Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Творческая деятельность в обучении иностранным языкам. Идеи и практический опыт 822

Савинкина Н.Б.
кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и истории образования факультета педагогического образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: nasavin@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена роли учебного творчества при обучении иноязычной речевой деятельности по методу активизации Г.А. Китайгородской. Излагается понимание творчества как процессов внутренней активизации личности в проблемной ситуации. В связи с этим делается вывод об эффективности включения элементов творчества в учебный процесс, в данном случае в обучение иноязычной речевой деятельности. Рассматриваются условия, создаваемые для стимуляции речевой активности и креативности учащихся на занятиях по методу активизации, показывается производимый ими эффект. Дается сопровождаемое примерами описание используемых при обучении по данному методу творческих заданий, выполнение которых требует от учащихся самостоятельного выстраивания речевого поведения на иностранном языке. Доказывается, что эффективность обучения иноязычной речи по методу активизации связана с развитием креативности. Обосновывается необходимость присутствия элементов творчества и творческих заданий в любом учебном процессе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понимание творчества и креативности в данном подходе. Мы опираемся на представленное в психологической науке понимание творчества как процессов интеллектуальной активизации личности, направленных на поиск решения в ситуации незавершенности и неопределенности и связанных с преобразованием имеющегося опыта, с преодолением стереотипов, а также со спонтанностью [2, 3, 13]. Креативность, или способность к творчеству, понимается нами как всестороннее своеобразное мышление, способное воспринимать и учитывать разнообразие факторов и работать на их сближение.

А.Г. Маслоу считал, что «обучение через творчество» может быть чрезвычайно полезно, поскольку оно способствует развитию креативной личности, готовой принять новое, умеющей импровизировать, не боящейся перемен. «В данном случае я рассуждаю об обучении через творчество не потому, что оно добилось каких-то достижений, а потому, что оно, при правильной постановке вопроса, может стать альтернативой всем другим видам обучения. То есть, вместо того чтобы продолжать относиться к нему как к элитарному изыску, как к неуместной роскоши, как происходит это сейчас, мы можем обратиться к нему со всей серьезностью, доработать его и добиться таких результатов, о которых сегодня можно только догадываться… Именно поэтому меня интересует обучение через творчество — мне представляется, что в нем заложены большие возможности» [9, с. 69].

Литература
  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.
  3. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
  4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. Спб., 1999.
  6. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения. М.; Смоленск, 1997.
  7. Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.
  8. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория и практика. М., 1992.
  9. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.
  11. Смирнова Т.Н. Немецкий язык: Интенсивный курс. М., 1997.
  12. Савинкина Н.Б. Творчество как основа интенсивного обучения иностранным языкам // Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня. Ч. 1. М., 1997.
  13. Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
  14. Сsikszentmihalyi M. Kreativitat. Wie Sie das Unmogliche schaffen und Ihre Grenzen uber-winden. Stuttgart, 1997.
  15. Drucker P.F. Adventures of a Bystander. N. Y., 1997.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика