Методика изучения опосредованного запоминания, особенностей мышления и регуляции деятельности «Пиктограмма»:стандартизация нормы для детей шести и семи лет

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 19 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Актуальным запросом современного генетического исследования является выделение системных показателей развития, которые отражают общие закономерности изменения психики и результаты воздействия образовательных систем. Важным принципом психодиагностики является взаимосвязь глубины исследуемой реальности и возможностей инструментария. Цель. Эмпирическое обоснование и стандартизация возрастных норм опосредованного запоминания, особенностей мышления, произвольной регуляции и организации деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Методы и материалы. В исследовании участвовали 166 детей в возрасте 6-ти лет (медианный возраст – 71,5±3,8 месяцев, 51,2% девочек) и 296 детей в возрасте 7-ми лет (медианный возраст – 83,6±3,6 месяцев, 52,3% девочек) из 6 регионов Российской Федерации. Методы исследования: тестирование, методы математической статистики (расчеты коэффициентов альфы Кронбаха, коэффициента расщепления Гутмана, корреляционный анализ). Методика исследования: методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия) в модификации Е.И. Изотовой (Изотова, 2012). Модифицированный вариант методики А.Р. Лурия «Пиктограмма» направлен на изучение особенностей познавательной и личностной сферы, произвольной регуляции и организации деятельности детей старшего дошкольного возраста. Результаты. В статье представлены результаты исследования познавательной сферы и сферы регуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством методики «Пиктограмма». Представлены результаты проверки внутренней согласованности показателей и надежности модифицированной методики «Пиктограмма» посредством коэффициента альфа Кронбаха и надежность на расщепление (Split-half reliability) на всей выборке (N = 462). В результате были определены стандартные нормы по трем показателям методики «Пиктограмма» для детей шести и семи лет. Норма определялась внутриквартильным размахом относительно значений верхнего и нижнего квартилей: опосредованное запоминание 5–9 баллов из 12 (для шести лет) и 8–11 баллов из 12 (для семи лет); оригинальность 1–5 баллов из 12 (для 6 лет) и 1–3 балла из 12 (для семи лет); произвольная регуляция деятельности 2 балла из 3 (для шести и семи лет). Выводы. Исследовательские данные определяют особенности опосредованного запоминания, форму мыслительной деятельности, произвольную регуляцию и организацию деятельности детей шести и семи лет, что позволяет осуществлять прогнозы относительно освоения ими программ дошкольного образования, а также обоснованно определять стратегии развития произвольной памяти, наглядно-образного мышления, оригинальности как характеристики креативности/творческого воображения.

Общая информация

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, запоминание, мыслительная деятельность, оригинальность, регуляция мыслительной деятельности, стандартизация

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170304

Финансирование. Финансирование проекта осуществлялось Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение № 075-10-2025-017)

Поступила в редакцию 11.08.2025

Поступила после рецензирования 04.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Изотова, Е.И., Молчанова, Г.В., Авдулова, Т.П., Хузеева, Г.Р. (2025). Методика изучения опосредованного запоминания, особенностей мышления и регуляции деятельности «Пиктограмма»:стандартизация нормы для детей шести и семи лет. Психолого-педагогические исследования, 17(3), 59–78. https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170304

© Изотова Е.И., Молчанова Г.В., Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Полный текст

Введение

Актуальным запросом современного генетического исследования является выделение системных показателей развития, которые отражают как общие закономерности изменения психики, так и результаты воздействия образовательных систем (Веракса и др., 2022; Изотова и др., 2023). В этом контексте важным принципом психодиагностики является взаимосвязь глубины исследуемой реальности и возможностей инструментария (Чупров, 2009; Cassidy et al., 2005). Отдельные психические процессы, в том числе и память, не являются независимыми линиями развития, но меняются совокупно (Авдулова и др., 2023; Леонтьев, 2024). Психическая функция памяти неотделима от общей функциональной системы, а для дошкольного возраста уникальным становится процесс создания искусственных знаков, оптимизирующих мнемические процессы (Шадриков, 2007; Шиян и др., 2021; Ржанова и др., 2018).

Произвольность и волевая саморегуляция в дошкольном возрасте являются системными качествами, определяющими формирование высших психических функций и изменение детерминации поведения с непосредственного реагирования на опосредованное сознательное построение деятельности (Выготский, 1983; Захарова и др., 2022). Современные исследования эмпирически подтверждают тесную связь произвольности и достижения возрастной зрелости основных психических процессов к концу дошкольного периода (Захарова и др., 2022; Клопотова и др., 2024; Молчанова и др., 2024).

Переход к знаковому опосредованию является принципиально важным компонентом готовности к школьному обучению и произвольному присвоению общественных, научных способов освоения мира (Смирнова, 1998; Hu et al., 2009). Опосредованность памяти знаками задает вектор интеллектуализации психических процессов, формирование памяти как высшей психической функции (Донцов и др., 2017; Корнеев и др., 2020). В этой первичной осознанности и опосредованности заложен и потенциал будущей способности к рефлексии (Смирнова, 1998; Чернокова, 2014).

Применительно к мышлению методика позволяет выявить ориентировку на содержательные характеристики категорий и определить возрастной качественный переход от образного отражения реальности к ее логическому осмыслению (Запорожец, 1986; Smidt et al., 2020).

Цель исследования: эмпирическое обоснование и стандартизация возрастных норм опосредованного запоминания, особенностей мышления, произвольной регуляции и организации деятельности для детей старшего дошкольного возраста поколения второго десятилетия ХХI века. Актуальность исследования состоит в получении стандартизированных возрастных норм для детей старшего дошкольного возраста по ключевым характеристикам развития.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 166 детей в возрасте 6-ти лет (медианный возраст – 71,5±3,8 месяцев, 51,2% девочек) и 304 ребенка в возрасте 7-ми лет (медианный возраст – 83,6±3,6 месяцев, 52,3% девочек) из 6 регионов Российской Федерации: Воронежская, Кемеровская, Калининградская области, город Москва, Республика Саха-Якутия, Ханты-Мансийский административный округ. В популяционном исследовании использовалась гнездовая выборка с нормированием по возрасту (отклонение – 3–6 месяцев).

Методы исследования: тестирование, методы математической статистики (расчеты коэффициентов альфы Кронбаха, коэффициента расщепления Гутмана, корреляционный анализ).

Методика исследования: методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия) в модификации Е.И. Изотовой (Изотова, 2012). Модифицированный вариант методики А.Р. Лурия «Пиктограмма» направлен на изучение особенностей познавательной и личностной сферы, произвольной регуляции и организации деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В процессе инструкции детям давался ряд установок: на изображение слова/словосочетания с их последующим запоминанием, на правила и запреты при размещении на листе ряда изображений, что предполагало организацию своих действий. Из семи предлагаемых показателей для анализа результатов в модифицированной версии «Пиктограммы» нами использовались четыре:

  1. Уровень опосредованного запоминания.
  2. Качественные особенности мышления (форма мыслительной деятельности).
  3. Произвольная регуляция и организация деятельности.
  4. Оригинальность образов и представлений.

Показатель «Опосредованное запоминание» определялся через объем корректно воспроизведенных слов и словосочетаний из 12-ти предложенных для запоминания.

По совокупности кодирования всех изображений фиксировалась форма мыслительной деятельности (далее – ФМД). При доминировании образной ФМД кодирование осуществляется через образ и образные ситуации (картинки), при этом чем больше деталей продемонстрировано в рисунке, тем более выражено образное мышление. При доминировании знаковой ФМД кодирование осуществляется через знак (цифры, буквы, геометрические фигуры и пр.), а степень выраженности данной формы зависит от процентного содержания знаково-схематических изображений в общем ряду закодированных слов-понятий. Преобладание знаковой ФМД свидетельствует о переходе от образного отражения реальности к ее логическому осмыслению. Если условный «образ» или «знак» встречались одинаковое количество раз, у ребенка фиксировалась смешанная форма мыслительной деятельности.

Произвольная регуляция деятельности (организация, планирование и реализация поставленной задачи) оценивалась по 3-балльной шкале: 1 балл – отсутствие навыков организации деятельности на подготовительном этапе, невыполнение условий инструкции, неупорядоченный ряд изображений; 2 балла – демонстрация навыков организации деятельности на подготовительном этапе, расположение рисунков на листе по принципу заполнения свободного пространства; 3 балла – демонстрация навыков организации деятельности на всех этапах деятельности, выполнение всех условий инструкции, упорядоченный ряд изображений.

Оригинальность образов определялась через количество нестандартных/оригинальных изображений согласно перечню типовых, стандартных изображений, приведенному в описании методики (Изотова, 2012).

Показатели методики «Индивидуальные личностно-эмоциональные особенности», «Значимость отдельных слов-понятий (личностно-эмоциональная нагрузочность)», «Ценностные ориентации» не включены в данное исследование, так как являются качественными характеристиками и сложно поддаются стандартизации (Изотова, 2012).

Результаты

Посредством методики «Пиктограмма» изучался ряд показателей особенностей познавательной сферы и произвольной регуляции детей старшего дошкольного возраста: опосредованное запоминание, форма мыслительной деятельности (форма кодирования), произвольная регуляция и организация деятельности, оригинальность (при актуализированной образной форме кодирования).

В табл. 1 представлена описательная статистика совокупно по трем показателям методики «Пиктограмма»: «Опосредованное запоминание», «Оригинальность» и «Произвольная регуляция деятельности» для детей шести и семи лет.

Таблица 1 / Table 1

Описательная статистика по трем показателям методики «Пиктограмма»

Descriptive statistics for the three indicators of the "Pictogram" method

Дети шести лет / Children of six years old (N = 166)

Показатели / Indicators

Среднее ± Стандартное отклонение / Mean ± Standard Deviation

Медиана / Median

Межквартильный размах / Interquartile range

Минимум / Minimum

Максимум / Maximum

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

9,45 ± 2,53

10,00

[8,00; 12,00]

0,00

12,00

Оригинальность / Originality

2,83 ± 3,28

2,00

[0,00; 4,00]

0,00

12,00

Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity

2,43 ± 0,61

2,00

[2,00; 3,00]

1,00

3,00

Дети семи лет / Children of seven years old (N = 296)

Показатели / Indicators

Среднее ± Стандартное отклонение / Mean ± Standard Deviation

Медиана / Median

Межквартильный размах / Interquartile range

Минимум / Minimum

Максимум / Maximum

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

7,53 ± 3,57

8,00

[5,00; 11,00]

0,00

12,00

Оригинальность / Originality

3,46 ± 2,84

3,00

[1,00; 6,00]

0,00

11,00

Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity

2,33 ± 0,67

2,00

[2,00; 3,00]

1,00

3,00

 

Из табл. 1 видно, что по показателю «Оригинальность» ответы детей сконцентрированы возле низких значений, то есть 6–7-летние дети предпочитают кодировать понятия через стандартные для данной популяции образы, представленные в описании модифицированной методики «Пиктограмма». В то время как показатели «Опосредованное запоминание» и «Произвольная регуляция деятельности» демонстрируют небольшой сдвиг в высокие значения, то есть дети 6–7 лет демонстрируют адекватную возрасту произвольную регуляцию деятельности и уровень опосредованного запоминания.

Для проверки нормальности трех показателей методики «Пиктограмма» нами были подсчитаны данные асимметрии и эксцесса (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Значения асимметрии и эксцесса для показателей методики «Пиктограмма»

Asymmetry and kurtosis values for the indicators of the "Pictogram" method

Дети шести лет / Children of six years old (N = 166)

Показатели / Indicators

Среднее / Mean

Медиана / Median

Асимметрия / Asymmetry

Эксцесс / Excess

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

7,53

8

–0,53

–0,72

Оригинальность / Originality

3,46

3

0,53

–0,60

Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity

2,33

2

–0,49

–0,75

Дети семи лет / Children of seven years old (N = 296)

Показатели / Indicators

Среднее / Mean

Медиана / Median

Асимметрия / Asymmetry

Эксцесс / Excess

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

9,45

10

–1,13

1,43

Оригинальность / Originality

2,83

2

1,30

0,83

Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity

2,43

2

–0,57

–0,59

С определенным допущением можно считать, что все три показателя имеют нормальное распределение. Такое решение позволяет нам применять все параметрические методы для последующего анализа данных. Для проверки внутренней согласованности использовался коэффициент альфа Кронбаха, который показывает внутреннюю согласованность характеристик и используется для проверки надежности тестов (внутренней надежности). Вместе с альфа Кронбаха мы использовали оценку надежности на расщепление (Split-half reliability). Данный показатель оценивает целостность шкалы, то есть подтверждает факт отсутствия необходимости выделения большего количества шкал путем разделения существующих (табл. 3).

Для детей 6-ти и 7-ми лет оценка внутренней согласованности проводилась на всей выборке (N = 470). В табл. 3 представлены стандартизированный коэффициент альфа Кронбаха и надежность на расщепление для показателя «Опосредованное запоминание» методики «Пиктограмма», который демонстрирует отличную внутреннюю согласованность.

 

Таблица 3 / Table 3

Внутренняя согласованность методики «Пиктограмма» (470 детей в возрасте 6-ти и 7-ми лет)

Internal consistency of the "Pictogram" technique (470 children aged 6 and 7 years)

Показатель / Indicator

Альфа Кронбаха / Cronbach's Alpha

Стандартизированная альфа Кронбаха / Standardized Cronbach's alpha

Split-half надежность / Split-half reliability

Split-half Гутмана / Gutman's Split-half

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

0,83

0,83

0,81

0,81

 

В табл. 4 представлены результаты корреляционного анализа между тремя показателями методики «Пиктограмма» для детей 6-ти и 7-ми лет соответственно, обозначены значимые корреляции.

 

Таблица 4 / Table 4

Корреляции (коэффициент корреляции Пирсона) между показателями методики «Пиктограмма» (166 детей шести лет)

Correlations (Pearson Correlation Coefficient) between the indicators of the "Pictogram" method (166 six-year-old children)

Дети шести лет / Children of six years old (N = 166)

Показатель / Indicator

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

Оригинальность / Originality

Оригинальность / Originality

–0,3**

 

Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity

0,16*

0,12

Дети семи лет / Children of seven years old (N = 296)

Оригинальность / Originality

–0,23**

 

Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity

0,41**

0,01

Примечание: «*» – корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя). «**» – корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).

Note: «*» – correlation is significant at the 0,01 level (two-sided). «**» – correlation is significant at the 0,05 level (two-sided).

Из табл. 4 видно, что сильных корреляций между показателями не наблюдается, при этом чем выше оригинальность создаваемых ребенком образов, тем ниже запоминание представленных для кодирования слов и словосочетаний. В то же время «Произвольная регуляция деятельности» умеренно положительно коррелирует с показателем «Опосредованное запоминание» у детей 7-ми лет и слабо положительно – у детей 6-ти лет.

Обсуждение результатов

Результатом проведенного исследования является стандартизация нормативных значений обозначенных нами трех показателей методики «Пиктограмма» для детей шести и семи лет (табл. 5). Представленные в таблице нормы подходят для детей любого пола в возрасте от 66 до 78 месяцев включительно (для 6-ти лет) и в возрасте от 78 до 90 месяцев включительно (для 7-ми лет).

При вычислении нормы мы ориентировались на верхний и нижний квартили: значения до нижнего квартиля считались низким уровнем, значения выше верхнего квартиля – высоким уровнем, межквартильный размах был принят за норму.

 

Таблица 5 / Table 5

Нормы по показателям методики «Пиктограмма» для детей 6-ти и 7-ми лет

Standards for the indicators of the "Pictogram" method for children aged 6 and 7 years

Шкалы методики / Scales of the methodology

Ниже нормы / Below normal

Норма / Norm

Выше нормы / Above normal

Для 6-ти лет / For 6 years

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

От 0 до 4 баллов / From 0 to 4 points

От 5 до 9 баллов / From 5 to 9 points

От 10 до 12 баллов / From 10 to 12 points

Оригинальность / Originality

0 баллов / 0 points

От 1 до 5 баллов / From 1 to 5 points

От 6 до 12 баллов / From 6 to 12 points

Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity

1 балл / 1 point

2 балла / 2 points

 

Для 7-ми лет / For 7 years

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

От 0 до 7 баллов / From 0 to 7 points

От 8 до 11 баллов / From 8 to 11 points

12 баллов / 12 points

Оригинальность / Originality

0 баллов / 0 points

От 1 до 3 баллов / From 1 to 3 points

От 4 до 12 баллов / From 4 to 12 points

Произвольная регуляция деятельности / Voluntary regulation of activity

1 балл / 1 point

2 балла / 2 point

3 балла / 3 point

Заключение

Согласно цели исследования получены нормативные показатели на выборке для детей 6-ти и 7-ми лет по показателям «Опосредованное запоминание», «Оригинальность», «Произвольная регуляция деятельности», что в полной мере позволяет осуществлять прогнозы относительно освоения ими программ дошкольного образования (Изотова и др., 2023; Молчанова и др., 2024), а также обоснованно определять стратегии развития произвольной памяти, наглядно-образного мышления, оригинальности как характеристики креативности/творческого воображения.

В совокупности результаты исследования позволяют обосновать данные компоненты познавательной и регуляционной сфер развития детей старшего дошкольного возраста. Особенно значимым данный факт становится в преддверии школьного обучения. Данные математического анализа обосновывают при этом достаточно высокий диагностический ресурс модифицированной версии методики «Пиктограмма» для изучения характеристик познания и регуляции в старшем дошкольном возрасте.

Перспективой данного исследования является расширение возрастного диапазона участников исследования (младший школьный возраст) для получения стандартизированных норм по каждой релевантной возрастной группе для данного метода.

Ограничения. Ограничение предлагаемых норм определяется возрастными и социальными характеристиками выборки, они релевантны 6- и 7-летним детям, посещающим дошкольную образовательную организацию.

Limitations. The limitation of the proposed norms is determined by the age and social characteristics of the sample, they are relevant to 6 and 7-year-old children attending a preschool educational organization.

Литература

  1. Авдулова, Т.П., Гогоберидзе, А.Г., Изотова, Е.И. (2023). Психолого-педагогические и нейропсихологические инструменты выявления рисков и индивидуализации развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов: монография. М.: ФГБНУ «ИРЗАР».
    Avdulova, T.P., Gogoberidze, A.G., Izotova, E.I. (2023). Psychological, pedagogical, and neuropsychological tools for identifying risks and individualizing the development of infants, toddlers, and preschool children: monograph. Moscow: FGBNU "IRZAR". (In Russ.).
  2. Веракса, Н.Е., Айрапетян, З.В., Алмазова, О.В., Тарасова, К.С. (2022). Развитие формально-логического и диалектического мышления у детей 5–8 лет. Культурно-историческая психология, 18(4), 4—14. https://doi.org/10.17759/chp.2022180401
    Veraksa, N.E., Airapetyan, Z.V., Almazova, O.V., Tarasova, K.S. (2022). The development of formal logical and dialectical thinking in children aged 5–8 years. Cultural and historical psychology, 18(4), 4–14. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2022180401
  3. Выготский, Л.С. (1983). Собрание сочинений. Том 3. История развития высших психических функций. М.: Педагогика.
    Vygotskii, L.S. (1983). Collected Works. Vol. 3. History of the Development of Higher Mental Functions. Moscow: Pedagogika. (In Russ.).
  4. Донцов, Д.А., Донцова, М.В., Пятаков, Е.О. (2017). Развитие психических познавательных процессов в наиболее восприимчивых возрастах – начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью (окончание). Вестник практической психологии образования, 14(4), 103–114.
    Dontsov, D.A., Dontsova, M.V., Pyatakov, E.O. (2017). Development of mental cognitive processes in the most susceptible ages – from preschool age to adolescence (conclusion). Bulletin of Practical Psychology of Education, 14(4), 103– (In Russ.).
  5. Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды. Том 1. М.: Педагогика.
    Zaporozhets, A.V. (1986). Selected psychological works. Vol. 1. Moscow: Pedagogy. (In Russ.).
  6. Захарова, М.Н., Мачинская, Р.И. (2022). Возрастные изменения управляющих функций у детей 6–7 лет. Психологические исследования, 15(81), 6. https://doi.org/10.54359/ps.v15i81.1079
    Zakharova, M.N., Machinskaya, R.I. (2022). Age-related changes in executive functions in children 6–7 years old. Psychological research, 15(81), 6. (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v15i81.1079
  7. Захарова, М.Н., Мачинская, Р.И., Агрис, А.Р. (2022). Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников. Культурно-историческая психология, 18(3), 81–91. https://doi.org/10.17759/chp.2022180311
    Zakharova, M.N., Machinskaya, R.I., Agris, A.R. (2022). Age-related changes in executive functions in children 6–7 years old. Psychological research, 18(3), 81–91. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2022180311
  8. Изотова, Е.И. (2012). Психологическая служба в системе образования: учебное пособие. М.: Академия.
    Izotova,I. (2012). Psychological service in the education system: a tutorial. Moscow: Akademiya. (In Russ.).
  9. Изотова, Е.И., Молчанова, Г.В., Авдулова, Т.П., Хузеева, Г.Р., Радчикова, Н.П. (2023). Методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики физического и психического развития детей как инструмента выявления рисков освоения образовательных программ дошкольного образования. Теория и практика физической культуры, 4, 88–92.
    Izotova, E.I., Molchanova, G.V., Avdulova, T.P., Khuzeeva, G.R., Radchikova, N.P. (2023). Methodological substantiation of the interdisciplinary complex of diagnostics of physical and mental development of children as a tool for identifying the risks of mastering educational programs of preschool education. Theory and Practice of Physical Culture, 4, 88– (In Russ.).
  10. Клопотова, Е.Е., Федоров, В.В. (2024). Методика «Схематизация» в цифровом формате для оценки уровня развития наглядно-образного мышления старших дошкольников. Психолого-педагогические исследования, 16(3), 35–51. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160303
    Klopotova, E.E., Fedorov, V.V. (2024). The technique of "Schematization" in digital format for assessing the level of development of visual-figurative thinking of senior preschoolers. Psychological and pedagogical research, 16(3), 35–51. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160303
  11. Корнеев, А.А., Ломакин, Д.И., Курганский, А.В. (2020). Возрастные особенности запоминания последовательности движений, заданной зрительным образцом. Психологические исследования, 13(69), 3. https://doi.org/10.54359/ps.v13i457
    Korneev, A.A., Lomakin, D.I., Kurganskii, A.V. (2020). Age-related features of memorizing a sequence of movements specified by a visual sample. Psychological studies, 13(69), 3. (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v13i69.457
  12. Леонтьев, А.Н. (2024). Проблемы развития психики. М.: Смысл.
    Leont'ev, A.N. (2024). Problems of mental development. M.: Smysl. (In Russ.).
  13. Междисциплинарный комплекс диагностики детского развития на этапе дошкольного детства (младенческий, ранний, дошкольный возраста). Диагностические материалы. Номер государственного учета РИД 624012303596-7 от01.2024 г.
    Interdisciplinary Complex for Diagnosing Child Development at the Preschool Stage (Infant, Early, and Preschool Ages). Diagnostic Materials. State Registration Number 624012303596-7 dated January 23, 2024. (In Russ.).
  14. Молчанова, Г.В., Гогоберидзе, А.Г., Яфизова, Р.И. (2024). Междисциплинарный комплекс диагностики освоения детьми старшего дошкольного возраста образовательной программы (ФОП ДО). Психолого-педагогические исследования, 16(3), 52–68. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160304
    Molchanova, G.V., Gogoberidze, A.G., Yafizova, R.I. (2024). Interdisciplinary complex for diagnostics of mastering the educational program by senior preschool children (FOP DO). Psychological and pedagogical research, 16(3), 52–68. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160304
  15. Ржанова, И.Е., Алексеева, О.С., Фоминых, А.Я., Паршикова, О.В. (2018). Индекс рабочей памяти как один из основных показателей теста Векслера для дошкольников. Психологические исследования, 11(57), 8. https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.328
    Rzhanova, I.E., Alekseeva, O.S., Fominykh, A.Ya., Parshikova, O.V. (2018). Working memory index as one of the main indicators of the Wechsler test for preschoolers. Psychological research, 11(57), 8. (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.328
  16. Смирнова, Е.О. (1998). Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практический психологии».
    Smirnova,O. (1998). Development of will and arbitrariness in early and preschool ages. M.: Izdatel'stvo «Institut prakticheskii psikhologii». (In Russ.).
  17. Чернокова, Т.Е. (2014). Роль метакогнитивных знаний в саморегуляции познавательной деятельности старших дошкольников. Культурно-историческая психология, 10(3), 38–45. https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2014_n3/71871.
    Chernokova, T.E. (2014). The role of metacognitive knowledge in self-regulation of cognitive activity of older preschoolers. Cultural and Historical Psychology, 10(3), 38–45. (In Russ.). https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2014_n3/71871.
  18. Чупров, Л.Ф. (2009). Психологическая диагностика в работе практического психолога. Вестник практической психологии образования, 6(3), 111–115. https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27640.
    Chuprov,F. (2009). Psychological diagnostics in the work of a practical psychologist. Bulletin of Practical Psychology of Education, 6(3), 111–115. (In Russ.). https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27640.
  19. Шадриков, В.Д. (2007). Взгляды Л.С. Выготского на проблему развития высших психических функций (в контексте психологии способностей). Вестник практической психологии образования, 4(1), 43–49. https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28689.
    Shadrikov,D. (2007). L.S. Vygotsky’s views on the problem of development of higher mental functions (in the context of the psychology of abilities). Bulletin of practical psychology of education, 4(1), 43–49. (In Russ.). https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28689.
  20. Шиян, О.А., Белолуцкая, А.К., Ле-Ван, Т.Н., Зададаев, С.А. (2021). Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей. Современное дошкольное образование, 6(108), 14—25. URL: 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25
    Shiyan,A., Belolutskaya, A.K., Le-Van, T.N., Zadadaev, S.A. (2021). Cognitive development of preschoolers: the relationship of normative, transformative and symbolic abilities. Modern preschool education, 6(108), 14—25. (In Russ.). URL: 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25.
  21. Cassidy, D.J., Hestenes, L.L., Hegde, A., Hestenes, S., Mims, S. (2005). Measurement of quality in preschool child care classrooms: An exploratory and confirmatory factor analysis of the Early Childhood Environment Rating Scale-Revised. Early Childhood Research Quarterly, 345–360.
  22. Hu, B.Y., Szente, J. (2009). Exploring the Quality of Early Childhood Education in China: Implications for Early Childhood Teacher Education. Journal of Early Childhood Teacher Education, 30(3), 247–262. https://doi.org/10.1080/10901020903084330
  23. Smidt, W., Embacher, E.M. (2020). How do activity settings, preschool teachers’ activities, and children’s activities relate to the quality of children’s interactions in preschool? Findings from Austria. European Early Childhood Education Research Journal, 28(6), 864–883. https://doi.org/10.1080/1350293X.2020.1836586

Приложение

Приложение А

Методика «Пиктограмма»

Автор: А.Р. Лурия (модификация Е.И. Изотова)

Диагностическая направленность: произвольная память (опосредованное запоминание), особенности мышления и организация деятельности, индивидуальные личностно-эмоциональные особенности.

Стимульный материал: 12 слов и словосочетаний для запоминания (веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, развитие, строгая воспитательница, теплый ветер, слепой мальчик, обман, болезнь, расставание, страх, веселая компания).

Материал: лист бумаги (размер А4), набор цветных карандашей, ластик.

Инструкция 1: «Сейчас я тебе буду говорить разные слова, а ты про каждое слово что-нибудь нарисуешь. Постарайся запомнить те слова, которые я буду говорить. Слов будет много (двенадцать), их нужно все разместить на этом листе. Рисовать на другой стороне листа нельзя».

После каждого изображения необходимо спросить ребенка, что он нарисовал и как его рисунок связан с произнесенным словом (словосочетанием). Ответ ребенка фиксируется в протоколе.

По завершении процедуры рисунок отложить в сторону и перейти к другим диагностическим заданиям. К рисунку рекомендуется вернуться не менее чем через 20 минут.

Инструкция 2: «А теперь постарайся вспомнить те слова, которые я тебе говорил\а». Фиксировать все высказывания ребенка, стимулируя точное воспроизведение заданных слов и словосочетаний вопросами.

Анализ результатов:

1)      Уровень опосредованного запоминания. За каждое правильно воспроизведенное слово назначается 1 балл.

Таблица А1 / Table А1

Нормы по показателю «опосредованное запоминание» методики «Пиктограмма» для детей 6-ти и 7-ми лет

Standards for the indicators “indirect memorization” of the "Pictogram" method for children aged 6 and 7 years

Шкалы методики / Scales of the methodology

Ниже нормы / Below normal

Норма / Norm

Выше нормы / Above normal

Для 6-ти лет / For 6 years

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

От 0 до 4 баллов / From 0 to 4 points

От 5 до 9 баллов / From 5 to 9 points

От 10 до 12 баллов / From 10 to 12 points

Для 7-ми лет / For 7 years

Опосредованное запоминание / Indirect memorization

От 0 до 7 баллов / From 0 to 7 points

От 8 до 11 баллов / From 8 to 11 points

12 баллов / 12 points

2) Качественные особенности мышления (форма мыслительной деятельности):

ü  Образная ФМД – характеризует наглядно-образное мышление. При доминировании образной ФМД кодирование осуществляется через образ и образные ситуации (картинки), а степень выраженности данного типа мышления зависит от детализации рисунков (чем больше деталей, тем более выражено образное мышление). При образной форме мыслительной деятельности возможно кодирование через символ, который является обобщенным признаком слова-понятия, выраженным образными средствами («болезнь» – градусник, «веселый праздник» – торт со свечами, «слепой мальчик» – очки и т.д.).

ü  Знаковая ФМД – характеризует схематическое и словесно-логическое мышление. При доминировании знаковой ФМД кодирование осуществляется через знак и схему (буквы, цифры, геометрические и другие фигуры), а степень выраженности данного типа мышления зависит от процентного содержания знаково-схематических изображений в общем ряду слов-понятий.

Форма мыслительной деятельности определяется по совокупности кодирования всех 12 изображений. При доминировании изображений образных ситуаций или символов – образная форма мыслительной деятельности, при доминировании букв, цифр, геометрических фигур – знаковая. Если условный «образ» или «знак» встречались одинаковое количество раз, то у ребенка фиксируется смешанная форма мыслительной деятельности.

3) Организация деятельности.

ü  Низкий уровень (1 балл) – отсутствие навыков организации деятельности на подготовительном этапе, невыполнение условий инструкции (1-2 крупных изображения на всем пространстве листа), неупорядоченный ряд изображений.

ü  Средний уровень (2 балла) – демонстрация навыков организации деятельности на подготовительном этапе, расположение рисунков на листе по принципу заполнения свободного пространства (2-3 крупных изображения, остальные – вокруг них).

ü  Высокий уровень (3 балла) – демонстрация навыков организации деятельности на всех этапах деятельности, выполнение всех условий инструкции (12 изображений на одной стороне листа), упорядоченный ряд изображений, в некоторых случаях предварительная подготовка «сетки» с 12 ячейками.

4) Индивидуальные личностно-эмоциональные особенности.

ü  Психостеничность (психоэнергетический тонус, показатель работоспособности) – наличие отрицательной динамики качества и детализации изображений, ослабление линий и уменьшение рисунков в размерах после 2-3 изображений, увеличение времени изображения, отказ от деятельности.

ü  Аутичность – отсутствие изображений людей, высокое процентное соотношение знаковых изображений (10-12 слов), отделение изображений друг от друга «рамками».

ü  Тревожность – особенности линий изображений (пунктир, прерывистые, слабые линии), дублирование изображений, мелкие изображения преимущественно по периметру листа, множественные изображения предметов в одном рисунке, преобладание темных цветовых оттенков.

5)           Значимость отдельных слов-понятий (личностно-эмоциональная нагрузочность).

Увеличение латентного периода перед изображением, увеличение нажима, изменение качества и детализации прорисовки, наличие эмоциональных реакций по поводу объекта изображения, отказ от деятельности.

6)           Ценностные ориентации.

Осуществляется посредством анализа содержания слов-понятий в совокупности, преобладание предметного, коммуникативного и др. содержания, альтруистическая или эгоцентрическая направленность изображений.

7)           Оригинальность образов и представлений.

Показатель оригинальности рассматривается в рамках определения формы кодирования посредством анализа изобразительного ряда (при актуализированной образной форме кодирования). В случае несовпадения рисунка ребенка со стандартными изображениями (табл. А2), ему присуждается один балл за оригинальность. Анализируется в контексте изображений, выполненных детьми 6-ти / 7-ми лет.

Таблица А2 / Table А2

Пример кодировки стандартных изображений (образная форма кодирования)

Example of encoding standard images (figurative form of encoding)

Слово-понятие, словосочетание / Concept word, phrase

Стандартные изображения / Standard images

Образная ситуация / Figurative situation

Знак (цифры, буквы, геометрические фигуры и пр.) / Sign (numbers, letters, geometric figures, etc.

1.

Веселый праздник / Fun holiday

Елка с украшениями, Дед Мороз, хоровод детей / Christmas tree with decorations, Santa Claus, children's round dance

Торт со свечами, стол, дети / Cake with candles, table, children

Елка / Christmas tree

Торт / Cake

Подарок / Gift

2.

Тяжелая работа / Hard work

Человек, подметающий пол / Man sweeping the floor

Женщина с тяжелыми сумками / Woman carrying heavy bags

Мужчина, строящий дом / Man building a house

Веник / Broom

Сумка / Bag

Молоток / Hammer

3.

Вкусный ужин / Delicious dinner

Стол с посудой и едой, люди за столом / Table with dishes and food, people at the table

Тарелка, чашка

Фрукт, овощ / Plate, cup

Fruit, vegetable

4.

Развитие / Development

Цикл роста цветка / Flower growth cycle

Стол, человек с книгой / Table, man with book

Цветок, книга / Flower, Book

5.

Строгая воспитательница / Strict teacher

Столы с книгами, за столами дети, у доски женщина с открытым ртом и указкой / Tables with books, children at the tables, a woman with an open mouth and a pointer at the board

Указка, лицо / Pointer, face

6.

Теплый ветер / Warm wind

Солнце, дерево с наклонившимися ветками / Sun, tree with drooping branches

Волнистые линии / Wavy lines

7.

Слепой мальчик / Blind boy

Мальчик в очках (без глаз) с палочкой в руке / A boy with glasses (no eyes) with a stick in his hand

Очки / Glasses

8.

Обман / Deception

Дети с предметами обмана (еда, игрушки, книги) в руках / Children with objects of deception (food, toys, books) in their hands

Мама с ребенком разговаривают / Mom and child talking

Предмет обмана / Object of deception

9.

Болезнь / Illness

Кровать с больным ребенком и рядом врач / A bed with a sick child and a doctor nearby

Градусник / Thermometer

Лекарство / Medicine

10.

Расставание / Parting

Расходящиеся в разные стороны люди / People going in different directions

Человек, провожающий поезд (пароход, машину) / A person seeing off a train (steamboat, car

Две руки / Two hands

Платок и слезы / Handkerchief and tears

11.

Страх / Fear

Привидение пугает детей / Ghost scares children

«Страшные» герои из кино- и мультфильмов / "Scary" characters from movies and cartoons

Конкретные сцены из личного опыта ребенка / Specific scenes from a child's personal experience

Темное пятно / Dark spot

Собака / Dog

 

12.

Веселая компания / Fun company

Группа детей в хороводе / A group of children dancing in a circle

Группа людей за столом / A group of people at a table

Лица с улыбками / Faces with smiles

 

Информация об авторах

Елена Ивановна Изотова, кандидат психологических наук, Доцент, заведующий кафедрой, кафедра "Возрастная психология" факультета "Дошкольная педагогика и психология", Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), руководитель группы направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований, Научно технологический университет «Сириус», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3115-8332, e-mail: teoretic@mail.ru

Галина Викторовна Молчанова, кандидат психологических наук, доцент, кафедра "Возрастная психология" факультета "Дошкольная педагогика и психология", Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), доцент, ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава РФ" (РМАНПО Минздрава РФ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3275-4224, e-mail: psygvm@gmail.com

Татьяна Павловна Авдулова, кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра "Возрастная психология" факультета "Дошкольной педагогики и психологии", Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования ФГБНУ «ИРЗАР», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8650-2751, e-mail: avdulova@bk.ru

Гузелия Рифкатовна Хузеева, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра "Возрастная психология" факультета "Дошкольная педагогика и психология", Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1104-9489, e-mail: guzeliya.h@yandex.ru

Вклад авторов

Изотова Е.И. — идея научного исследования; модификация метода исследования, аннотирование, написание и редактура рукописи; планирование исследования; контроль за проведением исследования, обобщение результатов исследования.

Молчанова Г.В. — проведение эмпирического исследования, организация исследования на тестовых площадках, применение статистических, математических или других методов для анализа данных; сбор и анализ данных; визуализация результатов исследования.

Авдулова Т.П. — обоснование исследования; проведение эмпирического исследования, написание рукописи; интерпретация результатов исследования, визуализация результатов исследования.

Хузеева Г.Р. — проведение эмпирического исследования, сбор и анализ данных, оформление рукописи.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Исследование было рассмотрено и одобрено Этической комиссией Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (протокол № 2 от 16.06.2025 г.).

Метрики

 Просмотров web

За все время: 286
В прошлом месяце: 140
В текущем месяце: 19

 Скачиваний PDF

За все время: 73
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 7

 Всего

За все время: 359
В прошлом месяце: 177
В текущем месяце: 26