Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9994Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 (35) / 2005 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста 1818

|

Слободчиков И.М.
доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, Институт психологии им. Л.С. Выготского Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
e-mail: il-grant@mail.ru

Аннотация

В статье дается анализ переживания одиночества в подростковом возрасте, рассматривается зависимость этого переживания от составляющих «Я-концепции» подросткового возраста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследуя переживание одиночества в подростковом возрасте, нельзя не остановиться на связи этого переживания с особенностями оформления «Я-концепции» подростка.

Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бернс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концеп-ция» становится более устойчивой, с другой стороны, «...претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации “Я-концепции”, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на “Я-концепцию” в пору юности» [1, с. 169].

В рамках исследования переживания одиночества именно последнее указание Р. Бернса является наиболее существенным. Совершенно логично утверждать, что смена социальной среды, ее расширение происходят не вдруг, а очень постепенно. Еще более постепенно меняется ее качество, сказывается влияние этой новой среды на подростка. Семья — микросоциум, который раньше занимал не просто большое, но почти абсолютное (во всяком случае выраженно доминантное) место в жизни ребенка, свое лидирующее значение утрачивает. Нередко именно процесс сепарации от семьи служит отправной точкой активизации переживания одиночества подростка. Это, безусловно, не означает, что семья как социальный фактор вообще утрачивает свое значение для подростка, уменьшается только степень ее влияния на построение модели собственной личности по сравнению с макросоциумом. Причем правильнее было бы говорить, что макросоциум приобретает большее влияние на подростка. Здесь важно отметить следующее: указанная закономерность носит зачастую не количественный, а качественный характер.

Литература
  1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. М., 1989.
  2. Грищенко Л. А., Алмазов Б.Н. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск, 1991.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика