Введение
Актуальным запросом современного генетического исследования является выделение системных показателей развития, которые отражают как общие закономерности изменения психики, так и результаты воздействия образовательных систем (Веракса и др., 2022; Изотова и др., 2023). В этом контексте важным принципом психодиагностики является взаимосвязь глубины исследуемой реальности и возможностей инструментария (Чупров, 2009; Cassidy et al., 2005). Отдельные психические процессы, в том числе и память, не являются независимыми линиями развития, но меняются совокупно (Авдулова и др., 2023; Леонтьев, 2024). Психическая функция памяти неотделима от общей функциональной системы, а для дошкольного возраста уникальным становится процесс создания искусственных знаков, оптимизирующих мнемические процессы (Шадриков, 2007; Шиян и др., 2021; Ржанова и др., 2018).
Произвольность и волевая саморегуляция в дошкольном возрасте являются системными качествами, определяющими формирование высших психических функций и изменение детерминации поведения с непосредственного реагирования на опосредованное сознательное построение деятельности (Выготский, 1983; Захарова и др., 2022). Современные исследования эмпирически подтверждают тесную связь произвольности и достижения возрастной зрелости основных психических процессов к концу дошкольного периода (Захарова и др., 2022; Клопотова и др., 2024; Молчанова и др., 2024).
Переход к знаковому опосредованию является принципиально важным компонентом готовности к школьному обучению и произвольному присвоению общественных, научных способов освоения мира (Смирнова, 1998; Hu et al., 2009). Опосредованность памяти знаками задает вектор интеллектуализации психических процессов, формирование памяти как высшей психической функции (Донцов и др., 2017; Корнеев и др., 2020). В этой первичной осознанности и опосредованности заложен и потенциал будущей способности к рефлексии (Смирнова, 1998; Чернокова, 2014).
Применительно к мышлению методика позволяет выявить ориентировку на содержательные характеристики категорий и определить возрастной качественный переход от образного отражения реальности к ее логическому осмыслению (Запорожец, 1986; Smidt et al., 2020).
Цель исследования: эмпирическое обоснование и стандартизация возрастных норм опосредованного запоминания, особенностей мышления, произвольной регуляции и организации деятельности для детей старшего дошкольного возраста поколения второго десятилетия ХХI века. Актуальность исследования состоит в получении стандартизированных возрастных норм для детей старшего дошкольного возраста по ключевым характеристикам развития.
Материалы и методы
В исследовании принимали участие 166 детей в возрасте 6-ти лет (медианный возраст – 71,5±3,8 месяцев, 51,2% девочек) и 304 ребенка в возрасте 7-ми лет (медианный возраст – 83,6±3,6 месяцев, 52,3% девочек) из 6 регионов Российской Федерации: Воронежская, Кемеровская, Калининградская области, город Москва, Республика Саха-Якутия, Ханты-Мансийский административный округ. В популяционном исследовании использовалась гнездовая выборка с нормированием по возрасту (отклонение – 3–6 месяцев).
Методы исследования: тестирование, методы математической статистики (расчеты коэффициентов альфы Кронбаха, коэффициента расщепления Гутмана, корреляционный анализ).
Методика исследования: методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия) в модификации Е.И. Изотовой (Изотова, 2012). Модифицированный вариант методики А.Р. Лурия «Пиктограмма» направлен на изучение особенностей познавательной и личностной сферы, произвольной регуляции и организации деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В процессе инструкции детям давался ряд установок: на изображение слова/словосочетания с их последующим запоминанием, на правила и запреты при размещении на листе ряда изображений, что предполагало организацию своих действий. Из семи предлагаемых показателей для анализа результатов в модифицированной версии «Пиктограммы» нами использовались четыре:
- Уровень опосредованного запоминания.
- Качественные особенности мышления (форма мыслительной деятельности).
- Произвольная регуляция и организация деятельности.
- Оригинальность образов и представлений.
Показатель «Опосредованное запоминание» определялся через объем корректно воспроизведенных слов и словосочетаний из 12-ти предложенных для запоминания.
По совокупности кодирования всех изображений фиксировалась форма мыслительной деятельности (далее – ФМД). При доминировании образной ФМД кодирование осуществляется через образ и образные ситуации (картинки), при этом чем больше деталей продемонстрировано в рисунке, тем более выражено образное мышление. При доминировании знаковой ФМД кодирование осуществляется через знак (цифры, буквы, геометрические фигуры и пр.), а степень выраженности данной формы зависит от процентного содержания знаково-схематических изображений в общем ряду закодированных слов-понятий. Преобладание знаковой ФМД свидетельствует о переходе от образного отражения реальности к ее логическому осмыслению. Если условный «образ» или «знак» встречались одинаковое количество раз, у ребенка фиксировалась смешанная форма мыслительной деятельности.
Произвольная регуляция деятельности (организация, планирование и реализация поставленной задачи) оценивалась по 3-балльной шкале: 1 балл – отсутствие навыков организации деятельности на подготовительном этапе, невыполнение условий инструкции, неупорядоченный ряд изображений; 2 балла – демонстрация навыков организации деятельности на подготовительном этапе, расположение рисунков на листе по принципу заполнения свободного пространства; 3 балла – демонстрация навыков организации деятельности на всех этапах деятельности, выполнение всех условий инструкции, упорядоченный ряд изображений.
Оригинальность образов определялась через количество нестандартных/оригинальных изображений согласно перечню типовых, стандартных изображений, приведенному в описании методики (Изотова, 2012).
Показатели методики «Индивидуальные личностно-эмоциональные особенности», «Значимость отдельных слов-понятий (личностно-эмоциональная нагрузочность)», «Ценностные ориентации» не включены в данное исследование, так как являются качественными характеристиками и сложно поддаются стандартизации (Изотова, 2012).
Результаты
Посредством методики «Пиктограмма» изучался ряд показателей особенностей познавательной сферы и произвольной регуляции детей старшего дошкольного возраста: опосредованное запоминание, форма мыслительной деятельности (форма кодирования), произвольная регуляция и организация деятельности, оригинальность (при актуализированной образной форме кодирования).
В табл. 1 представлена описательная статистика совокупно по трем показателям методики «Пиктограмма»: «Опосредованное запоминание», «Оригинальность» и «Произвольная регуляция деятельности» для детей шести и семи лет.
Таблица 1 / Table 1
Описательная статистика по трем показателям методики «Пиктограмма»
Descriptive statistics for the three indicators of the "Pictogram" method
|
Дети шести лет / Children of six years old (N = 166) |
|||||
|
Показатели / Indicators |
Среднее ± Стандартное отклонение / Mean ± Standard Deviation |
Медиана / Median |
Межквартильный размах / Interquartile range |
Минимум / Minimum |
Максимум / Maximum |
|
Опосредованное запоминание / Indirect memorization |
9,45 ± 2,53 |
10,00 |
[8,00; 12,00] |
0,00 |
12,00 |
|
Оригинальность / Originality |
2,83 ± 3,28 |
2,00 |
[0,00; 4,00] |
0,00 |
12,00 |
|
Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity |
2,43 ± 0,61 |
2,00 |
[2,00; 3,00] |
1,00 |
3,00 |
|
Дети семи лет / Children of seven years old (N = 296) |
|||||
|
Показатели / Indicators |
Среднее ± Стандартное отклонение / Mean ± Standard Deviation |
Медиана / Median |
Межквартильный размах / Interquartile range |
Минимум / Minimum |
Максимум / Maximum |
|
Опосредованное запоминание / Indirect memorization |
7,53 ± 3,57 |
8,00 |
[5,00; 11,00] |
0,00 |
12,00 |
|
Оригинальность / Originality |
3,46 ± 2,84 |
3,00 |
[1,00; 6,00] |
0,00 |
11,00 |
|
Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity |
2,33 ± 0,67 |
2,00 |
[2,00; 3,00] |
1,00 |
3,00 |
Из табл. 1 видно, что по показателю «Оригинальность» ответы детей сконцентрированы возле низких значений, то есть 6–7-летние дети предпочитают кодировать понятия через стандартные для данной популяции образы, представленные в описании модифицированной методики «Пиктограмма». В то время как показатели «Опосредованное запоминание» и «Произвольная регуляция деятельности» демонстрируют небольшой сдвиг в высокие значения, то есть дети 6–7 лет демонстрируют адекватную возрасту произвольную регуляцию деятельности и уровень опосредованного запоминания.
Для проверки нормальности трех показателей методики «Пиктограмма» нами были подсчитаны данные асимметрии и эксцесса (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Значения асимметрии и эксцесса для показателей методики «Пиктограмма»
Asymmetry and kurtosis values for the indicators of the "Pictogram" method
|
Дети шести лет / Children of six years old (N = 166) |
||||
|
Показатели / Indicators |
Среднее / Mean |
Медиана / Median |
Асимметрия / Asymmetry |
Эксцесс / Excess |
|
Опосредованное запоминание / Indirect memorization |
7,53 |
8 |
–0,53 |
–0,72 |
|
Оригинальность / Originality |
3,46 |
3 |
0,53 |
–0,60 |
|
Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity |
2,33 |
2 |
–0,49 |
–0,75 |
|
Дети семи лет / Children of seven years old (N = 296) |
||||
|
Показатели / Indicators |
Среднее / Mean |
Медиана / Median |
Асимметрия / Asymmetry |
Эксцесс / Excess |
|
Опосредованное запоминание / Indirect memorization |
9,45 |
10 |
–1,13 |
1,43 |
|
Оригинальность / Originality |
2,83 |
2 |
1,30 |
0,83 |
|
Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity |
2,43 |
2 |
–0,57 |
–0,59 |
С определенным допущением можно считать, что все три показателя имеют нормальное распределение. Такое решение позволяет нам применять все параметрические методы для последующего анализа данных. Для проверки внутренней согласованности использовался коэффициент альфа Кронбаха, который показывает внутреннюю согласованность характеристик и используется для проверки надежности тестов (внутренней надежности). Вместе с альфа Кронбаха мы использовали оценку надежности на расщепление (Split-half reliability). Данный показатель оценивает целостность шкалы, то есть подтверждает факт отсутствия необходимости выделения большего количества шкал путем разделения существующих (табл. 3).
Для детей 6-ти и 7-ми лет оценка внутренней согласованности проводилась на всей выборке (N = 470). В табл. 3 представлены стандартизированный коэффициент альфа Кронбаха и надежность на расщепление для показателя «Опосредованное запоминание» методики «Пиктограмма», который демонстрирует отличную внутреннюю согласованность.
Таблица 3 / Table 3
Внутренняя согласованность методики «Пиктограмма» (470 детей в возрасте 6-ти и 7-ми лет)
Internal consistency of the "Pictogram" technique (470 children aged 6 and 7 years)
|
Показатель / Indicator |
Альфа Кронбаха / Cronbach's Alpha |
Стандартизированная альфа Кронбаха / Standardized Cronbach's alpha |
Split-half надежность / Split-half reliability |
Split-half Гутмана / Gutman's Split-half |
|
Опосредованное запоминание / Indirect memorization |
0,83 |
0,83 |
0,81 |
0,81 |
В табл. 4 представлены результаты корреляционного анализа между тремя показателями методики «Пиктограмма» для детей 6-ти и 7-ми лет соответственно, обозначены значимые корреляции.
Таблица 4 / Table 4
Корреляции (коэффициент корреляции Пирсона) между показателями методики «Пиктограмма» (166 детей шести лет)
Correlations (Pearson Correlation Coefficient) between the indicators of the "Pictogram" method (166 six-year-old children)
|
Дети шести лет / Children of six years old (N = 166) |
||
|
Показатель / Indicator |
Опосредованное запоминание / Indirect memorization |
Оригинальность / Originality |
|
Оригинальность / Originality |
–0,3** |
|
|
Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity |
0,16* |
0,12 |
|
Дети семи лет / Children of seven years old (N = 296) |
||
|
Оригинальность / Originality |
–0,23** |
|
|
Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity |
0,41** |
0,01 |
Примечание: «*» – корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя). «**» – корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).
Note: «*» – correlation is significant at the 0,01 level (two-sided). «**» – correlation is significant at the 0,05 level (two-sided).
Из табл. 4 видно, что сильных корреляций между показателями не наблюдается, при этом чем выше оригинальность создаваемых ребенком образов, тем ниже запоминание представленных для кодирования слов и словосочетаний. В то же время «Произвольная регуляция деятельности» умеренно положительно коррелирует с показателем «Опосредованное запоминание» у детей 7-ми лет и слабо положительно – у детей 6-ти лет.
Обсуждение результатов
Результатом проведенного исследования является стандартизация нормативных значений обозначенных нами трех показателей методики «Пиктограмма» для детей шести и семи лет (табл. 5). Представленные в таблице нормы подходят для детей любого пола в возрасте от 66 до 78 месяцев включительно (для 6-ти лет) и в возрасте от 78 до 90 месяцев включительно (для 7-ми лет).
При вычислении нормы мы ориентировались на верхний и нижний квартили: значения до нижнего квартиля считались низким уровнем, значения выше верхнего квартиля – высоким уровнем, межквартильный размах был принят за норму.
Таблица 5 / Table 5
Нормы по показателям методики «Пиктограмма» для детей 6-ти и 7-ми лет
Standards for the indicators of the "Pictogram" method for children aged 6 and 7 years
|
Шкалы методики / Scales of the methodology |
Ниже нормы / Below normal |
Норма / Norm |
Выше нормы / Above normal |
|
Для 6-ти лет / For 6 years |
|||
|
Опосредованное запоминание / Indirect memorization |
От 0 до 4 баллов / From 0 to 4 points |
От 5 до 9 баллов / From 5 to 9 points |
От 10 до 12 баллов / From 10 to 12 points |
|
Оригинальность / Originality |
0 баллов / 0 points |
От 1 до 5 баллов / From 1 to 5 points |
От 6 до 12 баллов / From 6 to 12 points |
|
Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity |
1 балл / 1 point |
2 балла / 2 points |
|
|
Для 7-ми лет / For 7 years |
|||
|
Опосредованное запоминание / Indirect memorization |
От 0 до 7 баллов / From 0 to 7 points |
От 8 до 11 баллов / From 8 to 11 points |
12 баллов / 12 points |
|
Оригинальность / Originality |
0 баллов / 0 points |
От 1 до 3 баллов / From 1 to 3 points |
От 4 до 12 баллов / From 4 to 12 points |
|
Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity |
1 балл / 1 point |
2 балла / 2 point |
3 балла / 3 point |
Заключение
Согласно цели исследования получены нормативные показатели на выборке для детей 6-ти и 7-ми лет по показателям «Опосредованное запоминание», «Оригинальность», «Произвольная регуляция деятельности», что в полной мере позволяет осуществлять прогнозы относительно освоения ими программ дошкольного образования (Изотова и др., 2023; Молчанова и др., 2024), а также обоснованно определять стратегии развития произвольной памяти, наглядно-образного мышления, оригинальности как характеристики креативности/творческого воображения.
В совокупности результаты исследования позволяют обосновать данные компоненты познавательной и регуляционной сфер развития детей старшего дошкольного возраста. Особенно значимым данный факт становится в преддверии школьного обучения. Данные математического анализа обосновывают при этом достаточно высокий диагностический ресурс модифицированной версии методики «Пиктограмма» для изучения характеристик познания и регуляции в старшем дошкольном возрасте.
Перспективой данного исследования является расширение возрастного диапазона участников исследования (младший школьный возраст) для получения стандартизированных норм по каждой релевантной возрастной группе для данного метода.
Ограничения. Ограничение предлагаемых норм определяется возрастными и социальными характеристиками выборки, они релевантны 6- и 7-летним детям, посещающим дошкольную образовательную организацию.
Limitations. The limitation of the proposed norms is determined by the age and social characteristics of the sample, they are relevant to 6 and 7-year-old children attending a preschool educational organization.