Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8643Ключевые слова 21148 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экономические выгоды и психологические потери от проекта организации новых форм дошкольного образования 885

Обухова Л.Ф.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: mila-38@mail.ru

Кандакова Н.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и психофизиологии, Северодвинский филиал Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: avm@arh.ru

Сердюченко Г.С.
аспирантка, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: av3464@comtv.ru

Аннотация

Авторы рассматривают экономические, психологические, педагогические аспекты создания «нулевых классов» для детей 5-6 лет в рамках общеобразовательной школы. Показана иллюзорность решения проблемы обеспечения равного старта развития для детей путем введения «предшкольного образования». В статье представлены результаты исследования становления основных психических функций, необходимых для школьного обучения, на протяжении пятого, шестого и седьмого годов жизни ребенка.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Новые идеи в дошкольном образовании

Начиная с конца 1999 г. в нашей стране на основе экспериментальных исследований проводилась подготовительная работа по реорганизации системы дошкольного образования, вызванная резким снижением охвата детей услугами ДОУ. По мнению экспертов, создавшаяся ситуация привела к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи. В настоящее время исследования завершены и на их основе разработан проект, в котором предложено ввести новые, менее затратные формы работы с детьми предшкольного возраста в процессе их кратковременного, неполного пребывания в образовательных учреждениях разного типа. Рассмотрим все «за» и «против» такого решения. Аргументы «за» подчеркивают главным образом экономические выгоды от реализации этого проекта.

В эксперименте установлено, что кратковременный, но систематический режим пребывания ребенка в детском саду (максимум 3-4 часа в день) позволяет сэкономить бюджетные средства, снижает родительскую плату и вместе с тем делает услуги ДОУ более доступными для населения. Значительная экономия происходит благодаря сокращению затрат государства на питание детей и на заработную плату персоналу, обеспечивающему уход, обучение и воспитание детей во время их 10-12 – часового пребывания в детском саду на протяжении 3-4 лет дошкольного детства.

Высказано предположение, что дети из семей, требующих индивидуального подхода (неблагополучные, неполные, многодетные, молодые, семьи беженцев), в группах кратковременного пребывания (1 год) благодаря общению со сверстниками и целенаправленным занятиям с педагогами-профессионалами получат  возможность на бесплатной основе укрепить здоровье, продвинуться в познавательном, эмоционально-личностном, художественно-эстетическом развитии. Действительно, в результате создания подобных групп в ряде регионов РФ, где проводился эксперимент, было отмечено повышение охвата детей дошкольным образованием.

<...>

Литература
  1. Аронштам М. Нельзя учиться в школе с пяти лет // Известия. 2004. 10 дек.
  2. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максимен-ко М.Ю. и др. Методы нейропсихологичес-кого обследования детей 6 - 7 лет // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №2.
  3. Обухова Л.Ф., Каданкова Н.Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
  4. Терехов А. Недетский подарок: Государство сняло с себя ответственность за соблюдение прав ребенка // Новые известия. 2005. №62. 11 апр.
  5. Информация о результатах эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду // http://www.ed.gov.ru/do-sch/rub.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика