Специфика домашнего поведения детей 6-7 лет

839

Аннотация

В данной статье приводится исследование характеристик домашнего поведения у детей 6-7 лет. Исследование проводилось на базе специально разработанной методики «Интервью». Выборке родителей, дети которых начали посещать подготовительную группу детского сада, предлагалось проследить за появлением нового поведения у детей, в результате чего были выявлены специфические поведенческие реакции. В статье анализируются каждые из выявленных реакций, такие например, как спор, непослушание, хитрость, взрослое поведение и т. д.

Общая информация

Ключевые слова: клиническая картина, демонстративное поведение, самостоятельность, требовательность, домашнее поведение, старший дошкольный возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Поливанова К.Н. Специфика домашнего поведения детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Полный текст

Специфика дома0^его поведе^ия детей 6—7 ёет1

К. К Поливанова, кждидат психоёогических наук

Критические возрасты, представёение о которых было введено Ё. С. Выготским, продолжают оставаться не до конца понятым объектом психологического анализа. Одной из причин этого является отсутствие клинической картины возрастов. Д. Б. Эльконин по этому поводу говорил следующее: «Детской психологии, так богатой фактами о развитии отдельных сторон психики ребенка, явно не хватает «клиники» детского развития. Под «клиническим» исследованием мы понимаем систематическое и детальное изучение одних и тех же детей на протяжении всего возрастного периода» [5, с. 260].

Поэтому мы исследовали характеристики дома0него поведения детей 6—7 лет (работа проведена А. Компани под на0им руководством). По предположению (и на основании литературных данных) негативизм поведения обнаруживается преимущественно в привычных ситуациях, а для детей 6—7 лет такой ситуацией является дома0няя.

Для изучения дома0него поведения была использована специально разработанная методика «Интервью». Исследование проводилось с родителями, чьи дети посещали подготовительную группу детского сада. Родителей просили (варьируя вопросы) рассказать о новом в поведении их детей. ^а протяжении года проведено 3 серии встреч с родителями. В эксперименте участвовали родители 29 детей в возрасте 6—7 лет.

В результате выявлены следующие поведенческие реакции (все они квалифицировались родителями как новые).

Пауза. Временной интервал между обращением к ребенку (указание, требования, приказы, напоминания о соблюдении режима и других необходимых действий, просьбы) и реакцией ребенка появляется на седьмом году жизни. По свидетельству родителей, дети «не слышат, о чем их просят», «делают вид, что не слы0ат», «не реагируют» и т. п. Данное поведение характеризуется родителями как новое: «Рань0е такого не было», «С лета просто начал издеваться — говорим, а он не слышит».

Анализ ситуаций, в которых подобная реакция возникает, показывает, что пауза возникает именно в ответ на указание, напоминание сделать что-либо, ранее не вызывав0ее возражений, например в ответ на напоминание о режимных моментах и т. п.

Спор. Реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (как правило, ссылаясь на занятость), возражать, возникает спустя некоторое время после появления паузы. Ребенок в ответ, например, на просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинав возражать, спорить, говорить, что он «уже боль0ой», что вчера ему разре0иёи, что «Оля (сестра) всегда доёго не ложится» и т. п.

Частым аргументом в споре явёяется сравнение себя с другими чёенами семьи — сиб- сами: «Почему ей можно, а мне — нет?», с родитеёями: «У тебя вчера кровать стояёа неубранная до обеда, а я почему-то доёжна свою сразу убирать».

^eпocёy0a^иe. ^евыпоёнение привычных требований иёи установёений, отказ от участия в привычных деёах, противопоставёение своих деё иёи намерений требованиям роди- теёей.

В отёичие от паузы иёи спора о непосёу0ании можно судить не по непосредственной реакции на просьбу, а по самому факту невыпоёнения требуемого иёи даже уже обещанного. В сёучае непосёушания типичная ситуация выглядит сёедующим образом. Родитеёи просят ребенка сдеёать что-то (иёи существует признанная за ним обязанность деёать что- то), ребенок может согёаситься иёи ничем не выразить своего несогёасия, но вскоре выясняется, что доёжное не выпоёнено.

К непосёушанию также относится отказ (по факту) прекратить некоторое неприятное иёи нежеёатеёьное действие. Часто такое действие бывает демонстративным. Приведем конкретный пример. Мать с сыном едут в автобусе. Водитеёь не объявёяет остановки. Ребенок заявёяет, что будет объявёять остановки сам. Мать просит его этого не деёать. Ребенок нарочито громко, «на весь автобус», объявёяет остановки. ^есмотря на просьбы матери, ребенок продоёжает выкрикивать названия остановок до выхода из автобуса.

В данном сёучае по форме поведете можно квалифицировать как манерное (кривёянье). В этом смысёе на0и данные во многом подтверждают набёюдение Ё. С. Выготского. Однако в данном сёучае (и в однотипных ситуациях) манерничанье и кривёянье возникают в ответ на запрет иёи просьбу прекратить нежеёатеёьное действие и, сёедоватеёьно, могут также быть отнесены к непосёушанию.

Хитрость. ^арушение привычных установёений иёи требований родитеёей в скрытой форме, намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извёечь некоторую выгоду дёя себя.

Хитрость носит, как правиёо, игровой характер, не превращаясь в зёостные формы избегания наказания иёи сокрытия правды. ^апример, вместо мытья рук перед едой ребенок иёи вообще не моет их, иёи идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к стоёу, так и не вымыв рук. Он может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их матери. Если мать упрекает его за это, он говорит, что «забыл», возвращается в ванную и моет руки.

Чаще всего хитрость напоминает способ вышучивания дома0него установления или просьбы родителей. Как правило, описываемая поведенческая реакция представляется скорее 0уткой, нежели серьезным проступком. Характерно в этом смысле, что в интервью мы ни разу не слышали слов «стал врать», «стал говорить неправду» или иной тревожной оценки. Слова «хитрость», «хитрит» взяты непосредственно из высказываний родителей.

Взросёое повeдe^иe. Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому».

Данную характеристику мы трактуем как демонстрируемую окружающим взрослость. Под взрослым поведением мы понимаем два типа реакций — рассудительность и взрослость. У ребенка могут наблюдаться или оба типа взрослого поведения, или какой-то один.

Рассудительность возникает в споре или ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Аргументация имеет характер повторения слышанного от взрослых, своеобразного резонерства. Подобная рассудительность оказывается (по мнению родителей) вязкой: если вступить с ребенком в обсуждение его аргументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго.

Взрослость. ^арочито взросёое поведение. Ребенок, по утверждению родитеёей, изображает какого-то конкретного члена семьи. Может возникать просто как форма поведения (например, по дороге из детского сада копирует отца в момент возвращения с работы) иёи в стремлении к выпоёнению каких-то новых, взросёых, обязанностей. Как правило, это продоёжается не долго. Если же такое поведение закрепляется, то возникает самостоятельность.

B^e0^ий вид. Споры об одежде, интерес к вне0нему виду, одежде, прическе. Девочки, например, начинают «красить ресницы» (мочат их водой). При выборе одежды не просто подчеркивают, что хотят надеть то или иное платье, но отвергают предлагаемое под предлогом «Я не маленькая». Выбрав одежду, спра0ивают: «А так можно подумать, что я уже в 0колу хожу?» Интерес к вне0нему виду касается как девочек, так и мальчиков. (Выявить половой дифференциации не удалось). Интерес к вне0нему виду провоцирует самостоятельность в личной гигиене.

Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства как возрастной характеристики поведения с близким взрослым является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает. По этому параметру упрямство у детей 6—7 лет сродни упрямству, описанному Ё. С. Выготским по отно0ению к кризису 3 лет. Выготский пи0ет, что ребенок действует не по логике ситуации, а по логике аффекта [1, с. 374]. Те же черты характерны и для упрямства в 6—7 лет. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется (или не хочется) чего-то, а потому что он уже высказал свое желание или нежелание.

Упрямство по ситуации возникновения характеризуется противопоставлением своего собственного действия (игра, продуктивная деятельность и т. п.) требованию родителей. to, раз возникнув, настаивание на своем продолжается и тогда, когда предмет противопоставления уже исчерпан.

Требоватеёь^сть. ^астаивание на своем, требование выполнить обещание возникают как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. ^еосто- рожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, «занудство», упреки. Подобное поведение возникает не столь часто (37,9 %) и, видимо, связано более тесно с конкретными семейными условиями. to в данный перечень требовательность как характеристика возрастного поведения включалась только тогда, когда квалифицировалась родителями как никогда ранее не наблюдав0аяся. Таким образом, можно полагать, что данный симптом представляет собой индивидуальную форму возрастного поведения.

Капризы. Отмечались нами ли0ь в случае, если родители настаивали на том, что ребенок вдруг стал капризным. (По этому же параметру сведения проверялись и у воспитателя, который знал детей до поступления в подготовительную группу детского сада.) Капризы отмечались в наимень0ем числе интервью (13,7 % — 4 случая). Они возникают как реакция на неуспех, как продолжение (или частный случай) требовательности и упрямства. Могут быть квалифицированы как индивидуальный вариант последних.

Реакция ^а критику. Также один редко встречающихся симптомов: неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отно0ение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко данный симптом проявляется в случае критики по поводу 0кольных занятий.

Общие вопросы. Возникновение в разговорах с родителями новых тем, не связанных с ежедневными событиями (политика, происхождение планет, Земли, эволюция живого, жизнь в других странах). Особый случай — 0ирокая семья: вопросы об отдаленных родственниках, детстве родителей, родственных связях.

Возникновение интереса к общим вопросам свидетеёьствует о рас0ирении сферы интересов ребенка 7ёет, его стремлении найти свое место в боёЬ0ом мире. Характерно обращение за информацией к родитеёям, стремление сдеёать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов. Существенной чертой обсуждения общих вопросов явёяется стрем- ёение ребенка к собственному анализу информации. Поёучив первые ответы1 на свои вопросы, ребенок начинает сам доёго и пространно рассуждать и анализировать информацию. Деёает он это в присутствии взросёого, как бы обращаясь к нему как к эксперту. Ребенок «проверяет» правиёьность своих рассуждений, сёедя за реакцией взросёого.

Особым сёучаем общих вопросов на седьмом году жизни явёяется интерес ребенка к истории семьи, семейным связям (выходящим за рамки ядерной семьи). Это вопросы о дальних родственниках, детстве родителей, живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также и интерес к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спра0ивать о том, кем приходится ему или родителям человек на фотографии. Можно заключить, что здесь мы имеем дело с желанием ребенка найти свое место в 0ирокой сети семейных связей, со своеобразным самоопределением.

Самостоятеёшость — стремление делать что-либо самостоятельно; касается некоторых дома0них обязанностей. Важным показателем является то, что ребенок выбирает со- вер0енно новые для себя дела и сферы обязанностей, например с удовольствием стирает свои вещи или просит разре0ения самому сходить за хлебом. Характерно следующее заявление интервьюированной: «Проси0ь — не делает, если сам вызвался, делает с охотой» или «Ёюбит выполнять некоторые дома0ние дела, но самостоятельно, без указания».

Можно сделать вывод, что ребенок стремится к самостоятельности, но она возникает как целостное независимое от взрослого действие, поэтому касается в основном дел, в которых ребенок ранее не участвовал. ^а этом симптоме можно выделить амбивалентность возникающей самостоятельности: стремление к независимому действию (как правило, до- ма0нему) и одновременно отказ от выполнения (пусть даже самостоятельного) чего-то, о чем попросили родители.

Самостоятеёь^1е за^ятия — стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся 0итье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т. п. Родители отмечают, что дети боль0е времени проводят за подобными занятиями.

Для ребенка очень важно то, что он получает во время самостоятельных занятий. Связанное или с0итое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности (главным образом рисования). ^апример, типично заявление мамы одной девочки: «Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей». Таким образом, можно сделать вывод о возникновении у ребенка представления об объективной ценности созданного им в ранее возник0их видах самостоятельной продуктивной деятельности и о его некритичности в новых видах детского творчества.

Отно0ение ребенка к близкому взрослому на седьмом году жизни претерпевает кардинальную перестройку. Все, без исключения, родители отмечают возникновение новых форм отно0ений с близкими взрослыми.

Среди выявленных симптомов родители в первую очередь указывают на нарушения требований взрослых у своих детей. Среди негативных характеристик поведения наиболее часто встречаются спор (89,6 %), непослушание (79,3 %), пауза (62,0 %),

(37,9 %), упрямство (34,4 %), хитрость (27,5 %); набёюдаются также упоминания о болезненной реакции на критику (20,6 %) и капризах (13,4 %)2.

^ейтральными (не оцениваемыми самими испытуемыми) явёяются сёедующие симптомы: взрослое поведение, включающее в себя взрослость и рассудитеёьность, (72,4 %), внимание к своему вне0нему виду (24,1 %).

К поёожитеёьным симптомам изменения поведения ребенка относятся сёедующие: са- мостоятеёьность (65,5 %), самостоятеёьные занятия (75,7 %), «общие вопросы» (86,2 %).

В цеёом можно констатировать следующее: на седьмом году жизни возникает стремление к самостоятельности, которое имеет как адекватные формы принятия новых обязанностей (самостоятельность, самостоятельные занятия), так и противопоставление своего мнения, позиции установленным, привычным (спор, пауза, требовательность и т. п.). Кроме того, отмечается интерес к вопросам, выходящим за рамки бытовых ситуаций.

Таким образом, развитие детей на седьмом году жизни принимает амбивалентный характер: стремление к самостоятельности порождает разру0ительное отно0ение к тому, что установлено не самим ребенком (например, к режиму). Указание взрослого анализируется ребенком, что свидетельствует о росте его рефлексии относительно его места во взрослой жизни.

 

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грат V 97-06-80262, 97-06-80407.

2 Указажые проценты означают общее число упоминании .данного симптома по всем интервью относительно общего числа проведенных интервью. В одном интервью учитывалось не более одного упоминания .тайного симптома.

Литература

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  2. Ермолова Т. В., Комогорцева И. О. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. № 2.
  3. Компани А. Динамика отношения к заданиям взрослого как психологическая характеристика перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. канд. дис. М., 1995.
  4. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.
  5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Информация об авторах

Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, Директор Исследовательского центра современного детства, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, профессор, кафедра возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета Психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7058-1232, e-mail: kpolivanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2351
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 839
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2