Ранняя помощь в системе дошкольного образования Москвы: от экстенсивного развития к внедрению стандартов качества

1822

Аннотация

В системе дошкольного образования города Москвы развернута сеть служб ранней помощи и лекотек, оказывающих бесплатную психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями развития и адаптации с первых месяцев жизни до школы, а также их семьям. К 2012 году в Москве насчитывалось около 200 таких подразделений. При этом экстенсивное развитие ранней помощи происходило более быстрыми темпами, чем адресная подготовка специалистов. Возникла объективная необходимость введения стандартов предоставления услуг и системы сертификации специалистов. В статье приведен анализ наиболее известных стандартов в сфере раннего вмешательства и современных тенденций их совершенствования. Предлагается модель для разработки стандарта качества в службах ранней помощи и лекотеках, составленная с учетом мирового опыта в этой сфере и принципами менеджмента качества, разработанными Международной организацией по стандартизации (ISO 9001:2000).

Общая информация

Ключевые слова: стандартизация , менеджмент качества, системный подход, ранняя помощь ребенку

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Казьмин А.М. Ранняя помощь в системе дошкольного образования Москвы: от экстенсивного развития к внедрению стандартов качества [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n1/58916 (дата обращения: 28.03.2024)

Литература

  1. ГОСТ 52614.2 — 2006. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования.
  2. Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (20012-2012 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
  3. Стандартные требования к деятельности служб раннего вмешательства. Ассоциация раннего вмешательства. http://raeci.ru/index.php
  4. Указ президента Российской Федерации от 1 июля 2012 года № 671«О национальной стратегии действий в интересах детей».
  5. Alisauskiene S. (2009). Key aspects and recommendations in early childhood intervention. Conference paper, European Conference of Quality in Early Childhood Intervention. Budapest.
  6. Curriculum for the professional training in Early Childhood Intervention (2006) http://www.atenciontemprana.com/EIDocumentsAT/Formacion_Early_Childhood_Intervention_Draft_Curriculum.pdf
  7. Dimova A. (2005) Professional Education in Early Intervention Systems in Europe. An overview. Project EBIFF.
  8. Early Childhood Intervention – Analysis of Situations in Europe (2005). Key Aspects and Recommendations Summary Report European Agency for Development in Special Needs Education. http://www.european-agency.org/eci/eci.html
  9. European Agency for Development in Special Needs Education, 2010. Early Childhood Intervention –Progress and Developments 2005–2010, Odense, Denmark: European Agency for Development in Special Needs Education.
  10. Gutíez P. (2010) Early Childhood Intervention in Spain: Standard Needs and Changes. In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. byM. Pretis.
  11. International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version. Geneva: World Health Organization  Ellingsen, K. & Simeonsson, R. (2011).
  12. Kennedy A., McLoughlin J., Moore T., Gavidia-Payne S., Forster J. DEECD Early Childhood Intervention Reform Project http://www.eduweb.vic.gov.au/edulibrary/public/earlychildhood/intervention/ed-intervention-literature-review.pdf
  13. McWilliam R. A. (2002) Routines-Based Early Intervention Supporting Young Children and Their Families
  14. Mitchell D. (1993). Quality of life for infants and toddlers. Australia and New Zealand Journal of Developmental Disabilities, 18, 229–234.
  15. New Jersey Early Intervention System// http://www.njeis.org/
  16. New York State Part C Early Intervention Program. State Performance Plan FFY 2005 – 2012 – Revised February 2011 http://www.health.ny.gov/community/infants_children/early_intervention/
  17. Ponte J., Cardama J., Arlanzón J.L., Belda J.C., Gonzalez T., Vived E. (2009) Early Intervention Quality Standarts Guide. Asociación Galega de Atención Temperá. http://www.atenciontemprana.com/EIDocumentsAT/guidequalitystandardsei.pdf
  18. Pretis, M. (2006) Professional training in early intervention: an european perspective. Journal of Practice in Intellectual Disabilities, 3(1).
  19. Pretis M. (2009) Early Childhood Intervention in Austria. In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. By M. Pretis.
  20. Pretis M. (2009) PRECIOUS Professional Resources in Early Childhood Intervention: Online Tools and Standards In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. By M. Pretis.
  21. Pretis M . (2009) European Curriculum for Professional Training in Early Childhood Intervention In: European Developments in Early Childhood Intervention Edited by Barry Carpenter, Jacques Schloesser and Jo Egerton.
  22. Pretis M. (2009) The quality management process in early childhood intervention. Conference paper, European Conference of Quality in Early Childhood Intervention. Budapest.
  23. Pretis M. (2010) Respecting Diversity and Introducing Standards: In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. By M. Pretis.
  24. Pretis A. (2010)  Assesing Transparecy, Participation and Reflexivity in Early Childhood Intervention Centetes// Professional Training Resource Library/International Society on Early Intervention http://depts.washington.edu/isei/ptrl/SearchRetrieval.php?x=131
  25. Professional Resources in Early Childhood Intervention: Online Utilities and Standards, www.precious.at
  26. WHO International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF, 2002) http://www.who.int/classifications/icf/en

Информация об авторах

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2576
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1822
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3