Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10657Новости 2027Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (49) / 2008 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q2
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагога 2089

|

Митина Л.М.
доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8407-0978
e-mail: mitinalm@mail.ru

Аннотация

В статье ставятся вопросы о положении учителя в современном обществе, в реформируемой системе образования, в общности «учитель-ученик». Отмечается, что модернизация системы образования оказывается малоэффективной в связи с такими изменениями в ее содержании, при которых формирование нравственной основы личности, духовных ценностей, отечественных традиций остается за рамками педагогического процесса. Обращается внимание, что сегодня в эпоху информатизации, компьютеризации и технократизации особенно остро ощущается потребность в педагоге как личности и профессионале, способном научить учащихся сосуществовать и взаимодействовать друг с другом, сформировать верное представление о себе самом, сделать правильный (нравственный!) выбор в жизни. Делается вывод, что профессиональное развитие педагога должно быть достаточным для решения самых существенных экзистенциальных проблем человеческого бытия. Именно на это направлено одно из коренных условий непрерывного педагогического образования – «психологизация» учительского сознания и деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Эмпирические причины связаны с тем, что восприятие фигуры учителя опосредуется  бытующими до сих пор мифами, априори наделяющими педагога позитивными характеристиками, а его труд – преимущественно развивающими возможностями. Кроме того, моральной компенсацией за явно неадекватную оценку труда учителя со стороны государства выступали декларативные высказывания о его высокой миссии, о творческом характере педагогической профессии. Признание того, что многие учителя несут в себе риск деформаций учащихся, вступало бы в диссонанс с этими декларациями. Причиной теоретического характера мы считаем трудноразличимость должного и сущего в деятельности педагога, вследствие чего основное внимание в науке уделялось позитивной профессионализации учителя, т. е. рассмотрению его профессионального пути как трудного, не прямолинейного, но стратегически направленного на развитие и самоактуализацию. Но это далеко не так.

Проблема вариативности (альтернативности) стратегий профессионализации педагогов является сегодня наиболее актуальной. В концепции профессионального развития личности выделяются две модели профессионального труда учителя:

  1. адаптивного поведения;
  2. профессионального развития.

Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее (и приводящее) к стадии профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которой лежит внешняя детерминация, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм.

Предупреждение (или преодоление) сравнительно быстро наступающей профессиональной стагнации обеспечивает альтернативная модель – модель профессионального развития учителя, где фактором развития педагога является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. ...

Литература
  1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы). М., 1994.
  2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  3. Митина Л. М. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.
  4. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2003.
  5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
  6. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005.
Статьи по теме

Психология образования  |  Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Хакимов Э.Р., Хухлаева О.В., Александрова Е.А., Кривцова А.С., Лейбман И.Я., Усубян Ш.А.

Измерение межкультурной компетентности педагога: разработка и апробация Теста ситуационных суждений ТСС-МКК

CrossRef doi:10.17759/pse.2021260603

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика