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и
социальной работы. 2019. Т. 31. № 1. С. 24—31.
Саликова Э.М.В. Трансформация метафорических репрезентаций
жизненного пути личности в период самоизоляции у взрослых [Электронный ресурс]
// Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 147—160. URL:
https://psyjournals.ru/psyclin/2020/n2/Salikova.shtml (дата обращения:
16.07.2020). DOI:10.17759/cpse.2020090207.
Самойленко Н.В., Дьяченко Е.В. Образ пациента как составляющая
образа мира студентов при обучении в медицинском вузе [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 122—138. URL:
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n1/Samoilenko_Dyachenko.shtml (дата
обращения: 16.07.2020). DOI:10.17759/psyedu.2020120109
Серкин В.П. Методы психосемантики: учеб. пособие для студентов
вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.
Смирнов И.В. Метафора как объект научных исследований //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2. С.
80—83.
Соснин А.В. Когнитивная метафора как средство формирования концепта
// Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 1. C. 156—163.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические особенности
представлений любителей произведений фантастического и детективного жанров о
субъекте безопасности // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 3. С.
180— 193. DOI:10.17759/exppsy.2020130314
Хозе Е.Г., Лупенко Е.А., Маринова М.М. Семантическое сходство
вербальных обозначений и статических Emoji экспрессий базовых эмоций //
Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 3. С. 74—88. DOI:10.17759/
exppsy.2020130306
Христинина Н.В. Опыт использования позитивно окрашенных метафор в
психотерапии // Материалы I международной научно-практической конференции
«Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология,
практика» (г. Уфа, 6 мая 2019 г.). Уфа: НИЦ «Вестник науки», 2019. С.
37—44.
Шарапов А.О. Современные технологии психологического
консультирования и психотерапии: практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.
М.: Юрайт, 2020. 178 с.
Щукина М.А., Крайнюков С.В. Психосемантический анализ представлений
жителей Санкт-Петербурга о транспортной системе города // Ученые записки
Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
2018. № 1 (29). С. 27—35.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: пер. с англ. М.: Римис, 2008.
608 с.
Osgood C.E., Suci C.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning.
Urbana, IL: University of Illinois Press, 1957. 342 p.
Taylor S.E. Tend and befriend: Biobehavioral bases of affiliation
under stress // Current Directions in Psychological Science. 2006. Vol. 15 (6).
P. 273—277. DOI:10.1111/j.1467-8721.2006.00451.x