Введение
Обеспечение инклюзивности образовательной среды опирается на требования Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29.12.2012), который определяет инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (статья 2, п. 27) [3]. Информационное обеспечение образовательной среды (ОС) в образовательных организациях (ОО) с помощью цифровых сервисов выступает одним из условий ее инклюзивности. Данный подход к информационно-коммуникативным технологиям как средству реализации инклюзивности образования находит широкую международную поддержку (см., напр., п.10 в [1]).
Проблемы, возникающие при обеспечении равного доступа к образованию цифровыми средствами, могут рассматриваться весьма широко, включая влияние цифровой среды на развитие субъектности обучающихся, риски информационной манипуляции участниками цифровой среды, риски для развития культуры принятия в условиях отсутствия телесного контакта и т.п. (см., напр., в [4]). Наряду с использованием цифровых методов, включая искусственный интеллект, в обучении [2; 5; 6] обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), цифровые ресурсы могут использоваться для информирования обучающихся и их родителей/законных представителей об адаптированных образовательных программах, предлагаемых ОО, и других специальных условиях для обучающихся с ОВЗ. При этом цифровые ресурсы (сайты ОО) должны быть адаптированы для нужд обучающихся с нарушениями зрения и слуха. Они также могут использованы для связей и взаимодействия с другими организациями. Цифровая среда инклюзивной ОО обеспечивается как наличием аппаратных средств информационных технологий и сетевых ресурсов, так и различными цифровыми образовательными и другими ресурсами, включая цифровые средства коммуникации с другими организациями, в том числе некоммерческими организациями, помогающими в образовании, социализации и адаптации детей с ООП и их родителей/семей, а также профильными ассоциациями родителей детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и т.п.
Исходя их данных соображений, в структуре исследования инклюзивности ОС в России был выделен информационный компонент, характеризуемый рядом показателей и раскрывающих их индикаторов, для того, чтобы выяснить особенности отечественного информационного обеспечения инклюзивности ОС на трех уровнях образования – дошкольном, школьном и среднем профессиональном. В данной статье мы ограничиваемся школьным уровнем.
Методы
Статья основана на результатах исследования, проведенного в 2023 г. Федеральным ресурсным центром развития общего и дополнительного инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» - по заданию Министерства просвещения РФ. Исследование учитывало 5 компонентов ОС ОО (организационно-управленческий, программно-методический, предметно-пространственный, информационный и социальный). В данной работе мы ограничиваемся анализом некоторых показателей информационной составляющей ОС школ.
Выборка. Проведенное федеральное исследование охватило 82 субъекта РФ, в каждом из которых были опрошены случайно выбранные примерно 15% из ОО разного уровня образования (дошкольного, школьного и среднего профессионального). К участию в исследовании на школьном уровне привлекались три группы респондентов: руководители ОО, педагоги и родители. Итоговая выборка исследования: 3054 школы, в которых методом онлайн анкетирования опрошено 3054 руководителей, 23 578 педагогов и 48 060 родителей обучающихся. В статье представлены результаты частотного анализа ответов руководителей ОО и родителей на онлайн-анкеты.
Результаты
Доступность информации для лиц с нарушениями слуха и зрения на носителях информации в массовых школах РФ можно видеть на рис. 1.
Рис. 1. Доля ООО, имеющих указанные носители информации, %
Анализ состояния доступности информации для лиц с нарушениями слуха и зрения на носителях информации образовательной организации показывает, что около половины школ (48%), в которых учатся обучающиеся с ОВЗ, оснащены табличками со шрифтом Брайля, в каждой третьей школе (32%) есть в наличии информационно-тактильные вывески. Остальные, причем более технологичные элементы доступности информации есть в значительно меньшей части массовых школ: мнемосхемы – в 18%, бегущая строка и звуковые маяки – примерно в 10% массовых школ, информационные терминалы для детей с ОВЗ и инвалидностью – в 7% школ; индукционные системы встречаются еще реже – в 3% школ.
Доступность информации для лиц с нарушениями зрения и слуха на официальном сайте школ РФ представлена на рис. 2.
Рис. 2. Доля ОО, имеющих/не имеющих адаптированный официальный сайт ООО, %
Из представленных данных видно, что в основном сайты массовых школ адаптированы для людей с нарушениями зрения – около 93% школ, для лиц с нарушениями слуха адаптированы сайты только в 6% общеобразовательных школ.
Рисунок 3 характеризует удовлетворенность родителей обучающихся в массовых школах информационной культурой ОО.
Рис. 3. Распределение родителей по оценкам качества информации о школе на ее сайте и в социальных сетях, %
Как можно видеть из рис. 3, более чем каждый второй родитель (60%) удовлетворен информацией о школе на сайтах и считает, что информации достаточно и она доступна, еще почти треть родительского сообщества, участвующего в мониторинге, отмечает, что на сайтах ОО есть практически вся необходимая информация (29%). Каждый десятый родитель считает, что информация есть только по отдельным аспектам или она скудная (9% и 1%, соответственно). 1% опрошенных родителей полагает, что информации совершенно недостаточно.
Заключение
Исходя из полученных данных, большинство российских школ используют сайты, адаптированные для нужд обучающихся с нарушениями зрения, но очень немногие адаптируют его для лиц с нарушениями слуха. Наиболее используемыми средствами доступности информации в школах РФ являются таблички со шрифтом Брайля и информационно-тактильные вывески (и они имеются менее, чем в 50% ОО), тогда как более технологичные решения используются в малом количестве школ или почти не используются. Уровень удовлетворенности родителей (без выделения родителей детей с ОВЗ) доступностью информации на сайте находится на довольно высоком уровне, приближаясь к 90% респондентов, что среди иных причин может быть обусловлено недостаточным уровнем осведомленности родителей о необходимой информации или заинтересованности в этой информации. В дальнейшем изучении нуждаются причины довольно высокой удовлетворенности родителей информационным обеспечением, при том что данные по отдельным регионам, которые здесь не представлены, говорят о недостатках в содержательном наполнении информационных ресурсов школ.


