Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 3. С. 56–67
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Взаимосвязь уровня креативности человека и его отношения к продуктам творческой деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: отношение, креативность, творчество, барьеры творческой деятельности
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Красило Т.А. Взаимосвязь уровня креативности человека и его отношения к продуктам творческой деятельности // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 3. С. 56–67.
Фрагмент статьи
Проблема способности к творчеству всегда вызывала большой интерес и получила всестороннюю разработку в психологических исследованиях. Несмотря на огромное разнообразие полученных результатов в исследованиях вопроса о факторах, связанных с творческой деятельностью и проблемой становления творческой личности, в психологической литературе можно выделить наиболее авторитетные представления по данной проблеме. Большинство исследователей утверждают, что креативность (способность к творческой деятельности) связана с положительным восприятием любых новых идей, т. е. с некоторой отсроченностью реальной проверки их истинности и адекватности конкретным условиям поставленной задачи, задержкой критической экспертизы и оценки. В исследовании связи отношений и способностей вообще (включая способность к творчеству) большинство отечественных авторов делали акцент на отношении к самой выполняемой деятельности. В частности, В.Н. Мясищев говорил об огромной роли склонности как избирательном положительном отношении к деятельности. Склонность означает, что деятельность привлекает, доставляет удовольствие, радость, удовлетворение. Высшей степенью склонности является увлечение деятельностью [9].
На языке теории деятельности смысл высказанных выше исследовательских установок осваивается и развивается в понятиях потребности и мотива, значение которых в исполнении любой деятельности сложно переоценить. Однако существуют факты, говорящие о том, что для творческой деятельности бывает недостаточно одного мотива (положительного отношения к деятельности, интереса, склонности). Кроме наличия побуждения к творческой деятельности для ее осуществления необходимо также отсутствие преград.
<...>
Литература
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
- Вертгеймер М. Открытие Галилея // Хрестоматия по общей психологии. Субъект познания. М., 1998.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
- Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. №5.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
- Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Субъект познания. М., 1998.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человечеcкой психики. СПб., 1997.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
- Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2417
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 741
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7