Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8838Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в Соединенных Штатах Америки и России 2212

Эстербрук Р.Л.
доктор педагогических наук, руководитель, Ассоциация «Глобальные бихевиоральные решения», Вирджиния, США
e-mail: bigrick4319@gmail.com

Эстербрук С.А.
кандидат психологических наук, зам. руководителя по международным связям, Ассоциация "Глобальные бихевиоральные решения", Вирджиния, США
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5653-7892
e-mail: lana1130@yahoo.com

Дрейфус А.
директор, Центр по обучению и терапии для детей с аутизмом им. Сарры Долли (Вилла Св. Джозефа)
e-mail: dreyfus@gmail.com

Карпекова Т.А.
доктор психологических наук, учитель начальных классов, государственное учреждение образования «Средняя школа №39», Могилев, Беларусь
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4858-1874
e-mail: tkarpiakova@yahoo.com

Солдатенкова Е.Н.
аспирант факультета психологии образования, педагог-психолог, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: ElenaSol08@mail.ru

Аннотация

Представлен анализ теоретических принципов и методологических подходов в рамках научно-исследовательских школ США и России, являющихся основой для формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Авторами рассматриваются индикаторы коммуникативных нарушений у детей с РАС, а также основные направления по их преодолению в контексте метода анализа вербального по- ведения (Б.Ф. Скиннер, М.Л. Сандберг, Дж.У. Партингтон, М.Л. Барбера – США), традиций культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин – Россия), рефлексивно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.К. Зарецкий – Россия), теории системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия – Россия) и метода замещающего онтогенеза (Б.А. Архипов, А.В. Семенович – Россия). Статья позволяет увидеть, что, несмотря на различие в методологии российской и американской научных школ, важным является то, что научно- исследовательские школы нацелены на решение социальной проблемы в виде включения детей с РАС в общество за счет развития их коммуникативных способностей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Интерес к изучению развития природы человека пронизывает все эпохи со времен возникновения нашей цивилизации. Центральное место среди ключевых проблем развития занимает «безумие детства» [4, с.13] – дисгармоничное развитие или расстройство аутистического спектра (РАС).

Литература
  1. Алехина С.В., Солдатенкова Е.Н. Технология развития коммуникации детей с РАС как составляю- щая инклюзивной практики // Материалы III Между- народной научно-практической конференции «Ин- клюзивное образование: результаты, опыт, пер- спективы» (24–26 июня 2015 г.) / Под ред. С.В. Але- хиной. Москва: МГППУ, 2015. С. 470–478.
  2. Архипов Б.А, Эльконин Б.Д. Язык антропотех- нического  (посреднического)  действия.  Ежегодник «Антропопраксис». Т. 3. Ижевск: Издательский дом ERGO, 2011. С. 5–16.
  3. Аутизм в детстве. Лечение и реабилитация. [Электронный ресурс] // Библиотека НЦПЗ РАМН. URL: http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/2/chapter/35 (дата обращения: 08.08.2016).
  4. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ран- ним детским аутизмом [Электронный ресурс] // Аль- манах «Исцеление»: Для врачей, педагогов и ро- дителей детей с неврологической инвалидностью. М., 1993. С. 161–165. URL: http://www.autism.ru/read. asp?id=12&vol=0 (дата обращения: 08.08.2016).
  5. Беррес Фридерик Скиннер [Электронный ресурс] // Психология для тебя: теория и практика. Био- графии ученых. URL: http://aboutyourself.ru/osnovy- psixologii/biography/berres-frederik-skinner.html (дата обращения: 08.08.2016).
  6. Богдашина О.Б. Communication in Autism: Do we speak the same language? (лекция для студентов, специалистов, родителей детей c аутизмом) [Элек- тронный ресурс] // Сибирский вестник специально- го образования. 2012. № 2(6). URL: http://sibsedu. kspu.ru/upl/6/bogdashina_lec.pdf (дата обращения: 08.08.2016).
  7. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровско- го. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 496 с.
  8. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченно- го (статья вторая) // Культурно-историческая психо- логия. 2015. Т. 11. № 1. С. 117–126.
  9. Выготский Л.С. Исторический смысл психологи- ческого кризиса // Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо-Пресс, 2003. С. 41–190.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давы- дова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под. ред. А.М. Ма- тюшкина. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
  12. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. // Со- брание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1982. 369 с.
  13. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинское и пе- дагогическое воздействие. М.: Владос, 2002. 144 с.
  14. Зарецкий В.К. Становление и сущность реф- лексивно-деятельностного подхода в оказании кон- сультативной психологической помощи // Консуль- тативная психология и психотерапия.  2013.  №  2. С.  8–37.
  15. Карпекова Т.А., Хазей-Эстербрук С.А., Эстер- брук Р.Л. Поведенческие стратегии и методы в об- учении детей и подростков с нарушениями аутисти- ческого спектра // Философско-педагогические про- блемы непрерывного образования: сб. научных ста- тей / Под ред. М.И. Вишневского, Е.И. Снопковой. Мо- гилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2015. С. 151–155.
  16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959. 496 с.
  17. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их на- рушение при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М.: Из-во МГУ, 1962, 1969. 431 с.
  18. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и ме- тодические материалы. М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МО- ДЭКС», 2001. 160 с.
  19. Медведев А.М., Жуланова И.В. Прототипы субъ- ектного действия // Культурно-историческая психо- логия. 2010. № 1. С. 18–26.
  20. Многоосевая классификация психических рас- стройств в детском и подростковом возрасте. Клас- сификация психических и поведенческих рас- стройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003. 407 с.
  21. Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образо- вание. 1996. № 3. С. 100–109.
  22. Семенович А.В., Архипов Б.А. Методологиче- ские аспекты нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития // Материалы Всероссий- ской научно-практической конференции и семинара «Проблемы специальной психологии и психодиаг- ностика отклоняющегося развития» (Москва, 25–27 ноября 1998). М.: МГПУ, 1998. С. 92–115.
  23. Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский – Д.Б. Элько- нин: знаковое опосредствование и совокупное дей- ствие // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 57–63.
  24. Эстербрук С., Эстербрук Р. Эффективные мето- ды диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями // Развитие личности. 2013. № 3. С. 152–163.
  25. Alekhina S. Soldatenkova  E..  The  development of communication as a condition for inclusion of chil- dren with autism in education // 9th International Technology, Educationand Development Conference March 2nd–4th, 2015. Madrid, Spain. URL: http:// www.inclusive-edu.ru/content/File/alehina/raboty/ publikaciya_alehina_s soldatenkova_e_.pdf (дата об- ращения: 15.06.2016).
  26. Barbera M.L. The Verbal Behavior Approach. Lon- don & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2007. 199 p.
  27. Bondy A. Frost L. Educational Approaches in pre- school: Behavior techniques in a public school setting. In E. Schopler & G.Mesibov (Eds.), Learning and Cog- nition in autism. New York: Plenun, 1995. Р. 311–333.
  28. Carbone V.Selected Topics in Applied Behavior Analysis and The Analysis of Verbal Behavior. Florida, Gainesville: Behavior Analysis Support Services, Inc, 2014. 637 p.
  29. Carr J.E., Firth A.M. The Verbal Behavior approach to early and intensive behavioral intervention for autism: A Call for Additional Empirical Support // Journal of Early and Intensive Behavioral Intervention. 2005. № 2 (1). Р. 18–26.
  30. Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied Behavior Analysis (2nd ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2007. 708 p.
  31. Drash P.W., Tudor R.M. An Analysis of Autism as a Contingency–shaped Disorder of Verbal Behavior // The Analysis of Verbal Behavior. 2004. № 20. Р. 5–24.
  32. Frea W.D., Vittimberga G.L. Behavioral Interven- tions for Children with Autism // J. Austin, J.E. Carr (Eds.), Handbook of Applied Behavior Analysis. Reno, Nevada: Context Press, 2000. Р. 247–273.
  33. Johnston J.M., Pennypacker H.S. Strategies and tactics for human behavioral research (2nd ed.). Hills- dale, NJ: Erlbaum, 1993. Р. 23–29.
  34. Lovaas O.I. Behavioral treatment and normal educa- tional and intellectual functioning in young autistic chil- dren // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1987. № 55. Р. 3–9.
  35. Skinner B.F. Verbal Behavior. New-York; Appleton: Appleton-Century, 1957. 470 p.
  36. Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching language to children with autism or other developmental disabili- ties. Pleasant Hill, CA: Behavior Analysts, Inc, 1998. 246p.
  37. World Health Organization. (International classifica- tion of functioning, disability, and health. Geneva, Swit- zerland: Author, 2001. Р.6–21.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика