Эстербрук Р.Л. доктор педагогических наук, руководитель, Ассоциация «Глобальные бихевиоральные решения», Вирджиния, США e-mail: bigrick4319@gmail.com
Эстербрук С.А. кандидат психологических наук, зам. руководителя по международным связям, Ассоциация "Глобальные бихевиоральные решения", Вирджиния, США ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5653-7892 e-mail: lana1130@yahoo.com
Дрейфус А. директор, Центр по обучению и терапии для детей с аутизмом им. Сарры Долли (Вилла Св. Джозефа) e-mail: dreyfus@gmail.com
Карпекова Т.А. доктор психологических наук, учитель начальных классов, государственное учреждение образования «Средняя школа №39», Могилев, Беларусь ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4858-1874 e-mail: tkarpiakova@yahoo.com
Солдатенкова Е.Н. ведущий специалист, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: soldatenkovaen@mgppu.ru
Представлен анализ теоретических принципов и методологических подходов в рамках научно-исследовательских школ США и России, являющихся основой для формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Авторами рассматриваются индикаторы коммуникативных нарушений у детей с РАС, а также основные направления по их преодолению в контексте метода анализа вербального по- ведения (Б.Ф. Скиннер, М.Л. Сандберг, Дж.У. Партингтон, М.Л. Барбера – США), традиций культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин – Россия), рефлексивно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.К. Зарецкий – Россия), теории системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия – Россия) и метода замещающего онтогенеза (Б.А. Архипов, А.В. Семенович – Россия). Статья позволяет увидеть, что, несмотря на различие в методологии российской и американской научных школ, важным является то, что научно- исследовательские школы нацелены на решение социальной проблемы в виде включения детей с РАС в общество за счет развития их коммуникативных способностей.
Интерес к изучению развития природы человека пронизывает все
эпохи со времен возникновения нашей цивилизации. Центральное место среди
ключевых проблем развития занимает «безумие детства» [4, с.13] – дисгармоничное
развитие или расстройство аутистического спектра (РАС).
Литература
Алехина С.В., Солдатенкова Е.Н. Технология развития
коммуникации детей с РАС как составляю- щая инклюзивной практики // Материалы
III Между- народной научно-практической конференции «Ин- клюзивное образование:
результаты, опыт, пер- спективы» (24–26 июня 2015 г.) / Под ред. С.В. Але-
хиной. Москва: МГППУ, 2015. С. 470–478.
Архипов Б.А, Эльконин Б.Д. Язык антропотех- нического
(посреднического) действия. Ежегодник «Антропопраксис». Т. 3.
Ижевск: Издательский дом ERGO, 2011. С. 5–16.
Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых
расстройств у больных с ран- ним детским аутизмом [Электронный ресурс] // Аль-
манах «Исцеление»: Для врачей, педагогов и ро- дителей детей с неврологической
инвалидностью. М., 1993. С. 161–165. URL:
http://www.autism.ru/read.
asp?id=12&vol=0 (дата обращения: 08.08.2016).
Беррес Фридерик Скиннер [Электронный ресурс] // Психология для тебя: теория
и практика. Био- графии ученых. URL:
http://aboutyourself.ru/osnovy-
psixologii/biography/berres-frederik-skinner.html (дата обращения:
08.08.2016).
Богдашина О.Б. Communication in Autism: Do we speak the same
language? (лекция для студентов, специалистов, родителей детей c аутизмом)
[Элек- тронный ресурс] // Сибирский вестник специально- го образования. 2012. №
2(6). URL: http://sibsedu.
kspu.ru/upl/6/bogdashina_lec.pdf (дата обращения: 08.08.2016).
Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровско- го. М.: Издательский центр
«Академия», 1996. 496 с.
Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология
сознания: в поисках утраченно- го (статья вторая) // Культурно-историческая
психо- логия. 2015. Т. 11. № 1. С. 117–126.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологи- ческого кризиса //
Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо-Пресс, 2003. С. 41–190.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей
психологии / Под ред. В.В. Давы- дова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3.
Проблемы развития психики / Под. ред. А.М. Ма- тюшкина. М.: Педагогика, 1983.
369 с.
ВыготскийЛ.С. Проблемы дефектологии. // Со- брание
сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.:
Педагогика, 1982. 369 с.
Гилберт К., ПитерсТ. Аутизм: медицинское и пе- дагогическое
воздействие. М.: Владос, 2002. 144 с.
Зарецкий В.К. Становление и сущность реф- лексивно-деятельностного
подхода в оказании кон- сультативной психологической помощи // Консуль-
тативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С.
8–37.
КарпековаТ.А.,Хазей-ЭстербрукС.А.,Эстер-брукР.Л. Поведенческие стратегии и методы в об-
учении детей и подростков с нарушениями аутисти- ческого спектра //
Философско-педагогические про- блемы непрерывного образования: сб. научных ста-
тей / Под ред. М.И. Вишневского, Е.И. Снопковой. Мо- гилев: МГУ имени А.А.
Кулешова, 2015. С. 151–155.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство академии
педагогических наук РСФСР, 1959. 496 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их на- рушение при
локальных поражениях мозга. 2-е изд. М.: Из-во МГУ, 1962, 1969. 431 с.
Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей
дошкольного возраста. Теоретические и ме- тодические материалы. М.: Московский
психолого- социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МО- ДЭКС», 2001. 160
с.
Медведев А.М., Жуланова И.В. Прототипы субъ- ектного действия //
Культурно-историческая психо- логия. 2010. № 1. С. 18–26.
Многоосевая классификация психических рас- стройств в детском и
подростковом возрасте. Клас- сификация психических и поведенческих рас-
стройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.: Смысл; СПб.: Речь,
2003. 407 с.
Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании //
Психологическая наука и образо- вание. 1996. № 3. С. 100–109.
Семенович А.В., Архипов Б.А. Методологиче- ские аспекты
нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития // Материалы
Всероссий- ской научно-практической конференции и семинара «Проблемы
специальной психологии и психодиаг- ностика отклоняющегося развития» (Москва,
25–27 ноября 1998). М.: МГПУ, 1998. С. 92–115.
Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский – Д.Б. Элько- нин: знаковое
опосредствование и совокупное дей- ствие // Вопросы психологии. 1996. № 5. С.
57–63.
Эстербрук С., Эстербрук Р. Эффективные мето- ды диагностики,
обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями // Развитие
личности. 2013. № 3. С. 152–163.
Alekhina S. Soldatenkova E.. The development of
communication as a condition for inclusion of chil- dren with autism in
education // 9th International Technology, Educationand Development Conference
March 2nd–4th, 2015. Madrid, Spain. URL: http://
www.inclusive-edu.ru/content/File/alehina/raboty/
publikaciya_alehina_s soldatenkova_e_.pdf (дата об- ращения: 15.06.2016).
Barbera M.L. The Verbal Behavior Approach. Lon- don &
Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2007. 199 p.
Bondy A. Frost L. Educational Approaches in pre- school: Behavior
techniques in a public school setting. In E. Schopler & G.Mesibov (Eds.),
Learning and Cog- nition in autism. New York: Plenun, 1995. Р. 311–333.
Carbone V.Selected Topics in Applied Behavior Analysis and The
Analysis of Verbal Behavior. Florida, Gainesville: Behavior Analysis Support
Services, Inc, 2014. 637 p.
Carr J.E., Firth A.M. The Verbal Behavior approach to
early and intensive behavioral intervention for autism: A Call for Additional
Empirical Support // Journal of Early and Intensive Behavioral Intervention.
2005. № 2 (1). Р. 18–26.
Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied Behavior Analysis (2nd
ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2007. 708 p.
Drash P.W., Tudor R.M. An Analysis of Autism as a Contingency–shaped
Disorder of Verbal Behavior // The Analysis of Verbal Behavior. 2004. № 20. Р.
5–24.
Frea W.D., Vittimberga G.L. Behavioral Interven- tions for Children
with Autism // J. Austin, J.E. Carr (Eds.), Handbook of Applied Behavior
Analysis. Reno, Nevada: Context Press, 2000. Р. 247–273.
Johnston J.M., Pennypacker H.S. Strategies and tactics for human
behavioral research (2nd ed.). Hills- dale, NJ: Erlbaum, 1993. Р. 23–29.
Lovaas O.I. Behavioral treatment and normal educa- tional and
intellectual functioning in young autistic chil- dren // Journal of Consulting
and Clinical Psychology. 1987. № 55. Р. 3–9.
Skinner B.F. Verbal Behavior. New-York; Appleton:
Appleton-Century, 1957. 470 p.
Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching language to children with
autism or other developmental disabili- ties. Pleasant Hill, CA: Behavior
Analysts, Inc, 1998. 246p.
World Health Organization. (International classifica- tion of functioning,
disability, and health. Geneva, Swit- zerland: Author, 2001. Р.6–21.