Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 2. С. 12–17
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развивающая предметная среда, старший дошкольный возраст, детский сад, подготовка дошкольников, психологическая готовность к школе, специфические виды деятельности ребенка, дошкольная образовательная среда
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 2. С. 12–17.
Полный текст
В России, по признанию мирового педагогического сообщества, в XX в. сложилась уникальная система дошкольного образования, которая решала социальные проблемы и обеспечивала всестороннее полноценное развитие детей от рождения до 7 лет.
В результате родители имели возможность работать, продолжать учебу; молодые, многодетные, неполные семьи пользовались определенными формами поддержки (прием детей в учреждения вне очереди, сниженная плата за пребывание детей в детском саду и др.). Система профилактического здравоохранения имела тесные контакты с детскими садами. Дети с ослабленным здоровьем бесплатно посещали санаторные детские сады. Процесс воспитания, обучения и развития детей происходил на основе научно обоснованных программ, с использованием необходимых методик. Существовали различные режимы функционирования учреждений: двенадцатичасовой, круглосуточный.
Ребенок воспитывается в семье и детском саду. Для ребенка семья - это то место, где он с первых дней ощущает заботу, доброжелательность, где складываются положительные эмоциональные взаимоотношения с близкими взрослыми. Это дает возможность ребенку чувствовать себя уверенным и защищенным, такой опыт остается с ним на всю жизнь.
Сильная сторона детского сада заключается не только в том, что с детьми работают педагоги-профессионалы, но и в том, что ребенок включается в детское сообщество, выстраивая в нем отношения партнерства с другими детьми, усваивая нормы взаимодействия с детьми и взрослыми, осознавая свои возможности и возможности других детей. Иными словами, детский сад обеспечивает полноценную социализацию ребенка.
В связи со сказанным становится понятным, почему лучше всего ребенок развивается, проживая свое детство в двух институтах - семье, создающей атмосферу его безусловного принятия, и в детском саду.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспекта дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) различных видов (с приоритетом одного или нескольких направлений развития детей; присмотра и оздоровления; компенсирующего и комбинированного видов и т. д.). Возникли образовательные учреждения «начальная школа - детский сад», дошкольные отделения при школах, центрах образования и др. Дошкольные образовательные учреждения стали работать, используя разные программы и технологии. Это стимулировало творчество педагогов, позволило системе образования более полно удовлетворять потребности населения.
Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствовало появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не опираются на базисное содержание.
В настоящее время базисное содержание дошкольного образования задано в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста», разработанной по заказу Министерства образования РФ сотрудниками Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца и изданной в 2004 г.
Произошедшие за последнее десятилетие изменения привели к сокращению охвата детей системой дошкольного образования в России (с 70 до 50 %), в основном за счет закрытия ведомственных учреждений.
А с начала 2005 г. российские детские сады, функционирующие в качестве государственных учреждений, лишились финансирования из федерального бюджета. Их содержание теперь целиком возложено на местные власти. Федеральный закон № 122 переводит детские сады из разряда безусловно поддерживаемых государством образовательных учреждений в разряд местных услуг, финансируемых за счет собственных средств муниципалитетов, многие из которых находятся в дотационных регионах. Местные бюджеты с трудом выделяют дошкольным учреждениям средства на мизерную зарплату и жилищно-коммунальные расходы. На необходимые игрушки, пособия, литературу и повышение профессиональной квалификации денег нет. Поэтому содержание детей почти полностью перекладывается на плечи родителей, что приводит к резкому повышению родительской платы, а значит, к оттоку воспитанников из дошкольных учреждений и увеличению числа безнадзорных детей, поскольку работать приходится не только родителям, но из-за мизерных пенсий также и старшему поколению.
Принятый Федеральный закон № 122 противоречит положению Конституции РФ о гарантированном государственном общедоступном бесплатном дошкольном образовании.
Все это послужило поводом для возникновения новых реформаторских идей, связанных с обоснованием введения обязательного обучения детей начиная с 5 лет для «выравнивания стартовых возможностей детей», поступающих в школу. В концептуальных документах Министерства образования и науки РФ предлагается ввести обязательное «предшкольное образование» детей, достигших возраста 5 лет, в учреждениях разного типа. Это, по сути, означает введение системы подготовки к школе как краткосрочного (один год) натаскивания детей по чтению, письму и математике, которое должен осуществлять специалист по предшкольному обучению.
Совершенно очевидно, что планируемый один год обучения не может заменить систематической воспитательно-образовательной работы с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, которая опирается на закономерности детского развития, ведущие виды деятельности ребенка на каждом этапе взросления (общение, предметная деятельность, игра) и тем самым обеспечивает формирование важнейших предпосылок школьного обучения.
Специальная подготовка детей к школе сводится в основном к обучению чтению, математике, часто письму. И родители вынуждены включать детей в раннее обучение такого типа, потому что начальная школа предъявляет завышенные требования к будущим ученикам. В результате даже тех детей, которые посещают детские сады, где с ними занимаются, родители водят на платные вечерние занятия, где 5-летние дети занимаются за партами в классе и получают домашние задания.
К сожалению, уже и во многие дошкольные образовательные учреждения приглашаются школьные учителя, работающие с детьми узконаправленно, с привлечением школьных методов обучения, а воспитатели широко используют тетради, содержание которых направлено на развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления и др.). Эта однонаправленная, не соответствующая возрасту и никак не мотивированная для ребенка деятельность не решает задач его развития.
Такая интенсификация обучения по школьному типу не создает предпосылок для успешного дальнейшего обучения детей в школе и отрицательно сказывается на их здоровье и желании учиться.
Необходимо напомнить, что в нашей стране уже есть отрицательный опыт раннего обучения детей. В 80-х гг. минувшего столетия была проведена большая исследовательская и экспериментальная работа по обучению шестилеток, охватившая почти 50 000 детей этого возраста. Дети обучались по различным учебным планам и программам, как в детском саду, так и в школе.
Результаты научных исследований, проведенных в ходе эксперимента психологами, физиологами, гигиенистами, педиатрами, ярко свидетельствовали о морфофункциональной и психологической незрелости 6-летних детей по сравнению с 7-летними; неготовности начальной школы к организации обучения шестилеток; специалистами отмечались преимущества условий детского сада для работы с детьми этого возраста.
Перед началом экспериментального обучения здоровыми были 39 % детей (1-я группа здоровья) и 95 % имели нормальное физическое развитие. После обучения в условиях, приближенных к школьным, у 92 % детей снизился вес, у 25 % — гемоглобин в крови, у 48 % ухудшилось нервнопсихическое здоровье. Более 50 % детей тяжело адаптировались к новым условиям, и в конце года около 38 % учащихся было отчислено из школы из-за психоневрологических отклонений.
Кроме того, по официальным данным Минздрава РФ, показатели здоровья детей, обучающихся в школе с 6 лет, значительно ниже, чем у детей, поступивших в школу в 7-летнем возрасте.
Таким образом, эксперимент показал нецелесообразность массового перехода детей к обучению с 6 лет. И федеральный закон «Об образовании» справедливо определяет срок поступления детей в школу: «.. .не ранее 6 лет 6 месяцев и не позднее 8 лет».
Сегодня обсуждается вопрос о специализированной интенсивной подготовке к школе детей с 5 лет, что очевидно неправомерно.
В свете всего сказанного необходимо рассмотреть истинную сущность подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно позволяет сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает его нормальное, гармоничное развитие, сохраняет радость детства.
Согласно основополагающим положениям теории деятельности, обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности определяют процесс его психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). Деятельность ребенка строит его психику. Это относится прежде всего к деятельности, являющейся ведущей в каждом психологическом возрасте (общение, предметная деятельность, игра).
Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды (С.Л. Новоселова). Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфически детских видов деятельности (А.В. Запорожец). Ни одна из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действий.
Дети 5-6 лет, согласно возрастной периодизации, относятся к дошкольникам. Это дети старшего дошкольного возраста, который в последнее время прямо связывается только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании.
Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться прежде всего как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальную.
Физическая готовность - это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность - это прежде всего произвольность поведения, сформированность общения, самооценки, мотивации учения.
Интеллектуальная готовность - это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления.
Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.
Формирование этих качеств непосредственно связано с выделением познавательных задач, которые для ребенка первоначально не выступают как самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. На занятиях в детском саду происходит постепенный переход от выполнения заданий, облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера.
Не менее важное условие успешности учения заключается в достаточной произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию мотивов учения. Произвольность поведения складывается прежде всего в игре, которая способствует переводу требований взрослого в потребности самого ребенка. Ребенок в игре учится подчиняться определенным правилам. Наряду с этим он учится выстраивать свои отношения с партнерами, осваивает принятые в культуре нормы поведения, что способствует его социализации.
Все сдвиги, возникающие в старшем дошкольном возрасте, психологические новообразования, являются результатом того пути развития, который ребенок прошел в предыдущие годы. Наиболее важные из достижений этого периода - появление новых мотивов поведения, формирование иерархии мотивов - складываются в игре, ведущем виде деятельности ребенка-дошкольника.
В недрах игры рождается учебный мотив. В игре ребенок познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.
В игре формируется также необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, т. е. способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуаций, приобретаемый ребенком в игре, в дальнейшем приводит к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления (А.В. Запорожец). Целью учебной деятельности, как известно, является усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.
Необходимо сохранить реально существующую специфику игры и обучения, обеспечивая простор для реализации позитивных детских замыслов.
Игра как специфически детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры (дидактическая, сюжетно-ролевая, режиссерская и т. п.) выполняет свои функции в развитии ребенка. Стирание грани между обучающими и самодеятельными играми может привести к негативным результатам. Вследствие подчинения игры решению дидактических задач исчезают самодеятельные игры из жизни детского сада и снижается познавательная мотивация, которая является важным моментом формирования учебной деятельности. Известно, что в игре дети осваивают назначение предметов и способы действий с ними, а также доступный смысл человеческих взаимоотношений. И поэтому недопустимо лишение детей такого пласта общечеловеческой культуры путем перекладывания на игру функции обучения.
Школа предлагает ребенку систему обобщенных знаний, усвоить которые можно только при условии, что само мышление детей достигло соответствующей степени обобщенности.
В старшем дошкольном возрасте мышление ребенка, приобретая некоторые черты обобщенности, остается образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы образного мышления, формирующиеся в старшем дошкольном возрасте, являются итогом умственного развития дошкольника, который подводит его к порогу логики (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер).
Возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют проводить специализированное обучение началам грамоты и математики в рамках общего режима детского сада. Однако это обучение существенно отличается от школьного как его основной целью, так и методами проведения. Целью здесь является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения детей этого возраста опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.
Все эти фундаментальные методологические и психологические положения являются базовыми для разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на создание равных стартовых возможностей для детей, приходящих в школу.
Прежде всего должны быть разработаны Единые требования, отражающие базисное содержание воспитания и обучения детей 5-6 лет. Они станут основой образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста, независимо от типов и видов учреждений, посещаемых детьми.
Базисное содержание должно включать следующие образовательные направления: физическое развитие и укрепление здоровья, социально-нравственное, эстетическое, познавательное развитие и развитие речи.
В Единых требованиях должно четко определяться соотношение объемов образовательной работы по каждому из выделенных направлений в зависимости от значения того или иного содержания для общего развития ребенка. Исходя из этого, например, при двух занятиях грамотой и двух занятиях математикой в неделю обязательными являются организация игр и двигательной активности, рисования, пения, конструирования, театрализованной деятельности, чтения книг, слушания музыки и др. Иначе говоря, занятия грамотой и математикой не должны преобладать, а их результатом должны стать не столько сформированные навыки чтения, счета, сколько общее развитие детей (развитие фонематического слуха, начал логического мышления и др.).
Для педагога базисное содержание должно быть представлено в форме задач, предполагающих три вектора решения: 1) непосредственные воспитывающие и обучающие воздействия педагога на детей; 2) организация педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой; 3) организация педагогом предметной среды, инициирующей детское экспериментирование и постановку проблем.
Требования, выраженные в базисном содержании, должны предусматривать вариативность их реализации (учет климатических условий, национальных и культурных традиций разных регионов РФ).
Кроме того, должны быть разработаны методические рекомендации, акцентирующие внимание педагогов на основных принципах работы с детьми дошкольного возраста: уход от жестко регламентированного обучения школьного типа; обеспечение двигательной активности детей в различных формах; создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее; широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций; выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой и т. д.
Литература
- Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. М., 1986.
- Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Кольцовой, М.В. Антроповой. М., 1983.
- Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе: Опыт физиологического и гигиенического исследования / Под ред. О.А. Лосевой. М., 1987.
- Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978.
- Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 2004.
- Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. М., 2003.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3028
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1639
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2