Организация школы для особо одаренных детей и подростков

1033

Аннотация

В статье представлена общая логика организации школы для особо одаренных детей на опыте создания школы-пансиона «Интеллектуал».

Общая информация

Ключевые слова: одаренный ребенок, одаренные учащиеся, одаренный подросток, психологическая служба

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 2. С. 92–96.

Полный текст

Долгие и даже драматические споры приходят к концу, и в настоящее время педагогическая общественность уже с интересом относится к идее создания специальных школ для работы с одаренными детьми. Более того, школа, ориентированная на особо одаренных детей и подростков, уже создана. Именно о принципах организации такой школы (школа-пансион «Интеллектуал») и пойдет речь далее.
В контексте этой статьи под одаренностью мы будем понимать проявляющиеся у ребенка или подростка значительно более высокие, сравнительно со статистической нормой, умственные и творческие возможности (способности). Эти особые возможности далеко не всегда проявляются в реальных достижениях (многое зависит от конкретных условий среды и психологических предпосылок, имеющихся у самого ребенка), но практически обязательно отражаются в особой направленности ребенка на сложную умственную деятельность, с одной стороны, и наличии у него эффективных способов познавательной деятельности, с другой.
По существу, потенциально одаренным является каждый здоровый ребенок, и при достаточно благоприятных семейных условиях (его способности с раннего детства развивали, укрепляли, создавали условия для развития индивидуальных интересов) и в школе (профессиональные и внимательные к индивидуальности ребенка педагоги) он становится реально одаренным. Эту одаренность можно обозначить как своего рода «нормальную одаренность»: такие дети, как правило, хорошо, иногда даже блестяще учатся, легко общаются, имеют развитые внешкольные интересы. Именно на них рассчитаны гимназии и лицеи, которых достаточно в Москве.
Но есть другая группа одаренных детей. Их способности очевидны даже для не очень внимательных родителей и окружающих. Многие из этих детей уже в раннем возрасте (3-5 лет) потрясают взрослых своими замечательными способностями. Особо одаренные дети развиваются по- разному, однако большинство из них (не менее 85 %) опережают своих сверстников, поэтому их обычно называют вундеркиндами (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что этот дар часто пропадает с годами. Дело не в «пропаже» способностей, а в их реализации, иначе говоря, в достижениях одаренного школьника.
Действительно, лишь очень небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализуют свои способности в профессиональной деятельности. В литературе приводится печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не превышает 2-3%. Речь идет, конечно, о достижениях, более или менее сопоставимых с уровнем проявлявшихся в детстве необычных способностей. Несостоявшиеся одаренные люди - это не только беда для нации, которая нуждается в выдающихся людях, это еще и большая трагедия для самого бывшего «чудо-ребенка», который всю жизнь страдает «синдромом бывшего вундеркинда», проявляющимся в депрессии, потере интересов, а часто и в повышенной, немотивированной агрессии.
На самом деле, как достоверно обнаружено в многолетних психологических исследованиях, мнение об исчезновении высоких способностей не соответствует реальной действительности. Сами по себе способности, если уж они возникли, никуда не исчезают, а явный неуспех бывших одаренных детей вызван тем, что у них не сложились особые психологические предпосылки для реализации этих способностей в школьной или профессиональной деятельности. Одних способностей, даже самых высоких, для социальной и творческой их реализации недостаточно.
Специальные психологические наблюдения и исследования, в течение ряда десятилетий проводившиеся нами, позволили установить некоторые закономерности. Главными проблемами особо одаренных детей и подростков, мешающими их дальнейшей профессиональной самоактуали- заци, являются следующие:
значительные трудности общения со сверстниками и взрослыми, возникающие в результате особых условий возрастного развития;
недостатки навыков саморегуляции (неумение управлять собой в трудных ситуациях, преодолевать неудачи, работать в условиях монотонной и скучной деятельности и, самое главное, отсутствие навыков завершения работы, т. е. потеря интереса к деятельности до ее завершения и получения нужного результата);
трудности развития креативности. Как ни парадоксально, многие особо одаренные дети и подростки направлены только на глубокое и широкое усвоение знаний и потому испытывают значительные трудности при выполнении творческой деятельности, требующей проявления нестандартности мышления;
трудности профессиональной профориентации , которые испытывает почти половина особо одаренных детей. Широта их возможностей и интересов такова, что им трудно сузить поле их будущей деятельности, трудно остановиться на отдельной профессии.
Именно эти причины и мешают реализоваться высоким способностям особо одаренных детей и подростков. Таким образом, главной проблемой одаренных детей является проблема их самоактуализации, в основе которой лежат прежде всего психологические причины.
К указанным выше психологическим трудностям особо одаренных детей добавляется еще и то обстоятельство, что в обществе, как это ни странно, часто господствуют антиинтеллектуалистские установки. Сверстников раздражает, что их одноклассник все время готов отвечать первым, что он «многознайка», что плохо играет в их игры и не знает их негласных правил. Учителю трудно приспособиться к индивидуальному темпу ученика, резко опережающего класс. Кроме того, одаренные дети редко упускают любую возможность показать и учителю, что они знают больше и лучше его.
На уроке «вундеркинду» скучно, он быстро делает задания и непродуктивно расходует освободившееся время: болтает, рисует, крутится, что, естественно, еще больше раздражает учителей. В результате необычный ребенок страдает. Как ни странно, во многих случаях и родители одаренного ребенка, видя его страдания в коллективе, хотят, чтобы он был «как все». Другие родители, стараясь защитить одаренного ребенка от агрессивной, как им кажется, среды, держат его дома, лишая необходимого общения. Индивидуальный подход к любому ученику - долг каждого педагога, однако в массовой школе работать с такими детьми очень трудно, хотя рекомендации к индивидуальному подходу и разрабатываются. Очевидно, что для детей, проявляющих незаурядные способности, для одаренных детей в настоящее время и в реальных условиях нашего общества необходимо создание особой образовательной и - шире - развивающей среды.
Одним из наиболее эффективных путей создания такой среды может быть организация специальных школ для особо одаренных детей. Именно решение проблем личностной и творческой самоактуализации одаренных детей и должно стать главной целью работы с одаренными детьми и подростками. При всей самоценности детства и отрочества школа должна быть нацелена на будущее детей, на формирование у них особых личностных качеств (внутренних условий), необходимых для профессиональной реализации в будущем, на достижение одаренными людьми высоких результатов. При всей, казалось бы, очевидности такой постановки целей в реальности они противоречат нынешним образовательным установкам только на интеллектуальное развитие, только на развитие умственных возможностей школьников.
С этой точки зрения школа для одаренных призвана решать такие психолого-педагогические задачи, как
выявление особо одаренных детей и подростков, в том числе и со «скрытой», т. е. не вполне отмечаемой учителями и родителями, одаренностью;
создание для этих детей развивающей среды, в которой достаточно эффективно происходит их творческое и личностное развитие. При этом обучение таких детей должно строиться в соответствии с их индивидуальными интеллектуальными и личностными особенностями;
создание с помощью специально организованной психологической службы и особой организации педагогического коллектива реальных условий для формирования, развития и закрепления у одаренных школьников навыков эффективной познавательной и личностной самореализации.
Пути решения каждой из этих задач продумывались группой специалистов, имеющих опыт работы с одаренными детьми, и описаны в специально созданной психолого-педагогической концепции работы школы для одаренных детей. Кратко охарактеризуем логику решения каждой из трех вышеуказанных задач.
Первая задача. Поиск одаренных детей для такой школы осуществляется с помощью конкурсного отбора. При этом конкурсный отбор основывается не только на психологическом тестировании, как это часто бывает, но и на результатах подготовки и защиты самостоятельных проектов школьника. В обсуждении таких проектов главными дискутантами выступают сами учащиеся. Кроме того, выявляется и уровень базовых знаний будущих учеников.
Лишь на последнем, заключительном этапе конкурсного отбора, в ходе специальных учебных занятий, с одной стороны, и при индивидуальном тестировании, с другой, проводится психологическое обследование учащихся, имеющее целью выявление психологических проблем ученика, особенностей сложившихся у него навыков делового и личностного общения со сверстниками, его познавательного стиля и других характеристик развития, которые необходимы для разработки программы индивидуальной психолого-педагогической работы с каждым учеником.
При этом возникает острая проблема: как быть с теми, кто не прошел по конкурсу? Имеем ли мы право сказать им, что они неодаренные, отнять успех, который так важен каждому человеку, особенно ребенку? Какой же выход?
В создаваемой сейчас школе-пансионе «Интеллектуал» принято неожиданное для родителей и самих абитуриентов решение — принять в с е х ж е л а ю щ и х. Никому не следует отказывать. Все дело в том, что победители конкурса станут учениками школы-пансиона, остальные желающие войдут в систему дополнительного образования, уже сейчас создаваемую при школе. Тем самым достигаются две цели: с одной стороны, у каждого ребенка остается шанс проявить себя и в будущем, при высоких результатах в системе дополнительного обучения, стать учеником школы, а с другой стороны, значительно расширяется круг общения одаренных школьников с детьми разного уровня и с разными интересами. Задача социализации одаренных детей, таким образом, решается самым естественным образом.
Правда, в отличие от традиционных учреждений детского творчества, учеба в системе дополнительного образования при школе-пансионе предполагает обязательную аттестацию (оценку деятельности учащихся), по результатам которой плохо и нерегулярно работающие ученики отчисляются.
В таких видах работы (профессиональная, исследовательская, научно-прикладная деятельность) у учеников школы и «приходящих» учащихся формируются навыки делового и неформально-личностного общения, от отсутствия которого часто страдают одаренные дети.
Особое значение в рамках дополнительного образования имеют открытые экспедиции, лагеря, летние и выездные школы с приглашением родителей школьников. Ядро таких экспедиций должны составлять «высокомотивированные» студенты и школьники, выросшие в школе-пансионе и поддерживающие ту разновозрастную образовательную среду, которая столь необходима детям, склонным к интеллектуальной деятельности.
Для поиска одаренных детей серьезное значение имеет проведение очных и заочных конкурсов, олимпиад, интернет-конференций, конкурсов творческих работ. Особое внимание при этом следует уделять интернет- и заочным формам, так как многие дети со скрытой одаренностью малообщительны, привязаны к семье, дому и часто с компьютером общаются больше, чем с людьми.
Вторая задача. Для организации развивающей образовательной среды, позволяющей обучать детей, склонных к интеллектуальному труду, необходим высокий профессионализм всего коллектива педагогов и психологов. Кроме того, обязательными являются такие составляющие, как создание условий для осуществления научной деятельности, пусть даже в начальной форме, участие в реальных научных исследовательских и практических проектах, возможность выходить на практические результаты и видеть конкретные результаты своей работы (это и есть суть работы с одаренными учениками). Задачи обучения и социализации тесно переплетаются.
Для выполнения поставленной задачи необходимо:
приглашение преподавателей, способных вызывать и поддерживать настоящий интерес к предмету, выводить учеников на уровень научного познания. Эти люди сами должны заниматься наукой или быть близкими к ней и, главное, любить свое дело;
создание лабораторий, исследовательских центров, обеспечение неограниченного доступа к информации. Ведь ребенку важно всё «потрогать», «испытать»;
осуществление проблемного и проектного обучения. Наличие реальной деятельности в учебном процессе для этих детей особенно важно;
прописывание индивидуального маршрута для обучения каждого ученика школы, составление индивидуальных учебных планов, увеличение учебных предметов по выбору;
формирование в рамках школы такой обстановки, когда учеба престижна и любима, является естественным образом жизни. Еще раз подчеркнем важность организации общения в разновозрастных группах в процессе совместной деятельности.
Третья задача. В школе для одаренных детей необходимо создание развитой медико-психологической службы, которая предполагает включение в эту службу по крайней мере трех категорий специалистов: линейных психологов, психологов — руководителей тренинговых групп и врачей- гигиенистов.
Линейные психологи — это своего рода наставники, которые осуществляют эмоционально-личностную поддержку каждого ученика, в любой момент готовы помочь ему справиться с наступающим стрессом и предупредить разрушающее утомление. Эти психологи должны регулярно дежурить в школе.
Психологи — руководители тренинговых групп по специальной программе работают с учащимися, формируя у них навыки общения, креативности, саморегуляции. Именно в таких тренинговых группах создаются психологические условия для развития у каждого ученика способности и потребности в самоактуализации. Как указывалось выше, это главная цель и, соответственно, центральная задача школы для одаренных детей и подростков. Величина таких развивающих групп определяется задачами работы и варьирует от 3 до 15 человек.
Врачи и гигиенисты постоянно следят за физическим и психическим здоровьем учеников, предлагают оптимальные варианты школьного режима, внешкольных занятий, определяют благоприятные условия для самостоятельной работы и отдыха.
Опыт показывает, что создания благоприятных условий для развития и обучения одаренных детей самого по себе еще недостаточно. Сам процесс учебы так увлекателен, что нередко можно увидеть людей, находящих смысл жизни в самом этом процессе. Ориентация учеников на активное участие в общественной жизни — одна из основных задач школы. А для этого очень важно, чтобы ученики осознавали, ч т о им досталось в наследство, и понимали меру своей ответственности за судьбу о т е ч е с т в а, которая через некоторое время будет в их руках. Не «уроки патриотизма», а реальное участие в жизни страны — вот стержень учебно-воспитательной работы с одаренными детьми.
Школе «Интеллектуал» исполнился год. Анализ первых результатов, в том числе и первых ошибок, уже нами делается. Его описание - в наших следующих статьях.

Информация об авторах

Маркелов Евгений Владимирович, кандидат исторических наук, директор школы «Интеллектуал», ведущий научный сотрудник лаборатории одаренности, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586, e-mail: vinni-vi@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3612
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 1033
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6