Проблема психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности

1622

Аннотация

Показана актуальность проблемы психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Рассматривается ее специфика в контексте структуры профессиональной деятельности, дается определение и показана ее структура, функциональные блоки психологической готовности к педагогической деятельности, а также представлено описание составляющих ее компетенций, выделены ее уровни, перечислены факторы, влияющие на ее успешное формирование.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая готовность , компетенции и компетентностный подход

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мычко Е.И., Зёлко А.С. Проблема психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 23–27.

Полный текст

Система образования в России развивается с учетом новых ценностей, иных ориентиров общества, направленных на субъектсубъектную позицию, диалоги, интеграцию взаимодействия, а также на конкурентоспособность, мобильность, высокую компетентность его субъектов. Трансформации, происходящие в современном обществе, темпы развития, внедрение инновационных технологий привели высшее профессиональное образование к необходимости подготовки творческой личности, способной своевременно и адекватно воспринимать и оценивать новую информацию, самостоятельно принимать решения, генерировать оригинальные профессиональные идеи. В связи с этим в отечественном образовании предъявляются более высокие требования как к организации педагогического процесса, внедрению и реализации передовых инновационных технологий, так и к выявлению эффективных путей формирования личности самого педагога. Современный учитель должен обладать гибкостью, особым стилем мышления, быть способным к новаторской профессиональной деятельности, самосовершенствованию и личностному развитию.

В последнее время проблема психологической готовности человека к включению в новую для него деятельность активно разрабатывается в психолого-педагогических исследованиях, рассматриваясь как важное условие эффективного выполнения человеком своих обязанностей, успешного применения имеющихся знаний, реализации личных качеств, сохранения самоконтроля и способности своевременно реагировать на предъявляемые требования.

Понятие «готовность» широко используется в психолого-педагогической литературе и обозначается как установка (Д. Н. Узнадзе), наличие у субъекта определенных способностей (Б. Г. Ананьев), как комплекс личностных свойств (В. А. Крутецкий), условие и регулятор деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович) и т. д.

В зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности готовность также рассматривается в разных аспектах. В частности, по отношению к определенному виду деятельности она понимается как «мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижения социально-значимых целей, результатов» [3].

Анализ состояния проблемы готовности личности к профессиональной деятельности показал, что это особое психическое состояние и относительно устойчивая характеристика личности. Несмотря на разнообразие подходов к изучению ее форм, все специалисты сходятся в том, что это предрасположенность субъекта ориентировать свою профессиональную деятельность определенным образом.

В данной работе под готовностью понимается «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности в условиях специфической профессиональной ситуации и стремящейся ее выполнять» [1, с. 99].

Рассматривая структуру готовности, ученые выделяют в ее содержании следующие взаимосвязанные между собой компоненты [8]:

– мотивационный, который проявляется в потребности успешно выполнять поставленные задачи, в интересе к деятельности, вариантах ее осуществления, стремлении к успеху; ориентационный, включающий знания и представления о специфике деятельности и условиях ее осуществления;

– операциональный, предполагающий овладение приемами и способами деятельности, необходимыми умениями и навыками;

– волевой, отражающий внутреннюю потребность индивида в управлении действиями;

– оценочный, предполагающий самооценку своей подготовленности и релевантности процесса решения профессиональных задач поставленным целям.

По мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича [4], именно эти составляющие психологической готовности личности к деятельности определяют успешность выполнения ею профессиональных функций.

Важным элементом психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности являются ее функциональные блоки. В частности, Е. В. Величко, рассматривая проблему психологической готовности учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности, выделяет функциональные блоки:

1) личностно-мотивационный, к которому относятся профессионально важные качества, определяющие отношение к профессиональной деятельности;

2) представление о целях профессиональной деятельности: качества, определяющие понимание и принятие задач, цели профессиональной деятельности;

3) представление о содержании деятельности и способах ее выполнения: знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной деятельности;

4) информационный, в который включены свойства, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности;

5) управление деятельностью и принятие решений: качества, обеспечивающие планирование, контроль и оценку собственной профессиональной деятельности [2].

Каждый блок включает ряд таких профессионально важных качеств, которые могут оказывать значимое влияние на успешность профессиональной педагогической деятельности. При этом речь идет как о достижении студентами достаточного уровня знаний и умений, составляющих основу компетентности, так и о формировании в психологической подготовке основ профессионализма будущего специалиста.

Это означает, что в условиях современности проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности может успешно решаться в рамках компетентностной парадигмы образования, которая предполагает в качестве главного образовательного результата формирование мотивированной, компетентной личности, которая способна быстро ориентироваться в динамичном информационном пространстве.

Анализ результатов применения компетентностного подхода в образовании1 позволяет утверждать, что категория «готовность» широко представлена в перечне выделяемых компетенций. Так, в рамках педагогической деятельности на начальной ступени общего образования выделяются компетенции (ПКНО), отражающие данную категорию:

– готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);

– готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5);

– готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);

– готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7).

Согласно классификации И. А. Зимней [6] выделяются три основных группы компетенций:

– относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

– относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

– относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

По мнению В. Л. Бозаджиева [1], формирование у будущего специалиста профессиональных компетенций предполагает осуществление его психологической подготовки к выполнению профессиональных действий в реальной специфической социальнопрофессиональной ситуации. Вне такой психологической подготовки возникнут серьезные трудности в реализации способностей субъекта, применении им на практике знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в высшем учебном заведении.

При формировании готовности будущего профессионала в процессе подготовки в вузе может складываться самооценка возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями; формируются установки на осознание профессиональных целей и задач; определяются особые способы выполнения профессиональной деятельности и отрабатываются варианты соответствующего профессионального поведения.

Более того, в работе О. Б. Крушельницкой выделяется также готовность к профессиональной диагностике не только индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся, но и всесторонних аспектов групповой активности всех, кто работает или учится в образовательном учреждении [7].

Это позволило специалистам выделить уровни готовности и описать их содержание:

1) высокий (самостоятельность в постановке и решении новых задач, адекватность оценки и самооценки профессионально важных качеств, способность к эффективному решению задач в условиях дефицита времени и т. д.);

2) средний (средний уровень проявления приведенных качеств);

3) низкий (неумение самостоятельно ставить и решать затруднительные задачи, неадекватная оценка и самооценка профессионально важных особенностей деятельности) [5].

В заключение отметим, что психологическая готовность существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Она может являться результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступать регулятором успешности профессиональной деятельности.

Таким образом, подводя итоги нашего обсуждения выделенной проблемы, можно отметить, что психологическая готовность в большинстве случаев понимается как комплексное психологическое образование, как симбиоз операциональных, функциональных и личностных компонентов. Изучение этой проблемы имеет не очень давнюю историю. В частности, отечественные исследования общей проблемы готовности к труду в России начались в 50-е годы прошлого века, что было связано с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда (Б. Г. Ананьев, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, Д. Н. Узнадзе, К. К. Платонов и др.).

Наличие разных точек зрения на эту проблему можно объяснить тем, что рассматриваются разные виды готовности. Также здесь имеет значение, к какому конкретно виду деятельности относится та или иная готовность. В качестве примера можно взять психологическую готовность к педагогической деятельности, которая отражена в ряде компетенций в рамках начальной ступени общего образования (ПКНО). Следовательно, при определении структуры готовности к педагогической деятельности необходимо учитывать специфику данной деятельности и факторы, влияющие на структурные компоненты психологической готовности.

Уровень развития компонентов психологической готовности в данном случае не только отображает функциональную надежность психики человека в условиях деятельности, но и обеспечивает адекватное выполнение поставленных перед ней задач. Критериями определения сформированности психологической готовности к определенным видам деятельности могут быть уровни развития отмеченных выше компонентов – мотивационного, ориентационного, операционального, волевого, оценочного. Процесс формирования психологической готовности к профессиональной деятельности может рассматриваться сквозь призму компетентностного подхода в высшей школе. Он сопровождается развитием отношений, установок, знаний, умений и навыков, профессионализма, которые позволяют будущему специалисту успешно осуществлять выбранную деятельность.

Литература

  1. Бозаджиев В. Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 98–99.
  2. Величко Е. В. Психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профес- сиональной деятельности и ее диагностика // Пе- дагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 203–207.
  3. Гудков Е. А. Формирование готовности буду- щего учителя технологии и предприниматель- ства к инновационной деятельности: Дисс. … канд. пед. наук / Оренбург, 2000. С. 20.
  4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психоло- гические проблемы готовности к деятельности. Минск, 2008.
  5. Жукова Е. Ф. Психолого-педагогический ана- лиз категории «Психологическая готовность» // Известия ТПУ. 2012. Т. 320. № 6. С. 117–121.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – но- вая парадигма результата образования // Элек- тронная версия: http://aspirant.rggu.ru/article. html?id=50758 [дата обращения 30.03.2013].
  7. Крушельницкая О. Б. Условия повыше- ния готовности специалистов к социально- психологической работе в образователь- ном учреждении // Психологическая нау- ка и образование. 2012. № 1. // Электрон- ная версия: http://www.psyedu.ru/files/articles/ psyedu_ ru_2012_1_2795.pdf [дата обращения 14.08.2013].
  8. Лунегова Е. К. Проблемы формирования у бу- дущих специалистов социальной сферы пси- хологической готовности к работе с детьми- инвалидами // Вестник Казанского технологиче- ского университета. 2006. № 4. С. 304–309.

Информация об авторах

Мычко Елена Иосифовна, Заведующая кафедрой образовательных технологий Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, Калининград, Россия, e-mail: EMychko@kantiana.ru

Зёлко А.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Балтийского федерального университета им. И. Канта

Метрики

Просмотров

Всего: 3142
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1622
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1