Казьмин А.М. кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574 e-mail: mgppukprd@gmail.com
В системе дошкольного образования города Москвы развернута сеть служб ранней помощи и лекотек, оказывающих бесплатную психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями развития и адаптации с первых месяцев жизни до школы, а также их семьям. К 2012 году в Москве насчитывалось около 200 таких подразделений. При этом экстенсивное развитие ранней помощи происходило более быстрыми темпами, чем адресная подготовка специалистов. Возникла объективная необходимость введения стандартов предоставления услуг и системы сертификации специалистов. В статье приведен анализ наиболее известных стандартов в сфере раннего вмешательства и современных тенденций их совершенствования. Предлагается модель для разработки стандарта качества в службах ранней помощи и лекотеках, составленная с учетом мирового опыта в этой сфере и принципами менеджмента качества, разработанными Международной организацией по стандартизации (ISO 9001:2000).
ГОСТ 52614.2 — 2006. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО
9001-2001 в сфере образования.
Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП «Об
утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период
(20012-2012 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное
образование»).
Стандартные требования к деятельности служб раннего вмешательства.
Ассоциация раннего вмешательства. http://raeci.ru/index.php
Указ президента Российской Федерации от 1 июля 2012 года № 671«О
национальной стратегии действий в интересах детей».
Alisauskiene S. (2009). Key aspects and recommendations in early
childhood intervention. Conference paper, European Conference of Quality in
Early Childhood Intervention. Budapest.
Curriculum for the professional training in Early Childhood Intervention
(2006)
http://www.atenciontemprana.com/EIDocumentsAT/Formacion_Early_Childhood_Intervention_Draft_Curriculum.pdf
Dimova A. (2005) Professional Education in Early Intervention
Systems in Europe. An overview. Project EBIFF.
Early Childhood Intervention – Analysis of Situations in Europe (2005). Key
Aspects and Recommendations Summary Report European Agency for Development in
Special Needs Education. http://www.european-agency.org/eci/eci.html
European Agency for Development in Special Needs Education, 2010. Early
Childhood Intervention –Progress and Developments 2005–2010, Odense, Denmark:
European Agency for Development in Special Needs Education.
Gutíez P. (2010) Early Childhood Intervention in Spain: Standard
Needs and Changes. In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards
Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. byM. Pretis.
International Classification of Functioning, Disability and Health-Children
and Youth Version. Geneva: World Health Organization Ellingsen, K. &
Simeonsson, R. (2011).
Kennedy A., McLoughlin J., Moore T., Gavidia-Payne S., Forster J.
DEECD Early Childhood Intervention Reform Project
http://www.eduweb.vic.gov.au/edulibrary/public/earlychildhood/intervention/ed-intervention-literature-review.pdf
McWilliam R. A. (2002) Routines-Based Early Intervention Supporting
Young Children and Their Families
Mitchell D. (1993). Quality of life for infants and toddlers.
Australia and New Zealand Journal of Developmental Disabilities, 18,
229–234.
New Jersey Early Intervention System// http://www.njeis.org/
New York State Part C Early Intervention Program. State Performance Plan
FFY 2005 – 2012 – Revised February 2011
http://www.health.ny.gov/community/infants_children/early_intervention/
Ponte J., Cardama J., Arlanzón J.L., Belda J.C., Gonzalez T., Vived
E. (2009) Early Intervention Quality Standarts Guide. Asociación Galega de
Atención Temperá.
http://www.atenciontemprana.com/EIDocumentsAT/guidequalitystandardsei.pdf
Pretis, M. (2006) Professional training in early intervention: an
european perspective. Journal of Practice in Intellectual Disabilities,
3(1).
Pretis M. (2009) Early Childhood Intervention in Austria. In: Early
Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and
National Challenges, Ed. By M. Pretis.
Pretis M. (2009) PRECIOUS Professional Resources in Early Childhood
Intervention: Online Tools and Standards In: Early Childhood Intervention
Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed.
By M. Pretis.
Pretis M . (2009) European Curriculum for Professional Training in
Early Childhood Intervention In: European Developments in Early Childhood
Intervention Edited by Barry Carpenter, Jacques Schloesser and Jo Egerton.
Pretis M. (2009) The quality management process in early childhood
intervention. Conference paper, European Conference of Quality in Early
Childhood Intervention. Budapest.
Pretis M. (2010) Respecting Diversity and Introducing Standards: In:
Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources
and National Challenges, Ed. By M. Pretis.
Pretis A. (2010) Assesing Transparecy, Participation and
Reflexivity in Early Childhood Intervention Centetes// Professional Training
Resource Library/International Society on Early Intervention
http://depts.washington.edu/isei/ptrl/SearchRetrieval.php?x=131
Professional Resources in Early Childhood Intervention: Online Utilities
and Standards, www.precious.at
WHO International Classification of Functioning, Disability and Health
(ICF, 2002) http://www.who.int/classifications/icf/en