Модель повышения квалификации педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере цифровой социализации детей

10

Аннотация

В статье описана модель повышения квалификации педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере цифровой социализации детей. Ее структура составлена на основе выявленной с помощью метода факторного анализа (вариант вращения Варимакс) модели цифровой социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, результатов исследования специфики ее факторов, представлений педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о характере их взаимодействия друг с другом, используемых стратегий родительского посредничества активности в медиапространстве. Автором представлены цель, список основных содержательных аспектов учебного плана дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, перечень планируемых результатов обучающихся; обоснованы объем программы и формы контроля. Описаны организационные аспекты реализации обучения. Данная модель повышения квалификации может быть использована институтами, осуществляющими совершенствование профессиональных компетенций педагогических кадров, при организации работы со слушателями; советниками по воспитанию, учителями и классными руководителями, другими специалистами системы специального и инклюзивного образования при разработке плана самообразования, выстраивании качественного взаимодействия как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с их родителями по вопросам цифровой социализации. 

Общая информация

Ключевые слова: взаимодействие, ОВЗ, педагоги , родители, цифровая социализация

Рубрика издания: Использование ресурсов цифровой образовательной среды в инклюзивном образовании и коррекционно-развивающих программах

Тип материала: научная статья

Финансирование. Публикация подготовлена по результатам выполнения исследования в рамках государственного задания на тему «Взаимодействие педагогов и родителей: методическое сопровождение цифровой социализации обучающихся с ОВЗ», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ (дополнительное соглашение № 073-03-2025-054/3 от 16.06.2025).

Благодарности. Автор благодарит за помощь при планировании и организации исследования научного руководителя проекта Ю.А. Королеву.

Для цитаты: Андреева Е.И. Модель повышения квалификации педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере цифровой социализации детей [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2025): сб. статей VI Международной научно-практической конференции. 13—14 ноября 2025 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2025): Сollection of Articles of the VI International Scientific and Practical Conference. November 13–14, 2025. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2025. С. 298–310. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2025/contents/Andreeva (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

Введение

Актуальность проблемы цифровой социализации молодого поколения на данном этапе развития общества не вызывает сомнений. Современный человек живет в реальности, которая интегрирует в себе как онлайн, так и оффлайн среды и активности. Следует отметить, что влияние онлайн-пространства, наряду с близкими взрослыми и социальными институтами, на зону ближайшего развития ребенка велико. При этом в различных исследованиях обозначен факт включения в процесс цифровой социализации детей их родителей, даже в том случае, если они считают себя неготовыми сопровождать ребенка на этом пути (Сидоренко и др., 2019; Королева, Фоминых, 2023).

Наличие ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ), безусловно, с одной стороны, создает препятствия для активного присвоения опыта цифровой жизни, с другой стороны, цифровые средства и технологии имеют большое реабилитационное значение для данной категории детей, что делает востребованными запросы на эту тему со стороны родителей (Arvidsson, 2013; Аgren et al., 2020; Лещева, Азлецкая, 2024; Скрипниченко и др., 2025).

В отечественной системе школьного образования одну из основных ролей в сопровождении развития не только широкого круга компетенций ребенка, но и также его родителей, играет педагог.

Воспитательная работа образовательной организации строится с учетом того фактора, что семья является первичным и важнейшим институтом социализации, этот тезис находит свое отражение в Модуле рабочей программы воспитания «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».

Основная часть

С целью интенсификации и повышения качества процесса взаимодействия педагогов с родителями обучающихся с ОВЗ в сфере цифровой социализации детей нами в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ была разработана модель повышения квалификации.

Данная модель была спроектирована на основе результатов анонимного онлайн-опроса 496 родителей школьников 7-16 лет с ОВЗ (нарушениями зрения, речи, слуха, интеллекта) и 319 педагогов школ, в которых они обучались, Кировской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тверской, Челябинской областей, республик Башкортостан и Удмуртской, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы и Санкт-Петербурга.

Диагностический инструментарий включал в себя изучение следующих аспектов:

  • факторов и специфики цифровой социализации детей с ОВЗ (использовались разработанные нами анкеты);
  • характеристик взаимодействия педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ (разработанные нами анкеты);
  • стратегий родительского посредничества активности в медиапространстве (Руднова и др., 2023).

Кратко, в обобщенном виде представим основные результаты проведенного нами исследования, которые явились базой для разработки модели повышения квалификации. С целью статистической обработки данных нами использовались: критерии Кайзера-Мейера-Олкина, Бартлетта, факторный анализ с Варимакс-вращением, критерий углового преобразования Фишера.

1. Определена факторная структура цифровой социализации обучающихся с ОВЗ, включающая в себя индексы цифровой компетентности ребенка с ОВЗ и его родителей (цифровая грамотность, безопасность и гигиена, коммуникация и этикет); фактор образовательно-социальной ценности цифровой среды и личностно-деятельностный фактор. Разработан опросник для родителей обучающихся с ОВЗ, позволяющий определить характеристики цифровой социализации детей, статистическая обработка собранных с его помощью данных подтвердила возможность его использования в исследованиях.

Внедрение описанной структуры в теоретическую часть обучения педагогов, а опросника - в практическую, позволит им целенаправленно выявлять проблемные области и персонифицированно, с учетом специфики класса, планировать необходимые мероприятия.

2. Диагностирована большая включенность в проблемы цифровой социализации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, чем с нормативным развитием (по мнению родителей), что может свидетельствовать как о заинтересованности слушателей в разрабатываемой нами тематике повышения квалификации или следовании основным направлениям государственной политики в сфере образования, так и о достаточном реабилитационном потенциале цифровых средств и эффективности их применения в коррекционной работе с обучающимися.

3. Родители обучающихся с ОВЗ в целом выше оценивают возможности применения цифровых платформ, технологий и ресурсов для решения различных задач жизнедеятельности в разных сферах (обучение, развитие, досуг, общение и т. п.) по сравнению с семьями типично развивающихся детей. При этом они также чаще отмечают зависимость поведения и действий детей от культивируемых представителями медиасреды модных тенденций. Полученные результаты могут указывать на то, что родители лиц с ОВЗ видят как потенциал, так и риски нахождения детей в цифровом пространстве, обладают первичным уровнем готовности к включению в процессы цифровой социализации детей, что не соотносится с данными исследования О.В. Коломийцевой об их негативном и скептическом отношении к обозначенным вопросам (Коломийцева, 2023).

4. Родители обучающихся с ОВЗ (нарушениями зрения и интеллекта) ниже оценивают сформированность своих цифровых навыков, чем родители типично развивающихся детей. При этом они отмечают более высокий уровень развития цифровых навыков педагогов, что может стать ресурсом в процессе грамотного выстраивания взаимодействия между педагогом и родителями.

5. Выявлены расхождения в ожиданиях педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ от взаимодействия друг с другом в части востребованной тематики, а также частоты мероприятий. Например, педагоги меньше внимания уделяют цифровизации для обучения и развития, в также не всегда удовлетворяют потребности родителей в сфере развития компетенций в области цифровой безопасности. При этом избыточность условий для удовлетворения интересов родителей и детей создана педагогами в сфере общих вопросов цифрового воспитания. Несоответствие ожиданий педагогов и родителей в отношении взаимодействия друг с другом с целью оказания помощи ребенку с ОВЗ также отмечают в своих статьях M. Rice, K. Ortiz, В.В. Скрипниченко, Е.И. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева (Rice, Ortiz, 2021; Скрипниченко и др., 2025). Учет перечисленных выше аспектов позволит сделать взаимодействие педагога с родителями более гармоничным и содержательным.

6. Выявлена значимая специфика оценки родителями обучающихся с нарушением интеллекта различных параметров, как цифровой социализации детей, так и взаимодействия с ними педагогов, что отличает их от родителей других исследуемых категорий лиц с ОВЗ. Приведем в качестве примера некоторые характеристики: большая ценность цифровых инструментов для обучения и развития ребенка, что подтверждается в исследованиях P. Arvidsson, А.А. Лещевой, Е.Н. Азлецкой (Arvidsson, 2013; Аgren et al., 2020; Лещева, Азлецкая, 2024); более низкая оценка уровня развития цифровой компетентности как у них самих, так и у их детей, что созвучно выводам R.Kr. Kushwaha, M.K. Yadav, S. Ahmad, (Kushwaha et al., 2024); более высокий уровень ожидания помощи со стороны педагога в вопросах цифрового воспитания.

Ограничения проведенного исследования связаны, в первую очередь, с применением метода самооценивания, который не всегда может давать объективные данные об уровне и характеристиках цифровой компетентности ребенка с ОВЗ, его родителей, педагогов, что мы постарались учесть при разработке модели повышения квалификации педагогических работников.

Представим описание модели повышения квалификации педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ в сфере цифровой социализации детей через структурные и дидактические единицы дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПП ПК), а также условия ее реализации.

Контингент, для которого предлагается ДПП ПК: учителя начальных классов, учителя-предметники, работающие с обучающимися с ОВЗ (нарушениями зрения, слуха, речи и интеллекта), педагоги, осуществляющие классное руководство.

Целью запланированной к апробации ДПП ПК в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» является совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ по вопросам цифровой социализации детей.

Объем ДПП ПК: 72 часа. Выбор указанного количества часов обоснован, с одной стороны, востребованностью краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников, как в регионе, так и в стране, в целом, что подтверждается данными федерального реестра программ; с другой стороны, необходимостью распространения полученного нами опыта в системе обучения педагогов на другие субъекты РФ, в том числе и не только за счет бюджетного финансирования, но и коммерческого предложения.

Планируемые результаты ДПП ПК нами были определены в рамках компетентностного подхода: в соответствии с трудовыми действиями общепедагогической функции - воспитательная деятельность профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Нами были отобраны два из них «проектирование и реализация воспитательных программ», «использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка».

Знания и умения, формируемые у слушателей, были формулированы нами самостоятельно в соответствии с рекомендациями Академии Минпросвещения России, сейчас реорганизованной в Институт реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения (Мансурова и др., 2021).

Далее приведем в качестве примера несколько формулировок знаний и умений, формируемых у слушателей в рамках программы:

  • знать специфику цифровой социализации обучающихся с ОВЗ и факторы ее определяющие; понятие и компоненты цифровой компетентности современного человека; структуру взаимодействия педагога с родителями обучающихся с ОВЗ; специфику применения диагностического инструментария оценки цифровых компетенций педагогов, родителей, обучающихся с ОВЗ, представлений о взаимодействии семьи и школы и т. д.;

  • уметь выявлять и учитывать специфику цифровой компетентности родителей обучающихся с ОВЗ, их представлений о характеристиках взаимодействия с педагогом при проектировании плана мероприятий по вопросам цифровой социализации детей; учитывать результаты диагностики при проектировании рекомендаций для семей обучающихся с ОВЗ по эффективным стратегиям родительского посредничества медиаактивности и т. д..

Формат реализации ДПП ПК нами рассматривается с точки зрения достижения качественного результата, а также востребованности у слушателей и их руководителей. Предпочтительным, на наш взгляд, является смешанный формат: очно-заочный, когда часть часов реализуется в онлайн-формате с использованием дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения (в нашем университете для этих целей используется платформа Moodle), а часть часов слушатели осваивают на очных занятиях с преподавателями в Технопарке. При этом для обучающихся из других регионов востребованным будет заочный формат, который будет предполагать совместные с преподавателями онлайн-активности.

Содержательно обучение выстраивается в рамках системно-деятельностного подхода по нескольким тематическим модулям. Данный подход предполагает деятельностное освоение содержания, предлагаемого слушателям. Каждый модуль начинается с теории и обязательно включает в себя практико-ориентированные задания и активности, направленные на совершенствование необходимых компетенций (примеры основных из них представлены ниже при описании мероприятий текущего контроля).

1. «Цифровая социализация ребенка с ОВЗ»: рассматривает модель цифровой социализации обучающихся с ОВЗ и факторы ее определяющие: индексы цифровой компетентности обучающихся с ОВЗ и их родителей, фактор образовательно-социальной ценности цифровой среды, личностно-деятельностный фактор.

2. «Цифровая компетентность как фактор цифровой социализации ребенка с ОВЗ»: включает изучение ее понятия и компонентов. Мы опираемся на следующую классификацию компонентов цифровой компетентности: грамотность, безопасность и гигиена, коммуникация и этикет (Солдатова и др., 2013; Lussier-Desrochers et al., 2017).

3. «Стратегии родительского посредничества медиаактивности», раскрывающиеся через параметры родительской поддержки и контроля цифровой активности детей.

4. «Взаимодействие педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ по вопросам цифровой социализации детей»: понятие, компоненты.

Научные исследования взаимодействия педагогов и родителей трактуют его через призму интерактивной стороны общения, характеристик коммуникативных действий и актов, в связи с этим нами используется следующая структура взаимодействия:

  • ценностно-смысловой компонент, включающий цели взаимодействия и их значимость, качество взаимодействия, согласованность ожиданий и действий педагогов и родителей;

  • содержательный компонент, раскрывающий тематику взаимодействия, его практический результат, потребности родителей и детей с ОВЗ;

  • организационный компонент, отражающий регулярность, виды и формы контакта, компетентность педагога, стилевые особенности и условия взаимодействия (Жадько, Безруких, 2023; Кузьмичева, Афонькина, 2022).

5. Диагностический модуль или модуль оценка и анализа факторов социализации ребенка с ОВЗ является сквозным, его освоение запараллелено с дистанционным изучением теории по всем модулям. Он включает знакомство с системой оценки цифровых компетенций педагогов, родителей, обучающихся с ОВЗ, представлений о взаимодействии семьи и школы, стратегий родительского посредничества медиаактивности: условия изучения, диагностические переменные и инструментарий, обработка данных, составление аналитической справки по результатам. Здесь мы предлагаем, помимо инструментов самооценки, использовать кейсы, направленные на диагностику цифровых компетенций, чтобы нивелировать ограничение исследования, которые мы описали выше.

В ДПП ПК традиционно используется три формы контроля: входной, текущий и итоговый, которые позволяют реализовать персонифицированный подход к обучению - выстроить обучение в соответствии с образовательными дефицитами слушателей.

Входной контроль предполагает прохождение тестирования, направленного на оценку цифровой компетентности педагога по 4 разделам: цифровая грамотность, безопасность и гигиена, коммуникация и этикет.

Прохождение текущего контроля предполагает оценку разработанных слушателями практико-ориентированных продуктов, ориентированных на реальную профессиональную деятельность обучающихся. К таким продуктам мы относим: аналитическую справку по результатам диагностики цифровых компетенций обучающихся с ОВЗ своего класса, родителей, оценки представлений о взаимодействии семьи и школы, стратегий родительского посредничества медиаактивности; краткие рекомендации семьям обучающихся с ОВЗ по эффективным стратегиям родительского посредничества медиаактивности; решение кейсов и разработку плана самообразования педагога в соответствии с выявленными дефицитам цифровых компетенций; план мероприятий с родителями обучающихся с ОВЗ по вопросам цифровой социализации детей и т. д.

Итоговая аттестация по программе предполагает получение зачета по совокупности выполненных работ (разработку перечисленных ранее практикоориентированных продуктов деятельности педагога на достаточном для получения зачета уровне) и прохождение финального тестирования.

Выводы

Таким образом, модель ДПП ПК педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ в сфере цифровой социализации детей, разработанная в контексте системно-деятельностного, компетентностного и персонифицированного подходов, отвечает актуальным требованиям системы повышения квалификации. Описанная структура ДПП ПК, ее организационные аспекты позволяют выявлять и учитывать профессиональные дефициты слушателей, создавать в процессе обучения практикориентированные продукты, которые могут быть использованы педагогами в своей деятельности, а также стать основой для их дальнейшего профессионального развития.

Заключение

Представленная модель ДПП ПК педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ в сфере цифровой социализации детей может быть использована широким спектром специалистов: от работников системы повышения квалификации до учителей, классных руководителей, тьюторов и советников по воспитанию.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшей апробации описанной модели.

Литература

  1. Жадько, Н.В., Безруких, М.М. (2023). Взаимодействие педагога и родителя: причины проблем и варианты их решения. Отечественная и зарубежная педагогика, 6, 37—48. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2023-96-37-48.
  2. Коломийцева, О.В. (2023). Особенности включения в учебный процесс в цифровой среде детей с ОВЗ. Гуманитарные науки, 3(63), 116—121.
    Королева, Ю.А., Фоминых, Е.С. (2023). Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в цифровом обществе: монография. Киров: МЦИТО.
  3. Кузьмичева, Т.В., Афонькина, Ю.А. (2022). Взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами в условиях инклюзивного образования. Проблемы современного педагогического образования, 77(3), 111—114.
  4. Лещева, А.А., Азлецкая, Е.Н. (2024). О проблемах развития цифровой компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Мир педагогики и психологии, 06(95).
    Мансурова, С.Е., Расташанская, Т.В., Табаровская, К.А. (2021). Рекомендации по обеспечению качества дополнительных профессиональных программ педагогического образования: методическое пособие (Родина Н.А., общ. ред.). М.: Академия Минпросвещения России.
  5. Руднова, Н.А., Корниенко, Д.С., Волкова, Е.Н., Исаева, О.М. (2023). Цифровая родительская медиация и ее связь с показателями психологического благополучия детей школьного возраста. Наука телевидения, 19(1), 175—198. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198.
  6. Сидоренко, О.А., Хабарова, И.В., Чиганова, Е.А. (2019). Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект. Педагогический ИМИДЖ, 2(43), 274—285.
  7. Скрипниченко, В.В., Алентьева, Е.И., Курбангалиева, Ю.Ю. (2025). Применение цифровых образовательных ресурсов при взаимодействии с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, перспективы. МНКО, 2(111), 172—175. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-2111-172-175.
  8. Солдатова, Г.У, Нестик, Т.А., Рассказова, Е.И., Зотова, Е.Ю. (2013). Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. Фонд Развития Интернет.
  9. Аgren, К.А., Kjellberg, А., Hemmingsson, H. (2020). Internet opportunities and risks for adolescents with intellectual disabilities: A comparative study of parents’ perceptions. Scandinavian Journal of Occupational Therapy, 27(8), 601—613. https://doi.org/10.1080/11038128.2020.1770330
  10. Arvidsson, P. (2013). Assessment of participation in people with a mild intellectual disability [Thesis]. Örebro: Örebro University.
  11. Kushwaha, R.Kr., Yadav, M.K., Ahmad, S. (2024). Digital Parenting among Students with Intellectual Disabilities: Challenges & Strategies. IJRAEL, 03(01), 1—4. https://doi.org/10.57235/ijrael.v3i1.1147
  12. Lussier-Desrochers, D., Normand, C.L., Romero-Torres, A., Lachapelle Y. (2017). Bridging the digital divide for people with intellectual disability. Cyberpsychology, 11, 53—72. https://doi.org/10.5817/CP2017-1-1
  13. Rice, M., Ortiz, K. (2021). Parents' Use of Digital Literacies to Support their Children with Disabilities in Online Learning Environments. Online Learning, 25(3), 208—229. https://doi.org/10.24059/olj.v25i3.2407

Информация об авторах

Елена Ивановна Андреева, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО ОГПУ), Оренбург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7569-4615, e-mail: andreevaeliv@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 33
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 14

 Скачиваний PDF

За все время: 10
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

 Всего

За все время: 43
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 20