Введение
Актуальность проблемы цифровой социализации молодого поколения на данном этапе развития общества не вызывает сомнений. Современный человек живет в реальности, которая интегрирует в себе как онлайн, так и оффлайн среды и активности. Следует отметить, что влияние онлайн-пространства, наряду с близкими взрослыми и социальными институтами, на зону ближайшего развития ребенка велико. При этом в различных исследованиях обозначен факт включения в процесс цифровой социализации детей их родителей, даже в том случае, если они считают себя неготовыми сопровождать ребенка на этом пути (Сидоренко и др., 2019; Королева, Фоминых, 2023).
Наличие ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ), безусловно, с одной стороны, создает препятствия для активного присвоения опыта цифровой жизни, с другой стороны, цифровые средства и технологии имеют большое реабилитационное значение для данной категории детей, что делает востребованными запросы на эту тему со стороны родителей (Arvidsson, 2013; Аgren et al., 2020; Лещева, Азлецкая, 2024; Скрипниченко и др., 2025).
В отечественной системе школьного образования одну из основных ролей в сопровождении развития не только широкого круга компетенций ребенка, но и также его родителей, играет педагог.
Воспитательная работа образовательной организации строится с учетом того фактора, что семья является первичным и важнейшим институтом социализации, этот тезис находит свое отражение в Модуле рабочей программы воспитания «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Основная часть
С целью интенсификации и повышения качества процесса взаимодействия педагогов с родителями обучающихся с ОВЗ в сфере цифровой социализации детей нами в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ была разработана модель повышения квалификации.
Данная модель была спроектирована на основе результатов анонимного онлайн-опроса 496 родителей школьников 7-16 лет с ОВЗ (нарушениями зрения, речи, слуха, интеллекта) и 319 педагогов школ, в которых они обучались, Кировской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тверской, Челябинской областей, республик Башкортостан и Удмуртской, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы и Санкт-Петербурга.
Диагностический инструментарий включал в себя изучение следующих аспектов:
- факторов и специфики цифровой социализации детей с ОВЗ (использовались разработанные нами анкеты);
- характеристик взаимодействия педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ (разработанные нами анкеты);
- стратегий родительского посредничества активности в медиапространстве (Руднова и др., 2023).
Кратко, в обобщенном виде представим основные результаты проведенного нами исследования, которые явились базой для разработки модели повышения квалификации. С целью статистической обработки данных нами использовались: критерии Кайзера-Мейера-Олкина, Бартлетта, факторный анализ с Варимакс-вращением, критерий углового преобразования Фишера.
1. Определена факторная структура цифровой социализации обучающихся с ОВЗ, включающая в себя индексы цифровой компетентности ребенка с ОВЗ и его родителей (цифровая грамотность, безопасность и гигиена, коммуникация и этикет); фактор образовательно-социальной ценности цифровой среды и личностно-деятельностный фактор. Разработан опросник для родителей обучающихся с ОВЗ, позволяющий определить характеристики цифровой социализации детей, статистическая обработка собранных с его помощью данных подтвердила возможность его использования в исследованиях.
Внедрение описанной структуры в теоретическую часть обучения педагогов, а опросника - в практическую, позволит им целенаправленно выявлять проблемные области и персонифицированно, с учетом специфики класса, планировать необходимые мероприятия.
2. Диагностирована большая включенность в проблемы цифровой социализации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, чем с нормативным развитием (по мнению родителей), что может свидетельствовать как о заинтересованности слушателей в разрабатываемой нами тематике повышения квалификации или следовании основным направлениям государственной политики в сфере образования, так и о достаточном реабилитационном потенциале цифровых средств и эффективности их применения в коррекционной работе с обучающимися.
3. Родители обучающихся с ОВЗ в целом выше оценивают возможности применения цифровых платформ, технологий и ресурсов для решения различных задач жизнедеятельности в разных сферах (обучение, развитие, досуг, общение и т. п.) по сравнению с семьями типично развивающихся детей. При этом они также чаще отмечают зависимость поведения и действий детей от культивируемых представителями медиасреды модных тенденций. Полученные результаты могут указывать на то, что родители лиц с ОВЗ видят как потенциал, так и риски нахождения детей в цифровом пространстве, обладают первичным уровнем готовности к включению в процессы цифровой социализации детей, что не соотносится с данными исследования О.В. Коломийцевой об их негативном и скептическом отношении к обозначенным вопросам (Коломийцева, 2023).
4. Родители обучающихся с ОВЗ (нарушениями зрения и интеллекта) ниже оценивают сформированность своих цифровых навыков, чем родители типично развивающихся детей. При этом они отмечают более высокий уровень развития цифровых навыков педагогов, что может стать ресурсом в процессе грамотного выстраивания взаимодействия между педагогом и родителями.
5. Выявлены расхождения в ожиданиях педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ от взаимодействия друг с другом в части востребованной тематики, а также частоты мероприятий. Например, педагоги меньше внимания уделяют цифровизации для обучения и развития, в также не всегда удовлетворяют потребности родителей в сфере развития компетенций в области цифровой безопасности. При этом избыточность условий для удовлетворения интересов родителей и детей создана педагогами в сфере общих вопросов цифрового воспитания. Несоответствие ожиданий педагогов и родителей в отношении взаимодействия друг с другом с целью оказания помощи ребенку с ОВЗ также отмечают в своих статьях M. Rice, K. Ortiz, В.В. Скрипниченко, Е.И. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева (Rice, Ortiz, 2021; Скрипниченко и др., 2025). Учет перечисленных выше аспектов позволит сделать взаимодействие педагога с родителями более гармоничным и содержательным.
6. Выявлена значимая специфика оценки родителями обучающихся с нарушением интеллекта различных параметров, как цифровой социализации детей, так и взаимодействия с ними педагогов, что отличает их от родителей других исследуемых категорий лиц с ОВЗ. Приведем в качестве примера некоторые характеристики: большая ценность цифровых инструментов для обучения и развития ребенка, что подтверждается в исследованиях P. Arvidsson, А.А. Лещевой, Е.Н. Азлецкой (Arvidsson, 2013; Аgren et al., 2020; Лещева, Азлецкая, 2024); более низкая оценка уровня развития цифровой компетентности как у них самих, так и у их детей, что созвучно выводам R.Kr. Kushwaha, M.K. Yadav, S. Ahmad, (Kushwaha et al., 2024); более высокий уровень ожидания помощи со стороны педагога в вопросах цифрового воспитания.
Ограничения проведенного исследования связаны, в первую очередь, с применением метода самооценивания, который не всегда может давать объективные данные об уровне и характеристиках цифровой компетентности ребенка с ОВЗ, его родителей, педагогов, что мы постарались учесть при разработке модели повышения квалификации педагогических работников.
Представим описание модели повышения квалификации педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ в сфере цифровой социализации детей через структурные и дидактические единицы дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПП ПК), а также условия ее реализации.
Контингент, для которого предлагается ДПП ПК: учителя начальных классов, учителя-предметники, работающие с обучающимися с ОВЗ (нарушениями зрения, слуха, речи и интеллекта), педагоги, осуществляющие классное руководство.
Целью запланированной к апробации ДПП ПК в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» является совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ по вопросам цифровой социализации детей.
Объем ДПП ПК: 72 часа. Выбор указанного количества часов обоснован, с одной стороны, востребованностью краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников, как в регионе, так и в стране, в целом, что подтверждается данными федерального реестра программ; с другой стороны, необходимостью распространения полученного нами опыта в системе обучения педагогов на другие субъекты РФ, в том числе и не только за счет бюджетного финансирования, но и коммерческого предложения.
Планируемые результаты ДПП ПК нами были определены в рамках компетентностного подхода: в соответствии с трудовыми действиями общепедагогической функции - воспитательная деятельность профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Нами были отобраны два из них «проектирование и реализация воспитательных программ», «использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка».
Знания и умения, формируемые у слушателей, были формулированы нами самостоятельно в соответствии с рекомендациями Академии Минпросвещения России, сейчас реорганизованной в Институт реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения (Мансурова и др., 2021).
Далее приведем в качестве примера несколько формулировок знаний и умений, формируемых у слушателей в рамках программы:
-
знать специфику цифровой социализации обучающихся с ОВЗ и факторы ее определяющие; понятие и компоненты цифровой компетентности современного человека; структуру взаимодействия педагога с родителями обучающихся с ОВЗ; специфику применения диагностического инструментария оценки цифровых компетенций педагогов, родителей, обучающихся с ОВЗ, представлений о взаимодействии семьи и школы и т. д.;
-
уметь выявлять и учитывать специфику цифровой компетентности родителей обучающихся с ОВЗ, их представлений о характеристиках взаимодействия с педагогом при проектировании плана мероприятий по вопросам цифровой социализации детей; учитывать результаты диагностики при проектировании рекомендаций для семей обучающихся с ОВЗ по эффективным стратегиям родительского посредничества медиаактивности и т. д..
Формат реализации ДПП ПК нами рассматривается с точки зрения достижения качественного результата, а также востребованности у слушателей и их руководителей. Предпочтительным, на наш взгляд, является смешанный формат: очно-заочный, когда часть часов реализуется в онлайн-формате с использованием дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения (в нашем университете для этих целей используется платформа Moodle), а часть часов слушатели осваивают на очных занятиях с преподавателями в Технопарке. При этом для обучающихся из других регионов востребованным будет заочный формат, который будет предполагать совместные с преподавателями онлайн-активности.
Содержательно обучение выстраивается в рамках системно-деятельностного подхода по нескольким тематическим модулям. Данный подход предполагает деятельностное освоение содержания, предлагаемого слушателям. Каждый модуль начинается с теории и обязательно включает в себя практико-ориентированные задания и активности, направленные на совершенствование необходимых компетенций (примеры основных из них представлены ниже при описании мероприятий текущего контроля).
1. «Цифровая социализация ребенка с ОВЗ»: рассматривает модель цифровой социализации обучающихся с ОВЗ и факторы ее определяющие: индексы цифровой компетентности обучающихся с ОВЗ и их родителей, фактор образовательно-социальной ценности цифровой среды, личностно-деятельностный фактор.
2. «Цифровая компетентность как фактор цифровой социализации ребенка с ОВЗ»: включает изучение ее понятия и компонентов. Мы опираемся на следующую классификацию компонентов цифровой компетентности: грамотность, безопасность и гигиена, коммуникация и этикет (Солдатова и др., 2013; Lussier-Desrochers et al., 2017).
3. «Стратегии родительского посредничества медиаактивности», раскрывающиеся через параметры родительской поддержки и контроля цифровой активности детей.
4. «Взаимодействие педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ по вопросам цифровой социализации детей»: понятие, компоненты.
Научные исследования взаимодействия педагогов и родителей трактуют его через призму интерактивной стороны общения, характеристик коммуникативных действий и актов, в связи с этим нами используется следующая структура взаимодействия:
-
ценностно-смысловой компонент, включающий цели взаимодействия и их значимость, качество взаимодействия, согласованность ожиданий и действий педагогов и родителей;
-
содержательный компонент, раскрывающий тематику взаимодействия, его практический результат, потребности родителей и детей с ОВЗ;
-
организационный компонент, отражающий регулярность, виды и формы контакта, компетентность педагога, стилевые особенности и условия взаимодействия (Жадько, Безруких, 2023; Кузьмичева, Афонькина, 2022).
5. Диагностический модуль или модуль оценка и анализа факторов социализации ребенка с ОВЗ является сквозным, его освоение запараллелено с дистанционным изучением теории по всем модулям. Он включает знакомство с системой оценки цифровых компетенций педагогов, родителей, обучающихся с ОВЗ, представлений о взаимодействии семьи и школы, стратегий родительского посредничества медиаактивности: условия изучения, диагностические переменные и инструментарий, обработка данных, составление аналитической справки по результатам. Здесь мы предлагаем, помимо инструментов самооценки, использовать кейсы, направленные на диагностику цифровых компетенций, чтобы нивелировать ограничение исследования, которые мы описали выше.
В ДПП ПК традиционно используется три формы контроля: входной, текущий и итоговый, которые позволяют реализовать персонифицированный подход к обучению - выстроить обучение в соответствии с образовательными дефицитами слушателей.
Входной контроль предполагает прохождение тестирования, направленного на оценку цифровой компетентности педагога по 4 разделам: цифровая грамотность, безопасность и гигиена, коммуникация и этикет.
Прохождение текущего контроля предполагает оценку разработанных слушателями практико-ориентированных продуктов, ориентированных на реальную профессиональную деятельность обучающихся. К таким продуктам мы относим: аналитическую справку по результатам диагностики цифровых компетенций обучающихся с ОВЗ своего класса, родителей, оценки представлений о взаимодействии семьи и школы, стратегий родительского посредничества медиаактивности; краткие рекомендации семьям обучающихся с ОВЗ по эффективным стратегиям родительского посредничества медиаактивности; решение кейсов и разработку плана самообразования педагога в соответствии с выявленными дефицитам цифровых компетенций; план мероприятий с родителями обучающихся с ОВЗ по вопросам цифровой социализации детей и т. д.
Итоговая аттестация по программе предполагает получение зачета по совокупности выполненных работ (разработку перечисленных ранее практикоориентированных продуктов деятельности педагога на достаточном для получения зачета уровне) и прохождение финального тестирования.
Выводы
Таким образом, модель ДПП ПК педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ в сфере цифровой социализации детей, разработанная в контексте системно-деятельностного, компетентностного и персонифицированного подходов, отвечает актуальным требованиям системы повышения квалификации. Описанная структура ДПП ПК, ее организационные аспекты позволяют выявлять и учитывать профессиональные дефициты слушателей, создавать в процессе обучения практикориентированные продукты, которые могут быть использованы педагогами в своей деятельности, а также стать основой для их дальнейшего профессионального развития.
Заключение
Представленная модель ДПП ПК педагогов по вопросам организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ в сфере цифровой социализации детей может быть использована широким спектром специалистов: от работников системы повышения квалификации до учителей, классных руководителей, тьюторов и советников по воспитанию.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшей апробации описанной модели.