Возможные пути развития интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере

2

Аннотация

Структурные изменения, происходящие в области образования представляют собой явление, затрагивающее как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Именно эти последние представляют собой интересный пласт для развития интеллектуальных технологий, которые могут обеспечивать значительный рост способностей каждого ребенка при грамотном применении новых технологий к процессу обучения, образования и воспитания. Авторы считают, что применение интеллектуальных технологий предоставляет возможность предположить, что такие технологии должны служить вспомогательным средством для классических приемов, которые переживают глубокий кризис на фоне цифровизации и информатизации образовательного процесса. По мнению авторов, одни из главных преимуществ использования интеллектуальных технологий можно считать создание образовательных контентов при помощи интеллектуальных технологий, что облегчает внедрение геймификации, как мощный способ формирования личностных качеств. В связи с этим, авторы делают сильный акцент на том, что интеллектуальные технологии обладают значительным потенциалом, который может оказать содействие в формировании и развитии soft-skills таких, как критическое мышление, нестандартное мышление, системное мышление, решение проблем и принятие решений, и целеполагание, что соответствует и трендам современной политики РФ в области образования, и поручениям Президента Российской Федерации.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуальные свойства, soft skills, личностное развитие, цифровизация, информатизация, воспитание, образование, поручения Президента РФ

Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Меттини Э.М., Вигель Н.Л. Возможные пути развития интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2025): сб. статей VI Международной научно-практической конференции. 13—14 ноября 2025 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2025): Сollection of Articles of the VI International Scientific and Practical Conference. November 13–14, 2025. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2025. С. 408–416. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2025/contents/Mettini_Vigel (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

Введение

Главной целью настоящей статьи является изучение возможных путей развития интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере. Такая цель обусловлена тем, что быстрые изменения в образовательной системе ставят перед практиками и теоретиками образования и воспитания серьезные вопросы, требующие их оперативного и обоснованного решения. Это не означает, что нужно отбросить классические приемы преподавания, а, вплоть до наоборот, этот подход предполагает возможное совместное применение различных подходов, позволяющих выявить те технологии, которые смогут обеспечить личностный рост обучающихся и профессиональный рост преподавателей и учителей. Второй важной целью настоящего исследования является возможность использования интеллектуальных технологий для формирования мягких навыков (soft skills), которые могут отказать положительное влияние на становление, формирование и развитие мировоззренческих и этических установок обучающихся. Обзор специальной литературы указывает как на положительные, так и на отрицательные составляющие применения интеллектуальных технологий к образовательному процессу вообще, и гуманитарным наукам в частности. Несмотря на расхождение мнений специалистов, можно предположить, что к числу исследовательских вопросов можно отнести:

  1. Каковы самые эффективные интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере?

  2. Как гармонично применить их к дисциплинам, относящимся напрямую к человеку, или имеющие отношение к его природе и сущности?

  3. Какие существуют способы соотношения формирования мягких навыков (soft skills), и мировоззренческих и этических установок?

Методы

Решение поставленных вопросов предполагает использование метода сравнительного анализа источников для определения теоретических оснований предполагаемых подходов, и системного анализа с тем, чтобы выявить более эффективные способы внедрения интеллектуальных технологий в гуманитарную сферу. Сравнение используемых источников указывает на то, что интеллектуальные технологии не представляют собой угрозу применению традиционных образовательных технологий. В. Мануйлов и другие предполагают, что интеллектуальные технологии рядом с другими технологиями можно отнести к числу комплексных образовательных технологий (Мануйлов и др., 2003), среди которых можно перечислить педагогические, информационные, телекоммуникационные (сетевые), инновационные, и наконец, интеллектуальные, так, что можно считать, что «<…> все образовательные технологии по существу являются интеллектуальными» (Сатыбальдина, 2008). Дальнейшее сравнение используемых источников подчеркивает тот важный факт, что на интеллектуальные технологии можно смотреть как на мощный инструмент развития творческих способностей обучающихся. Изучение трудов С.В. Персиянцева, M.A. Cardona, H.J. Kim (Персиянцева, 2024; Cardona et al., 2023; Kim et al., 2019) указывает на то, что интеллектуальные технологии положительно влияют как на развитие личностных качеств, так и на рост мотивации и ее управление путем использование интеллектуальных игр и других приемов. Проведенные С.В. Персянцевой результаты исследования четко доказывают, что применение таких технологических решений как Classroom Response Systems (CRS – система откликов), Classroom Chat (форма онлайн – общения между студентами и преподавателями во время занятий), E-lectures (электронные лекции) и мобильная виртуальная реальность (MVR) (Sprenger, Schwaninger, 2021; Bhuiyan, 2022) доказывает, что эти интеллектуальные технологии способствуют плановому и эффективному внедрению искусственного интеллекта (ИИ), как дополнительное средство развития и усовершенствования образовательного процесса.

Системный анализ внедрения интеллектуальных технологий в гуманитарную сферу имеет своим ядром философский поиск создания систем, могущих развить именно интеллектуальные, т.е. сверхчувственные способности человека, что нашло свое отражение в трудах Д. Белла, Н. Винера, Д. Марселлуса, Д. Нейсбита, М. Кастельса, Н. М. Амосова, Г.  С. Поспелова, Д. А. Поспелова, А. П. Назаретяна, А. Тьюринга, Р. Ковальски, Л. Стерлинга (Амосов, 1979; Белл, 2004; Винер, 1983; Кастельс, 1999; Ковальски, 1990; Марселлус, 1994; Назаретян 1991; Нейсбит, 2005; Поспелов, 1985; Тьюринг, 1960). Это обозначает, что интеллектуальные системы обхватывают как идеалистическую философию, так и информационные технологии, кибернетику и т.д. Формирование системного подхода к интеллектуальным технологиям предоставляет возможность создать образовательный инжиниринг (информационно-вычислительная система, со своими базой знаний, алгоритмами действий, программным и инструментальным обеспечением, и т.д.), что способствует решению любой сложности задач. Помимо этого, системный анализ внедрения интеллектуальных технологий доказывает, что уже в позднесоветское время интеллектуальные системы находились в фокусе внимания государства, и нашли свое наилучшее выражение в осуществляемой кафедрой онтологии и теории познания Уральского федерального университета программе «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» на основании ФГОСов ВПО1 2014 г. Главными составляющими данного подхода можно считать формализацию и автоматизацию рассуждений для создания интеллектуальных систем, анализ данных и поддержки принята решений, особо в области медицины и робототехники. Этот проект можно считать корифеем плеяды многочисленных проектов и программ, которые сейчас осуществляются в современной образовательной системе2 (Портал web 2024). Системный анализ позволяет понимать, что интеллектуальные технологии представляют собой понятийно-идейный фон образовательных систем сквозь века в зависимости от преобладающего дискурса, указывая на их гибкость, жизнеспособность, и возможность видоизмениться в зависимости от поставленных задач.

Результаты и обсуждения

Результаты исследования позволяют ответить на поставленные исследовательские вопросы. Во-первых, можно считать, что самыми эффективными технологиями являются: технологии, связанные с применением искусственного интеллекта (ИИ) (Стерлинг, Шапиро, 1990), способствующего изучению архивных данных, автоматизация работы с текстами, генерация контента и креативные технологии (Куприянов и др., 2021; Ouyang, Jiao, 2021). Эти технологии, рядом с созданием виртуальных пространств (музеи, выставки и т.д.) развивают у обучающихся воображение, критическое, системное мышление, усидчивость, и такие важные личностные качества, как ответственность, честность, отзывчивость, что играет немалую роль в условиях современной образовательной системы, требующей умения работать в команде на фоне цифровизации, информатизации, и геймификации ее (Gopika et al., 2019). Это вовлечет за собой то, что применение интеллектуальных технологий к гуманитарной сфере переносит эту последнюю на новый пласт, как цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities), что имеет важным последствием сохранение и расширение доступа к историческому и культурному наследию, а также разработка новых средств анализа и обработка очень больших объемов данных. Главной составляющей обсуждения результатов является то, что применение интеллектуальных технологий обеспечивает создание виртуальных классов, систем управления обучением, его индивидуализацию, доступность образования, повышение вовлеченности обучающихся, и развитие новых компетенций. Таким образом, можно считать, что внедрение интеллектуальных технологий в сферу гуманитарных наук может способствовать становлению, формированию и развитию мягких навыков (soft skills) таких, как коммуникация, командная работа, адаптивность, информационная грамотность. Эти навыки позволяют преодолеть несколько уже устаревших традиционных приемов в области гуманитарных наук (например, преодоление сложности в преподавании философии и истории философии), что может только положительно влиять на формирование мировоззренческих установок обучающихся.


1 Письмо Министерства образования и науки «О федеральных государственных образовательных стандартах» от 20 августа 2014 года N АК-2612/05 URL: https://docs.cntd.ru/document/420221556 (дата обращения: 21.05.2025).

2 PsyJournals.ru: Портал психологических изданий (2007—2025). URL: https://psyjournals.ru (дата обращения: 21.05.2025).

Литература

  1. Амосов, Н.М. (1979). Алгоритмы разума. К.: Наукова думка.
    Белл, Д. (2004). Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Академия.
  2. Винер, Н. (1983). Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. Пер. с англ. М.: Наука.
  3. Кастельс, М. (1999). Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. В: В.Л. Иноземец (Ред.), Становление общества сетевых структур (с. 292—308). М.: Academia.
  4. Ковальски, Р. (1990). Логика в решении проблем. М.: Наука.
  5. Куприянов, Р.Б., Агранат, Д.Л., Сулейманов, Р.С. (2021). Использование технологий искусственного интеллекта для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 18(1), 27—35. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-27—35.
  6. Мануйлов, B. Федотов, И., Благовещенская, М. (2003). Современные технологии в инженерном образовании. Высшее образование в России, 3, 117—123.
  7. Марселлус, Д. (1994). Программирование экспертных систем на Турбо Прологе. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика.
  8. Назаретян, А.П. (1991). Интеллект во Вселенной: Истоки, становление, перспективы: Очерки междисциплинарной теории прогресса. М.: Недра.
  9. Нейсбит, Д. (2005). Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. М.: ACT; Транзиткнига.
  10. Персиянцева, С.В. (2024). Сравнительный анализ образовательных потребностей студентов в условиях цифровой среды. В: Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14–15 ноября 2024 г. (с. 422–431). Москва: ФГБОУ ВО МГППУ.
  11. Поспелов, Г.С., Поспелов, Д.А. (1985). Искусственный интеллект – прикладные системы. М.: Знание.
    Сатыбалдина, Е.В. (2008). К вопросу о возможностях информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин. В: Новые образовательные технологии в вузе: Сборник тезисов докладов пятой международной научно-методической конференции: Часть 1 (с. 335—339). Екатеринбург: УРФУ.
  12. Стерлинг, Л., Шапиро, Э. (1990). Искусство программирования на языке. Пролог. Пеp. с англ. М.: Миp.
  13. Тьюринг, А. (1960). Могут ли машины мыслить? Пер. с англ. М.: Изд. Физико-математической литературы.
  14. Bhuiyan, O.F. (2022) Students’ preference of e-learning over traditional learning: A case study on Bangladesh. ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/359286055 (viewed: 21.05.2025).
  15. Cardona, M.A., Rodríguez, R.J., Ishmael, K. (2023). Artificial intelligence and the future of teaching and learning [Presentation]. 1st Pelita International Conference. [Cikarang]: Universitas Pelita Bangsa https://doi.org/10.13140/RG.2.2.28132.76160.
  16. Kim, H.J., Hong, A.J., Song, H.D. (2019). The roles of academic engagement and digital readiness in students’ achievements in university e-learning environments. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 16(1), 1—18. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0152-3.
  17. Ouyang, F., Jiao, P. (2021). Artificial intelligence in education: The three paradigms. Computers and Education: Artificial Intelligence, 2, Article 100020. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100020.
  18. Gopika, P.B., Priyanka, B., Sanju, R. (2019). Students’ preference on traditional and modern education. International Journal of Advance and Innovative Research, 6(2). 59—68.
  19. Sprenger, D.A., Schwaninger, A. (2021). Technology acceptance of four digital learning technologies (classroom response system, classroom chat, e-lectures, and mobile virtual reality) after three months’ usage. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 18, Article 8. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00243-4.

Информация об авторах

Эмилиано Маврикевич Меттини, кандидат педагогических наук, Доцент, Заведующий кафедрой, кафедра гуманитарных наук, Институт мировой медицины, ФГАОУ ВО Российский Национальный Исследовательский Медицинский Университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3051-9730, e-mail: mettini_e@rsmu.ru

Нарине Липаритовна Вигель, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии с курсом биоэтики факультета клинической психологии, Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России (ФГБОУ ВО РостГМУ), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0382-4665

Метрики

 Просмотров web

За все время: 27
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 6

 Скачиваний PDF

За все время: 2
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 29
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 6