Включен в Web of Science СС (ESCI)
![]() Клиническая и специальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2304-0394 DOI: https://doi.org/10.17759/cpse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2012 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Язык журнала: русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Клиническая и специальная психология Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании 327Алехина С.В. Мельник Ю.В. Самсонова Е.В. Шеманов А.Ю. Финансирование
работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ Благодарности
авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования и их статистическую обработку Л.М. Шишлянникову Полный текст
Введение Оценка инклюзивного процесса (ИП) в образовательной
организации (ОО) является актуальной [1], но недостаточно изученной темой,
несмотря на большое количество работ по данной тематике [2–6; 12; 16; 17]. В
качестве методик оценки предлагаются исследовательская доказательная методика
[11], методика функционального поведенческого анализа (FBA) [15; 19],
прикладной поведенческий анализ (ABA), методика оценки состояния
образовательного процесса через рефлексию сформированности инклюзивной
культуры В предыдущем исследовании нами было показано, что принципы
инклюзии технологически реализуются в деятельностном подходе к развитию
образовательного процесса [2]. Поэтому деятельностный подход к инклюзии может
быть положен в основу создания модели ИП в образовательной организации В настоящей работе мы предположили, что выявленные нами в
пилотном исследовании на основе контент-анализа мнений экспертов параметры ИП
[2] позволят ранжировать эти параметры по уровню значимости для отечественного
экспертного сообщества и определить, насколько значимые для экспертов параметры
релевантны деятельностной модели ИП. Результаты исследования, по нашему мнению,
позволят наметить действия, которые будут направлены на выстраивание политики
самоизменения образовательной организации Методика исследования и характеристика выборки Исходя из цели работы нами был составлен опросник для экспертов, направленный на решение обозначенных выше задач, рубрики которого представлены в табл. 1, 2 и в таблице в приложении. Следуя инструкции опросника, представленного в виде гугл-формы, эксперты должны были оценить каждый параметр в баллах от 1 до 10, исходя из его значимости для развития инклюзивного образования. Статистическая обработка данных проводилась с помощью частотного анализа в SPSS Statistics v. 18.0. Распределение оценок экспертов сравнивалось с равномерным
теоретическим распределением по непараметрическому критерию согласия
χ2 Пирсона. Для проверки нормальности распределения использован
непараметрический одновыборочный критерий Колмогорова–Смирнова. Для сравнения
средних рангов при распределении параметров по величине ранга использовался
непараметрический критерий Фридмана. Апостериорный анализ для теста Фридмана не
проводился. Для установления влияния на ответы респондентов их статуса, наличия
ученой степени и опыта работы в сфере инклюзивного образования был использован
непараметрический критерий Краскела‒Уоллиса. Также были предложены две серии
альтернативных выборов, которые экспертам предлагалось оценить по пятибалльной
шкале на соответствие задачам инклюзии В опросе участвовали 44 респондента. Из них 50% –
руководители различного уровня, 36,7% – педагоги среднего и высшего
образования; 11,4% – доктора наук, 29,5% – кандидаты наук. Опыт работы менее 5
лет имели 34,9% респондентов, от Результаты Оценка значимости параметров для развития инклюзивного
процесса в ОО была представлена экспертам двумя типами параметров –
неальтернативными Представленные в Приложении данные говорят о том, что
наблюдаемое Таблица 1 Выбор экспертами альтернативных параметров, которые наиболее соответствуют задачам развития инклюзии в образовательной организации
Примечание. Курсивом обозначены выбранные экспертами параметры. ООП – основная образовательная программа; АООП – адаптированная основная образовательная программа. Из распределения ответов экспертов видно, что часть параметров получила большинство баллов в выборе из альтернативы высказываний: создание поддерживающих условий каждому, вариативность образовательных условий, ориентация на результат в динамике развития ребенка (на индивидуальный прогресс), а часть ответов по баллам распределилась практически поровну: постоянная поддержка и ситуативная поддержка). Данные, представленные в табл. 2, показывают экспертные
предпочтения Таблица 2 Параметры деятельности учителя, которые наиболее соответствуют задачам развития инклюзии в образовательной организации
Примечания. Курсивом обозначены выбранные экспертами параметры. ПМПК – Психолого-медико-педагогическая комиссия; ООП – основная образовательная программа; АООП – адаптированная основная образовательная программа. Обсуждение результатов Вопросами для анализа в данной статье стали следующие. 1. Какие параметры оценки ИП выбираются, а какие не выбираются экспертами и почему? 2. Какие из выбранных параметров оказываются более значимыми в оценке экспертов, а какие получают более низкий ранг, и как исходя из этого может быть построена система оценки инклюзивности ОО? 3. Насколько значимые для экспертов параметры соответствуют разрабатываемой деятельностной модели инклюзивного образования? В качестве предпочитаемых ценностей экспертами были выбраны
уважение Следует отметить, что эксперты не достигли консенсуса в отношении некоторых важных для инклюзии параметров. Так, при выборе в качестве значимых ценностей наименьший ранг получили параметры «вовлеченность в жизнь школьного сообщества» и «поддержка разнообразия» (Приложение, п. 1). С нашей точки зрения, такой ранг отражает мнение педагогического сообщества, что реализация данных ценностей важна, но еще требует технологической разработки и детализации практических решений. В этом понимании представленный в таблице в Приложении выбор утверждений в полной мере согласуется с предложенной моделью ИП, будучи ориентированным на деятельностные показатели ИП: помощь по запросу, ориентация на результат в динамике развития ребенка (на индивидуальный прогресс), вариативность образовательных условий. Именно эти параметры и реализуют ценностные ориентиры поддержки разнообразия обучающихся в отношении их культуры, языка, происхождения, образовательных интересов, способностей и вовлеченности в процесс образования. Все предложенные для оценки цели рассматриваются экспертами
как равнозначные, что говорит о том, что целевые ориентиры инклюзивной школы
наиболее ясны сообществу. Важно отметить, что среди приоритетных целей По степени значимости условий, необходимых для развития
инклюзивного образования (Приложение, п. 9), на первом месте оказались
подготовленные Большое значение в развитии инклюзии отдается командным формам работы (Приложении, п. 3, 4, 11 – первый по значимости ранг). При определении значимости компетенций руководителя ОО совокупность ответов экспертов показывает, что на первый план выходит умение организовать профессиональную команду единомышленников и успешно управлять ее деятельностью, а также активная жизненная позиция по отношению к реализации права на получение всеми обучающимися доступного, качественного образования. Все остальные компетенции, которые оценивали эксперты, в принципе поддерживают первые два параметра и по баллам не сильно отличаются от них. Однако часть важных параметров для управления командой инклюзивной ОО не достигла экспертного консенсуса. Причиной этого может быть то, что такие параметры не используются для развития инклюзивного образования или используются неэффективно (такие как проектный метод, делегирование полномочий, перераспределение внутренних ресурсов организации) и требуют особого внимания при их реализации в ИП. Результаты экспертного опроса содержат параметры, по которым
мнения экспертов различаются (Приложение). Это количественные параметры,
которые могут быть поняты как формальные, не отражающие процесс развития ИП
(так можно понять результаты по параметрам «количество обучающихся с ООП в
классе», «получение хороших оценок», «отсутствие жалоб со стороны родителей»).
Формальные процедуры оценки успешности школы часто отдают приоритет
академическим результатам, что подтверждают рейтинги в образовании. Этот факт
поднимает вопрос о соотношении целей развития инклюзии в образовании Заключение Подытоживая обсуждение результатов, следует сделать несколько главных выводов. Во-первых, полученные данные показывают, что эксперты оценили высокими баллами большинство предложенных параметров оценки. Однако по некоторым из них не удалось получить консенсус в оценке, например, по параметрам «количество обучающихся с ООП в классе», «получение хороших оценок», «отсутствие жалоб со стороны родителей», «участие в различных формах ученического самоуправления». Во-вторых, несмотря на то что качественное образование для
всех и сходные показатели были оценены экспертами как значимые параметры, на
первый план В-третьих, полученные данные показали, что эксперты поддержали заложенную в опросник систему параметров, соответствующую деятельностной модели с опорой на ценности развития, субъектность обучающихся и их вовлеченное участие в жизни школы (партиципация). Также в опросе получила высокую степень значимости и вся предложенная система приоритетных целей ОО, развивающей инклюзию. Системообразующими параметрами для оценки инклюзивного процесса могут быть названы те из них, которые позволяют достичь большей индивидуализации образования, более комплексной поддержки всех обучающихся и слаженной командной работы ОО. Говоря о перспективах, которые открываются исходя из проведенного исследования, следует отметить значимость продолжения работы в определении того, что является целью инклюзивного образования: равенство обучающихся через достижение наилучших возможных для них результатов в обучении и/или через их успешную социализацию в ОО и в последующей жизни. Вместе с тем важно продолжить исследование стратегий того, как достичь гармоничного сочетания указанных параметров на основе анализа образовательного процесса на разных уровнях организации образования, в том числе и на уровне самих ОО. Направление нашего дальнейшего исследования состоит в том, чтобы на базе полученных результатов создать инструмент оценки ИП в ОО, позволяющий принимать решения о развитии ИП в ОО и апробировать его применение в деятельности заинтересованных школ. Литература
Статьи по теме
Культурно-историческая психология: традиции и инновации | Глазунова О.И., Громыко Ю.В. Психология развития | Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации Инклюзивное образование, Клиническая психология | Зыков А.А., Васильева А.Е., Давыдова Е.Ю. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Алмазова А.А., Никандрова Т.С., Тушева Е.С., Хаустов А.В. Мальшакова И.Л., Портнов Ю.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|