Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Уровневый характер понимания научного текста 1873

Иванова В.П.
кандидат психологических наук, доцент Кыргызско-Российского славянского университета им. Б. Н. Ельцина
e-mail: valentine.ivanova@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются характеристики научного текста, его свойства и связанные с ними особенности его понимания. Представлены материалы исследования, целью которого было выявление уровневого характера понимания текста и определение возможности его осмысления, выявление механизмов, способствующих эффективному пониманию текста. Предполагалось, что обучение студентов рациональным и обобщенным способам решения текстовых задач с опорой на уровневое понимание научного текста приведет к его адекватному осмыслению. В экспериментальном исследовании приняли участие 326 студентов-психологов различных курсов (в возрасте от 17 до 22 лет). С помощью констатирующего эксперимента выявлена несформированность умений работать с научным текстом, низкий коэффициент его понимания. В процессе формирующего эксперимента были определены стратегии понимания научного текста, обеспеченные определенной системой учебных действий; обнаружен уровневый механизм общей стратегии понимания текста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема понимания является комплексной, относящейся к общей и педагогической психологии, психолингвистике и социальной психологии, актуальной для решения проблем познания, общения, учения и профессиональной деятельности. Она приобрела особую актуальность в последнее время, потому что стал очевидным факт необходимости глубокого и сознательного осмысления большого количества информационных источников. Исследование проблемы понимания актуально и для образовательного процесса высшей школы, поскольку студенты имеют дело не только с учебными, но и с научными текстами.
Цель данной статьи – рассмотрение понимания научного текста как уровневого процесса и условий его понимания студентами, являющегося основной формой существования научного знания, в котором материально зафиксирована человеческая мысль.

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 2 / Под ред. К.М. Гуревич, В.И. Лубовского. М., 1982.
  2. Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1979.
  3. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975.
  4. Брудный А.А. Наука понимать. Бишкек, 1996.
  5. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Под ред. А.Р. Лурии. М., 1977.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.
  7. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985.
  8. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
  9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  10. Иванова В.П. Интеллектуальная культура личности студентов: стратегия и практика. Бишкек, 2007.
  11. Клычникова З.И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи (психология чтения). Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 1974.
  12. Наролина В.И. К проблеме уровней понимания // Вопросы психологии. 1982. № 3.
  13. Рубинштейн С.Л. О понимании // Проблемы общей психологии. М., 1973.
  14. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1987.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика