Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя 1418

Моросанова В.И.
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: morosanova@mail.ru

Фомина Т.Г.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия
e-mail: tanafomina@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются результаты применения дифференциально-регуляторного подхода к анализу специфики педагогического взаимодействия учителя. Выдвинута гипотеза, что влияние коммуникативных свойств личности на специфику педагогического взаимодействия опосредствовано развитием и стилевыми особенностями осознанной саморегуляции учителя. Представлены результаты исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции и общительности педагогов (312 человек), предложена оригинальная регуляторно-коммуникативная типология учителей, выявлена специфика саморегуляции и общительности учителей, ориентированных на учебно-дисциплинарную и личностную модели педагогического взаимодействия. Показано, что для учителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия, характерна тенденция к более высокому развитию осознанной саморегуляции, интегрированность показателей коммуникативных свойств и саморегуляции достижения целей как обучения, так и воспитания; большая эмоциональная включенность в процесс взаимодействия и направленность на сотрудничество.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретикометодологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987.
  3. Крупно А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. М., 2007.
  4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.– Нальчик, 1996.
  5. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М., 2004.
  6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М., 2010.
  7. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3.
  8. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. № 3.
  9. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М., 2007.
  10. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма: новый взгляд // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития. М., 2004.
  12. Осадчук О.Л. Регулятивная компетенция как результат профессиональной подготовки педагога // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 1 (79).
  13. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 5.
  14. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / под ред. В.Г. Маралова. М., 2005.
  15. Плахотникова И.В. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуальнотипических проявлениях саморегуляции произвольной активности // Журнал прикладной психологии. 2004. №1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика