Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10246Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №3 (3) / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инклюзивные профессиональные компетенции: оценочная парадигма педагогического сообщества * 108

|

Кантор В.З.
доктор педагогических наук, и.о. первого проректора, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9700-7887
e-mail: v.kantor@mail.ru

Проект Ю.Л.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1914-9118
e-mail: proekt.jl@gmail.com

Никулина Г.В.
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой тифлопедагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8601-8655
e-mail: gnikulina40@gmail.com

Антропов А.П.
кандидат педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики, директор института дефектологического образования и реабилитации, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5877-4437
e-mail: alexantropov@inbox.ru

Кондракова И.Э.
кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8123-740X
e-mail: condrakova.irina@yandex.ru

Залаутдинова С.Е.
ассистент кафедры теории и истории педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3182-9941
e-mail: zalautdinova@yandex.ru

Литовченко О.В.
ассистент кафедры теории и истории педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0621-9236
e-mail: o.v.litovchenko@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме оценки педагогическим сообществом номенклатуры инклюзивных компетенций педагога и их сравнительной значимости для достижения требуемых образовательных результатов обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление общего и специфического в оценке значимости инклюзивных компетенций педагога различными субъектами кадрового обеспечения инклюзивного образовательного процесса в школе. В исследовании в качестве респондентов приняли участие 983 человека — педагогические работники массовых и коррекционных школ и преподаватели вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Ими оценивалась значимость индикаторов инклюзивных компетенций педагога, круг которых был определен на основе анализа текстов 59 примерных основных образовательных программ, реализуемых вузами в области педагогического, психолого-педагогического, дефектологического образования и адаптивной физкультуры. Результаты исследования свидетельствуют о несформированности в педагогическом сообществе целостной оценочной парадигмы применительно к инклюзивным компетенциям педагога, что выражается в дивергенции соответствующих оценочных позиций преподавателей вузов, ведущих подготовку специалистов педагогического профиля, учителей массовых и коррекционных школ. Это подтверждает необходимость дальнейшей проработки модели инклюзивной компетентности педагога, ее эмпирической верификации и последующей имплементации в профессиональные образовательные программы в соответствии с актуальными требованиями инклюзивной практики.

* Статья подготовлена в рамках выполнения общественно значимых мероприятий Минпросвещения России Приказ № 272 от 26.05.2021 о проведении VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы».

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивные компетенции, педагоги , обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, образовательные результаты

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100307

Финансирование. Исследование осуществлено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ по организации работ по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований на 2021 г. (исследование «Совершенствование и оценка профессиональных компетенций педагогов инклюзивных образовательных организаций»).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 83–92. URL: https://psyjournals.ru/files/ 39878/psyedu_2011_n1_Alekhina_Alekseeva_Agafonova.pdf (дата обращения: 19.08.2021).
  2. Баранов А.А., Сунцова А.С. Развитие субъектной позиции студентов в процессе стажерской практики в инклюзивной школе // Образование и наука. 2020. Том 22. № 2. С. 29–52. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-29-52
  3. Беткер Л.М. Стажировка в подготовке педагогов к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Югорского государственного университета. 2017. Том 13. № 1-1. C. 25–28. DOI: 10.17816/byusu2017131-125-28
  4. Высшее инклюзивное образование: от теории к практике: монография / под ред. С.Т. Кохана. Забайкальский государственный университет. Чита: ЗабГУ. 2019. 210 с.
  5. Захарова А.В., Староверова М.С. Технологии повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях инклюзивной образовательной организации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. C. 153–165. DOI: 10.17759/psyedu.2016080314
  6. Кантор В.З., Зарин А., Круглова Ю.А. и др. Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки. // Образование и саморазвитие (Education and Self-development). 2021. № 16(3). С. 281–301.
  7. Кузьмина О.С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. обзор педагогических исследований [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46). Ч. 3. С. 71–74. URL: https://research-journal.org/pedagogy/problemy-podgotovki-pedagogov- k-rabote-v-usloviyax-inklyuzivnogo-obrazovaniya-obzor-pedagogicheskix-issledovanij/ (дата обращения: 22.08.2021).
  8. Лапп Е.А., Ярикова С.Г. Школа-интернат как научно-методический центр поддержки   субъектов    интегрированного    и    инклюзивного    обучения    детей с ограниченными возможностями здоровья // Бизнес. образование. Право. 2017. Том 41. №4. С. 362–366. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 30681034_19633309.pdf (дата обращения: 20.08.2021).
  9. Маслиева      С.Н.      Пропедевтико-инклюзивная       педагогическая       практика в системе профильной профессиональной подготовки в гуманитарном вузе [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 46–51. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7269/ (дата обращения: 23.08.2021).
  10. Назаренко М.М., Лыткина А.В. Оценка инклюзивной составляющей профессиональной компетентности учителя [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2016. Том 119, № 6. С. 34–39. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/otsenka-inklyuzivnoy-sostavlyayuschey-professionalnoy-kompetentnosti- uchitelya (дата обращения: 24.08.2021).
  11. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] // Социальная педагогика. 2010. № 1. С. 77–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannoe-inklyuzivnoe- obrazovanie-genezis-i-problemy-vnedreniya-1 (дата обращения: 19.08.2021).
  12. Немирова Н.В., Кантор В.З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for Education Today. 2020. Том 10. № 3. С. 28–44. DOI: 10.15293/2658-6762.2003.02
  13. Ростовцева М.В., Помазан В.А., Рутц М.Л. и др. Готовность педагогов средней школы к реализации инклюзивного обучения // Педагогика и просвещение. 2021. Том 24. № 2. С. 130–144. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.2.35622
  14. Самсонова Е.В., Мельник Ю.В., Карпенкова И.В. Тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 165–182. DOI: 10.17759/cpse.2021100210
  15. Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 97–112. DOI: 10.17759/cpse.2016050207
  16. De Boer A., Pijl S.J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers' attitudes towards inclusive education: A review of the literature // International Journal of Inclusive Education. 2011.Vol. 15. № 3. P. 331–353. DOI: 10.1080/13603110903030089
  17. Demo H., Nes K., Somby H.M. et al. In and out of class – what is the meaning for inclusive schools? Teachers’ opinions on push-and pull-out in Italy and Norway // International Journal of Inclusive Education. 2021. DOI: 10.1080/13603116.2021.1904017
  18. Filipiak A. Kompetenzmodellierung in inklusionsorientierter Lehrer Innenbildung // QfI. Qualifizierung für Inklusion. 2020. Vol. 2. № 1. DOI: 10.21248/qfi.21
  19. Holzinger A., Feyerer E., Grabner R. et al.  Kompetenzen für Inklusive Bildung – Konsequenzen für die Lehrerbildung // Fokussierte Analysen und Zukunftsperspektiven für das Bildungswesen: Nationaler Bildungsbericht Österreich / S. Breit, F. Eder, K. Krainer usw. (Hrsg.). Graz: Leykam, 2019. P. 63–98. DOI: 10.17888/nbb2018-2
  20. Mitchell D. What really works in special and inclusive education: Using evidence- based teaching strategies. New York: Routledge, 2008. 253 p.
  21. Rojo-Ramos J., Manzano-Redondo F., Barrios-Fernandez S. et al. A descriptive study of specialist and non-specialist teachers’ preparation towards educational inclusion // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. 7428. DOI: 10.3390/ijerph18147428.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика