Запесоцкая И.В. доктор психологических наук, профессор кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий, факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО), ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3535-5779 e-mail: zapesotskaya@mail.ru
Чуйкова Ж.В. студент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, факультет клинической психологии, Курский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России), Курск, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7419-7510 e-mail: zhanna7496@mail.ru
В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи управляющих функций и особенностей проспективной памяти у детей младшего школьного возраста
с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) подпорогового уровня. Для оценки проявлений СДВГ использовались шкалы оценки СДВГ ― критерии МКБ-10 (Сухотина Н.К., 2008) и Observation Form for Recording ADHD Behaviors During Academic Performance in the Clinic or in School) (Carter S., 1994). Оценка когнитивных функций проводилась с помощью Висконсинского теста сортировочных карточек (Grant D., Berg E., 1948), тестов Canum (Gutierrez-Martinez F., 2018), Вlock span (Isaacs E., Vargha-Khadem F., 1989), Digit span-backward (Wechsler D., 1997) и авторской методики Ana B. Cejudo (2019). Был обследован 51 ребенок
в возрасте 6–7 лет (27 человек) и 10 лет (24 человека), в результате чего сформированы две контрольные (типично развивающиеся дети) и две экспериментальные (дети
с проявлениями СДВГ подпорогового уровня) группы. По результатам исследования было установлено, что дети в возрасте 6–7 лет с проявлениями СДВГ подпорогового уровня не имеют статистически значимых отличий от типично развивающихся сверстников в базовых компонентах управляющих функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и произвольном внимании), но обнаруживают более низкие показатели сформированности способности к обучению и самоконтролю, а также увеличение неперсеверативных ошибок, в то время как показатели проспективной событийной памяти у них снижены. У детей 10 лет с проявлениями СДВГ подпорогового уровня сохраняется снижение показателей способности к обучению и проспективной памяти (на событие и активность). Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что в онтогенетическом аспекте у детей
с проявлениями СДВГ подпорогового уровня изменения отмечаются на системно-функциональном уровне и проявляются в уменьшении количества взаимосвязей управляющих функций и параметров проспективной памяти.
Величковский Б.Б. Функциональная организация рабочей памяти:
дисс. … докт. психол. наук. Москва, 2017. 340 с.
Девятерикова А.А., Исматуллина В.И., Касаткин В.Н. и др.
Использование батареи нейропсихологических тестов CANTAB для оценки когнитивных
функций в школьном возрасте // Когнитивная наука в Москве: новые исследования.
Материалы конференции 19 июня 2019 г. / Под ред. Е. В. Печенковой,
М. В. Фаликман. М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2019 г. С. 598–602.
Полунина А.Г., Давыдов Д.М. Висконсинский тест сортировки
карточек как инструмент оценки когнитивных функций // Социальная психиатрия /
Под ред. Дмитриевой Т.Б. М.: Издательство ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. С.
217–236.
Селезнева Ю.А, Мозговая С.А. Некоторые особенности включения
гиперактивного дошкольника в сложившийся детский коллектив // Дошкольное
образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных
ценностей детей: сборник статей / Под ред. С.В. Пазухиной, Н.С. Ежковой,
К.Ю. Брешковской и др. Тула.: Издательский дом «Среда» (Чебоксары), 2021. С.
109–113.
Сугробова Г.А. Особенности познавательной деятельности у
младших школьников с признаками СДВГ // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.
2012. № 29. С. 335–342.
Сухотина Н.К., Егорова Т.И. Оценочные шкалы синдрома дефицита
внимания с гиперактивностью // Социальная и клиническая психиатрия. 2008. №4.
С. 15–21.
Balazs J., Kereszteny A. Subthreshold attention deficit
hyperactivity in children and adolescents: a systematic review // European
Child & Adolescent Psychiatry. 2014. Vol. 23. № 6. P. 393–408. DOI:
10.1007/s00787-013-0514-7.
Breitling–Ziegler C., Tegelbeckers J., Flechtner H. et al.
Economical assessment of working memory and response inhibition in ADHD Using a
combined n-back/Nogo Paradigm: An ERP Study // Frontiers in Human Neuroscience.
2020. Vol. 14. Article 322. DOI: 10.3389/fnhum.2020.00322
Carter S. School based assessment of attention deficit
disorders. Oregon: Western Regional Resource Center, 1994. 56 p.
Cejudo A., McDaniel M., Bajo M. Event versus activity-based
cues and motivation in school-related prospective memory tasks // PLoS ONE.
2019. Vol. 14(4). e0215845. DOI: 10.1371/journal.pone.0215845
Grant D., Berg E. A behavioral analysis of degree of
reinforcement and ease of shifting to new responses in a Weigl-type
card-sorting problem // Journal of Experimental Psychology. 1948. Vol.
38. № 4. P. 404–411. DOI: doi.org/10.1037/h0059831
Gutierrez-Martinez F., Ramos-Ortega M., Vila-Chaves J.
Executive efficacy on Stroop type interference tasks. A validation study of a
numerical and manual version (CANUM) // Anales de Psicologia. 2018. Vol. 34. №
1. P. 184–196. DOI:10.6018/analesps.34.1.263431
Isaacs E., Vargha-Khadem F. Differential course of development
of spatial and verbal memory span: A normative study // British Journal of
Developmental Psychology. 1989. № 7. P. 377–380. DOI:
10.1111/j.2044-835X.1989.tb00814.x
Laureys F., Middelbos L., Rommers N. et al. The effects of
age, biological maturation and sex on the development of executive functions in
adolescents // Frontiers in Physiology. 2021. Vol. 12. Article 1453. DOI:
10.3389/fphys.2021.703312
McDaniel M., Einstein G. Strategic and automatic processes in
prospective memory retrieval: A multiprocess framework // Applied Cognitive
psychology. 2000. Vol. 14. № 7. P. 127–144. DOI: 10.1002/acp.775
Miyake A., Friedman N. The nature and organization of
individual differences in executive functions: Four general conclusions //
Current Directions in Psychological Science. 2012. Vol. 21. № 1. P. 8–14. DOI:
10.1177/0963721411429458
Pasqualotto A., Mazzoni N., Bentenuto A.et al. Effects
of cognitive training programs on executive function in children and
adolescents with Autism Spectrum Disorder: A systematic review // Brain
Sciences. 2021. Vol 11. № 10. Article 1280. DOI: 10.3390/brainsci11101280
Peñarrubia M., Navarro-Soria I., Fenollar-Cortés J.
ADHD symptomatology, executive function and cognitive performance differences
between family foster care and control group in ADHD-diagnosed children //
Children. 2021. Vol. 8(5). Article 405. DOI: 10.3390/children8050405
Salehinejad M., Ghanavati E., Harun A.R.M. et al. Hot and cold
executive functions in the brain: A prefrontal-cingular network // Brain and
Neuroscience Advances. 2021. Vol. 5. P. 1–19. DOI:
10.1177/23982128211007769
Silva-Filho J., Pasian S. Typical performance of elderly
patients with Alzheimer disease on the Wisconsin Card Sorting Test (WCST) //
Dementia Neiropsychologia. 2007. Vol. 1. № 2. P. 181–189. DOI:
10.1590/s1980-57642008dn10200011
Thomas R., Sanders S., Doust J. et al. Prevalence of
attention-deficit/hyperactivity disorder: a systematic review and meta-analysis
// Pediatrics. 2015. Vol. 135. № 4. P. 994–1001. DOI:
10.1542/peds.2014-3482
Wechsler D. Technical Manual for the Wechsler Adult
Intelligence Test. 3rd ed. San Antonio: The Psychological Corporation,
1997.
Yang T, Wang Y, Wang Y. et al. Event-, time- and
activity-based prospective memory in children with ADHD // Developmental
Neuropsychology. 2019. Vol. 44. № 8. P. 554–565. DOI:
10.1080/87565641.2019.1695801