Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 2. С. 75–86
doi:10.17759/pse.2017220207
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Социальные отношения подростков-сирот с разным опытом жизни в семье
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальные отношения, социализация, уязвимые категории, тотально депривированные, семейная депривация, негативные последствия
Рубрика издания: Психология семьи
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220207
Для цитаты: Савченко Д.Д., Шульга Т.И. Социальные отношения подростков-сирот с разным опытом жизни в семье // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 75–86. DOI: 10.17759/pse.2017220207
Полный текст
Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг . вызвала необходимость изменить отношение к наиболее уязвимым группам - подросткам, которые воспитываются в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Следует учесть, что подростки, воспитывающиеся в условиях институционализации, относятся к категории, которая с трудом подлежит семейному устройству среди них есть те, кто имеет опыт жизни в семье, и те, кто с рождения попал в организации . Каждая стадия взросления вне семьи проходит искаженно и может привести к появлению негативной специфики новообразований . В исследованиях ряда отечественных специалистов (Е . В . Куфтяк, Ю . А . Михайлова, Г. В . Семья, Д.Д. Татаренко, М .А. Чупрова, Т . И . Шульга и др . ) показаны причины появления негативного поведения, нарушения эмоциональной регуляции, нарушения интерперсональных отношений, трудностей поведения детей с ОВЗ, особенности подростков, не имеющих опыта жизни в семье, в отношении к себе, другим, к семье [Куфтяк; Михайлова; Чупрова; Шульга, 2015; Шульга, а] . очень большое количество проблем и трудностей при устройстве детей в семьи приходится на период подросткового возраста [15; 20]. Это связано с двумя причинами . Первая - недостаточно развитое умение подростков выстраивать социальные отношения, а вторая - обусловлена тем, что замещающие родители испытывают трудности в связи с проявляющимися особенностями поведения подростка [Ослон; Печникова, 2015; Семья; Шульга, 2015; Шульга, б] . Сотрудники служб сопровождения (социальные работники, психологи) не всегда знают, как оказать им эффективную социально-психологическую поддержку [Карабанова, а; Ослон; Прихожан; Шведовская] .
По данным отечественных психологов, у детей и подростков, подвергшихся семейной депривации, имеется ряд негативных особенностей, таких как тревожность и враждебность по отношению к взрослым и низкий социометрический статус в коллективе сверстников [Прихожан; Shulga, 2016], нарушения эмоциональноволевой сферы [Карнаух И.С], затрудненное формирование навыков самоконтроля [Кольтинова, 2013; Михайлова; Чупрова] и социально приемлемого поведения [11; 15; 21], искаженный образ семьи [Печникова, 2015; Шведовская; Шульга; Шульга, а] . Зарубежные психологи также указывают на нарушения общения и задержки психического развития детей-сирот: J . Bowlby, N . Fox, A. Levin, Ch . Nelson; N . Fox, Ch . Nelson, Ch . Zeanah [Боулби; Шведовская; Almas; 22] .
Анализ исследований показал, что в психологии сложилось понимание роли социальной ситуации развития в психическом благополучии подростков . При этом авторы подчеркивают, что в случае сиротства потенциал естественной социальной ситуации развития становится недоступным и развитие ребенка происходит качественно иным путем, появляется ряд особенностей, что приводит к необходимости их учета при организации замещающего воспитания [Карабанова; Карабанова, а; Карнаух И.С; Печникова, 2015; Чупрова; Шульга, б] .
Цель исследования - выявить особенности социальных отношений подростков, имеющих разный опыт жизни в семье
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что социальные отношения подростков могут быть обусловлены отсутствием опыта жизни в семье и детерминировать их негативное развитие При этом тотальная семейная депривация может оказывать более негативное воздействие на формирование сферы социальных отношений в подростковом возрасте
Основными задачами исследования являлись выделение критериев оценки социальных отношений подростков-сирот и подростков, не имеющих опыта жизни в семье, и описание их особенностей
Сфера социальных отношений исследовалась с помощью опросника Лири (Т . Лири, Г. Лефорж, Р . Сазек) на выявление представлений субъекта о себе и идеальном «Я», взаимоотношениях в малых группах, на определение преобладающего типа отношений к людям, методики Р . Жиля на определение межличностных отношений, CAT для определения межличностных отношений и выявления тревоги в детско-родительских отношениях, способов защиты от нее; «Незаконченные предложения» - определение системы отношений к семье, к своему или противоположному полу, друзьям, отцу, матери (Сакс - Сидней в адаптации Бехтерева); методики «Пиктограмма» для
выявления отношений к отцу, матери, своему и противоположному полу, социальному взрослому (А. Р. лурия, с . в . лонгинова, с . Я . Рубинштейн, методики REP (в модификации А . Г . Лидерса), цветового теста отношений для изучения межличностных отношений (Е . Ф. Бажин, А . М . Эткинд) .
Эмпирическая база исследования составила 142 человека, в нее входили подростки от 12 до 15 лет из 3 детских домов и 3 школ- интернатов, 1 реабилитационного центра и 3 общеобразовательных школ, расположенных в разных районах Москвы и Подмосковья . Подростки экспериментальной группы в младенческом и раннем возрасте принимали участие в исследовании Ю .А . Михайловой (2004), а в дошкольном и младшем школьном - в исследовании М .А. Чупровой (2007) . Все подростки были разделены на три группы . I группа - подростки-сироты, не имеющие опыта жизни в семье (17 человек), II группа - подростки, воспитывающиеся в условиях институционализации (49 человек), III группа - подростки, воспитывающиеся в кровной семье (56 человек), а также 20 взрослых (воспитатели, педагоги, психологи) .
Результаты исследования
социальные отношения подростков трех групп изучались по следующим критериям: отношение к окружающим, отношение к своему и противоположному полу, семейные отношения, отношение к матери, отцу, отношение к другим, к родительским функциям, к сиблингам .
Изучение отношения к окружающим у подростков трех групп показало, что здесь превалирует экстремальная форма альтруистического и авторитарного типов . Наиболее высокий уровень авторитаризма и альтруизма в отношении к другим людям отмечается у подростков из семей (97 и 95 баллов) . У подростков- сирот без опыта жизни в семье и у воспитанников детских домов и интернатов данные показатели выражены в меньшей степени
Альтруистический тип выявлен у подростков, имеющих опыт семейной жизни (90 баллов), на более высоком уровне, чем у подростков, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с рождения (76 баллов) Авторитарный тип по-разному проявляется у воспитанников, имеющих или не имеющих опыт жизни в семье . Частично депривирован- ные подростки в большей степени склонны авторитарно относиться к окружающим (84 балла), чем тотально депривированные (62 балла) . Дружелюбный тип у подростков из семей проявляется на высоком уровне (70 баллов), у воспитанников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (64 балла) (см рис 1)
Рис. 1. Отношение подростков к окружающим (в баллах)
Наиболее высокий уровень зависимого типа отношения выявлен у тотально деприви- рованных подростков (63 балла) . Подростки, имеющие опыт жизни в семье, и их сверстники, проживающие с кровными родителями с рождения, менее зависимы от окружающих (47 и 49 баллов) . При этом воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большей степени склонны демонстрировать подчиняемый тип отношения к окружающим, чем их семейные сверстники (I группа - 41 балл, II группа - 44 балла, III группа - 34 балла) .
Исследование сферы социальных отношений (см . рис . 2) позволило выявить специфику I группы: высокий уровень зависимого типа отношения к окружающим, низкий уровень доминирования, невыраженное отношение к сексуальной сфере, к семье в целом и ее членам (матери, отцу, родительской чете, си- блингам, бабушкам и дедушкам), негативное представление о детско-родительских отношениях и о детских функциях, выраженное отношение к социальным взрослым (воспитателям и другим сотрудникам организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), наиболее низкий уровень сложности системы межличностных отношений .
Подростки II группы склонны в большей степени проявлять дружелюбие по отношению к окружающим . Они настроены на общение с членами расширенной семьи и привязаны к сиблингам . Система их межличностных отношений отличается сложностью, что в большой степени достигается за счет присутствия сказочных персонажей (популярные общественные лица, герои телесериалов и проч . ) .
III группе в большей степени свойственно доминировать, демонстрировать авторитарный тип отношения к окружающим По сравнению с подростками I и II групп они более позитивно настроены по отношению к мужчинам и женщинам и более ориентированы на сверстников
Результаты диагностики социальной адекватности поведения позволили выделить особенности тотально депривированных подростков:
• низкий уровень общительности;
• конфликтность;
• пассивно-страдательный тип реагирования на конфликтные социальные ситуации
Частично депривированные подростки демонстрируют наиболее высокий уровень социальной адекватности и нейтральный тип реагирования на конфликты . При этом подростки, воспитывающиеся в семье, склонны проявлять активно-агрессивный тип реагирования на конфликтные ситуации в наибольшей степени, реже - нейтральный, а пассивно-страдательный - в исключительных случаях
Рис. 2. Сфера социальных отношений подростков трех групп (в баллах)
Изучение отношения к своему и противоположному полу показало, что женщины воспринимаются всеми подростками более положительно отношение к мужчинам по сравнению с отношением к женщинам выражено в меньшей степени у всех трех групп, и оно менее положительное отношение к сексуальной сфере также выражено и превалирует у подростков, воспитывающихся в условиях институционализации, но имеющих опыт жизни в семье, и подростков из семей (56 баллов)
Исследование семейных отношений позволило выявить положительное отношение к семье у частично депривированных подростков и подростков, не подвергшихся депривации (34 и 31 балл) . У подростков, с рождения воспитывающихся в условиях институционализации, показатель - 17 баллов, что практически в 2 раза ниже отношение к матери развито у подростков, имеющих опыт семейной жизни, в большей степени (II группа - 23 балла, III группа - 24 балла) по сравнению с их тотально депривированными сверстниками (14 баллов) . Отношение к отцу в большей степени представлено у подростков, имеющих опыт жизни в семье, и воспитывающихся в условиях институционализации, и семейных подростков (II группа - 13 баллов, III группа - 18 баллов) у подростков, никогда не живших в семье, отношение к отцу практически не выражено (2 балла) . При этом отношение к матери выражено более положительно, чем к отцу, у всех трех групп (I группа - 2 балла, II группа - 13 баллов, III группа - 18 баллов)
Сравнение типов отношения к матери и отцу трех групп подростков показало, что воспитанники, с рождения лишенные семьи, демонстрируют нейтральное отношение к матери и отцу чаще других (88% - к отцу, 62% - к матери) В наименьшей степени его проявляют подростки из семей, для которых в большей степени характерно положительное отношение и к матери, и к отцу В группе подростков, проживающих в условиях институционализации с рождения, положительное отношение к отцу незначительно и соответствует уровню негативного отношения стоит отметить, что негативное отношение к отцу выражено у сирот, имеющих опыт жизни в семье, и подростков из семей на одном уровне (18,8%), а у сирот без опыта жизни - на более низком (5,9%) . Однако положительное отношение и к отцу, и к матери в большей степени характерно для подростков из семей и имеющих опыт жизни в семье подростков
Таблица 1
Отношение к отцу подростков
Наиболее высокий уровень отношения к матери и отцу как родительской чете проявляется у подростков, имеющих опыт семейной жизни (II группа - 27 баллов, II группа - 29 баллов), тотально депривированные подростки имеют низкий уровень (14 баллов) .
Стоит отметить высокую степень выраженности положительного представления о детско-родительских отношениях у подростков, имеющих опыт семейной жизни, но воспитывающихся в условиях институционализации (69 баллов) в группе подростков из семей оно проявляется в меньшей степени (49 баллов) и еще более снижено у тотально депривированных подростков (29 баллов)
Выявлено положительное представление о родительских функциях, при этом подростки всех трех групп демонстрируют его на высоком уровне . Однако наивысшая степень характерна для тотально депривированных воспитанников (95 баллов) Подростки из семей склонны считать родителей реализующими позитивные функции в меньшей степени (90 баллов) . У воспитанников организаций для детей-сирот, имеющих опыт жизни в семье, данный показатель выявлен на более низком уровне (84 балла)
Отрицательное представление о родительских функциях выражено на низком уровне у всех групп стоит отметить, что подростки из семей и частично депривированные подростки имеют одинаковое отрицательное представление (40 баллов) . При этом подростки, с рождения воспитывающиеся в условиях институционализации, демонстрируют отрицательное представление в большей степени (44 балла)
Отрицательное представление о детских функциях более выражено у подростков, с рождения воспитывающихся в условиях институционализации (130 баллов) . Подростки из семей представляют детские функции менее негативно (80 баллов) При этом данный показатель проявился в наименьшей степени у воспитанников детского дома, имеющих опыт жизни в семье (37 баллов) Наиболее высокий уровень положительного представления о детских функциях выявлен у тотально депривированных подростков (70 баллов) У подростков, проживающих в семьях, он снижается (61 балл) и достигает своего минимума у воспитанников детского дома, имеющих опыт жизни в семье (52 балла)
Результаты показывают негативное отношение к расширенной семье, характерное для тотально депривированных подростков (5 баллов), в то время как их сверстники, имеющие опыт жизни в семье, но воспитывающиеся в условиях институционализации, проявляют данный показатель на одном уровне с семейными подростками (II группа - 12 баллов, III группа - 11 баллов)
Показано, что наиболее высокий уровень отношения к сиблингам выявлен у подростков, имеющих опыт жизни в семье, но воспитывающихся в условиях институционализации (18 баллов) . Подростки из семей и тотально депривированные подростки в меньшей степени ориентированы на отношения с братьями и сестрами (III группа - 10 баллов, I группа - 7 баллов)
Результаты диагностики отношения к другим людям позволили выявить наиболее высокий уровень ориентированности на сверстников у подростков из семей (27 баллов), воспитанники детского дома в меньшей степени ориентированы на сверстников (I группа - 19 баллов, III группа - 20 баллов) . Важно отметить, что отношение к социальному взрослому в наибольшей степени проявляется у тотально депривированных подростков (20 баллов) у подростков, имеющих опыт семейной жизни, данный показатель существенно снижен (II группа - 12 баллов, III группа - 11 баллов)
Воспитанники организаций для детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентированы на сказочных персонажей, известных публичных личностей (звезд эстрады и кино, популярных спортсменов и пр ), при этом выраженность данного показателя превалирует у частично депривирован- ных подростков (I группа - 2 балла, II группа - 7 баллов)
Наиболее низкий уровень сложности системы межличностных отношений выявлен у подростков, с рождения воспитывающихся в условиях институционализации (43 балла)
Социальная адекватность поведения превалирует в группе подростков, имеющих опыт семейной жизни, но воспитывающихся в условиях институционализации (61 балл) . данная особенность в двух других группах выявляется на одном уровне (48 баллов) Изучение конфликтности показало, что наиболее низкий уровень свойственен частично депривированным подросткам (11 баллов) . В двух других группах конфликтность проявляется значительно выше (I группа - 40 баллов, III группа - 42 балла) .
Отгороженность семейных и тотально де- привированных выражена на схожем уровне (I группа - 14 баллов, III группа - 13 баллов) . При этом воспитанники детского дома, имеющие опыт жизни в семье, проявляют данный показатель в меньшей степени (8 баллов) Нейтральный тип поведенческого реагирования является распространенным и выражен у подростков, воспитывающихся в условиях институционализации, но имеющих опыт жизни в семье (41 балл) . У подростков, воспитывающихся в условиях институционализации с рождения, и подростков из семей данный показатель на одном уровне (33 и 31 балл)
Активно-агрессивный тип преимущественно характерен для подростков из семьи (33 балла), проявляясь у воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в меньшей степени (I группа - 28 баллов, II группа - 25 баллов)
Анализ результатов
Исследование сферы социальных отношений позволило также выявить специфику тотально депривированных подростков:
• высокий уровень зависимого типа отношения к окружающим;
• низкий уровень доминирования;
• невыраженное отношение к сексуальной сфере;
• невыраженное отношение к семье в целом и ее членам (матери, отцу, родительской чете, сиблингам, бабушкам и дедушкам);
• негативное представление о детско- родительских отношениях и о детских функциях;
• выраженное отношение к социальным взрослым (воспитателям и другим сотрудникам интерната);
• наиболее низкий уровень сложности системы межличностных отношений
Частично депривированные подростки склонны в большей степени проявлять дружелюбие по отношению к окружающим Они настроены на общение с членами расширенной семьи и привязаны к сиблингам Система их межличностных отношений отличается сложностью, что в большой степени достигается за счет присутствия сказочных персонажей (популярные общественные лица, герои телесериалов и пр )
Подростки, воспитывающиеся в условиях институционализации, вне зависимости от наличия или отсутствия у них опыта жизни в семье склонны к подчинению, в меньшей степени - по сравнению с семейными подростками - ориентированы на общение со сверстниками и более отрицательно относятся к мужчинам
Подростки, проживающие в семьях, в большей степени склонны доминировать, демонстрировать авторитарный тип отношения к окружающим . По сравнению с депривиро- ванными подростками они более позитивно настроены по отношению к мужчинам и женщинам и более ориентированы на сверстников
Диагностика социальной адекватности поведения выявила такие особенности тотально депривированных подростков, как низкий уровень общительности, конфликтность и пассивно-страдательный тип реагирования на конфликтные ситуации . Частичнодеприви- рованные подростки демонстрируют наиболее высокий уровень социальной адекватности и нейтральный тип реагирования на конфликты .
При этом подростки из семей склонны проявлять активно-агрессивный тип реагирования на конфликтные ситуации в наибольшей степени, реже - нейтральный, а пассивнострадательный - в исключительных случаях
Выявлено, что социальные отношения подростков-сирот, имеющих опыт жизни в семье и не имеющих опыта жизни в семье, детерминируют формирование негативных характеристик, оказывают влияние на развитие сферы социальных отношений, выражающееся в склонности к подчинению, низкой ориентированности на общение со сверстниками и отрицательном отношении к мужчинам, негативно отражаются на способности к анализу ситуаций межличностного взаимодействия и приводят к неэффективной адаптации во взаимоотношениях между людьми
Социальные отношения подростков, подвергшихся тотальной семейной депривации, отличаются высоким уровнем зависимости, искаженным отношением к семье в целом и ее членам, негативным представлением о детско- родительских отношениях и о детских функциях, выраженным отношением к социальным взрослым (воспитателям и другим сотрудникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), уплощенной системой межличностных отношений, низким уровнем общительности и склонностью к пассивно-страдательному типу реагирования на конфликтные ситуации . Частично де- привированные подростки в большей степени настроены на общение с членами расширенной семьи и привязаны к сиблингам
Специфика социальной сферы отношений подростков, не имеющих опыта жизни в семье и воспитывающихся в условиях институционализации, по сравнению с частично де- привированными и подростками, воспитывающимися в кровной семье, проявляется в большей ориентированности на социального взрослого, уплощенной системе их межличностных отношений, высоком уровне зависимого типа отношения к окружающим, склонности к пассивно-страдательному типу реагирования на конфликтные ситуации . Частично депривированные подростки в большей степени настроены на общение с членами расширенной семьи и сиблингами, отличаются развитыми механизмами компенсации
Подростки-сироты, не имеющие опыта жизни в семье, обладают социальными отношениями, не характерными для подростков-сирот, имеющих опыт семейной жизни, и подростков, с рождения воспитывающихся в кровной семье . Особенности проявляются в сфере социальных отношений и обусловлены типом эмоциональной регуляции, сформировавшимся на ранних этапах развития: условная «детдомовская» норма, неустойчивость высших форм эмоциональной регуляции, преобладание задержки и недоразвития эмоциональной регуляции (классификация Ю.А . Михайловой и М .А . Чупровой) . Дети из группы условной «детдомовской» нормы характеризуются более высокими показателями эмоционального и интеллектуального развития при выраженных нарушениях представлений о взаимоотношениях «ребенок - взрослый» . Дети с неустойчивостью отличаются низкими показателями интеллектуального и эмоционального развития и активным поиском объекта привязанности . Детям с недоразвитием эмоциональной регуляции свойственно наиболее адекватное представление о детско- родительских отношениях
проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1 Сфера социальных отношений подростков, подвергшихся тотальной семейной депривации, определяется изменениями механизма формирования доверия к миру, что приводит к высокому уровню зависимости, проявляется в искаженном отношении к семье и ее членам, приводит к негативному представлению о детско-родительских отношениях и о детских функциях, выраженному положительному отношению к социальным взрослым (воспитателям и другим сотрудникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
2 У подростков-сирот без опыта жизни в семье выявлена уплощенная система межличностных отношений, что способствует низкому уровню общительности и склонностью к пассивно-страдательному типу реагирования на конфликтные ситуации
3 . Частично депривированные подростки в большей степени настроены на общение с членами расширенной семьи, они более привязаны к сиблингам, меньше ориентированы на социальных взрослых, имеют адекватное представление о детско-родительских функциях
4 Подростки, с рождения проживающие в семьях, настроены на постоянное общение с членами семьи, сиблингами, расширенной семьей . Они позитивно относятся к другим, обладают системой межличностных отношений, позитивно оценивают детско-родительские отношения
5 Подростки, лишенные родительской любви с рождения, склонны идеализировать образ родителей, что может отражаться на высоком уровне чувства вины за распад семьи, которую они берут на себя. При попадании в замещающие семьи подростки данной группы испытывают амбивалентные чувства, их эмоции быстро меняются и приводят к неустойчивости в поведении, проявлению отдельных проступков, что свидетельствует о сложностях их переживаний и неумении справиться с собой, затруднению восприятия предъявляемых к ним требований.
6. Специалистам, работающим с подростками-сиротами, необходимо учитывать их опыт проживания в семье или его отсутствие. Подростки отдают себе отчет в том, что их шансы на устройство в семью невысоки, однако испытывают обостренную потребность в привязанности к взрослому, внимании, ощущении своей нужности, уникальности для воображаемого или полуреального близкого. Многие подростки склонны наделять взрослых, окружающих их (педагогов, воспитателей, психологов), характеристиками воображаемых родителей, обращаться к ним в соответствии с той или иной семейной
ролью. Наблюдается дефицит знаний о семье (семейных ролях, функциях, методах и приемах воспитания), что отражается в неадекватных ожиданиях в каждой из вышеперечисленных характеристик.
Литература
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.М.: Академический проект.2006.232 с.
- Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда» // Психологические исследования.2014.Т.7 № 36.10 c.
- Карабанова О.А., Татаренко Д.Д. Адаптация детей и родителей в замещающих семьях: психологическая готовность к принятию.Саарбрюккен.2012.172 c.
- Карнаух И.С.Психологические особенности подростков – воспитанников детского дома: автореф.дис.… канд.психол.наук.М.2006.28 с.
- Кольтинова В.В. Психическая депривация детей в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Материалы I Международной научно-практической конференции «Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения» (Москва, 14–15 ноября 2013 г.) М.: МГППУ, 2013.С.158–163.
- Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования.2012.№ 2(22).С.4.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.10.2016)
- Михайлова Ю.А. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет: дисс.… канд.психол.наук.М.2004.221 с.
- Ослон В.Н. Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2012.№ 4.URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3147.phtml (дата обращения: 14.08.2016)
- Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотношение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации./ Проблема сиротства в современной России.Психологический аспект.М.: Институт психологии Российской академии наук, 2015.С.500–517.
- Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых.Изд.2-е.СПб: Питер.2005.400 с.
- Семья Г.В., Телицына А.Ю. Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.С.168–183.
- Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей- сирот без опыта жизни в семье: дис.… канд.психол.наук.М.2007.194 с.
- Шведовская А.А., Загвоздкина Т. Ю. Социально- экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование.2013.№ 1.С.65–76.
- Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации.М.: ИУУ МГОУ, 2015.204 с.
- Шульга Т.И. Особенности подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки.2016.№ 1.С. 72–88.DOI:10.18384/2310-7235-2016-1-72-88
- Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru.2013.№ 2.С.203–213.URL:http://psyedu.ru/jornal/2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml (дата обращения: 27.07.2016)
- Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоционально обогащенная и обедненная среда как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник МГОУ.Серия: Психологические науки.М.: Изд-во МГОУ.2012.№ 4 .С.32–40.
- Almas A., Degnan K., Fox N., Radulescu A., Zeanah Ch. Effects of Early Intervention and the Moderating Effects of Brain Activity on Institutionalized Children’s Social Skills at Age 8 / Alisa N.Almas et al.in Proceedings of the National Academy of Sciences USA.Vol.109.no.2.2012.
- Nelson Ch., Fox N., Zeanah Ch. Jr. Anguish of the Abandoned Child.Scientific American.2013.pp.62–67.
- Shulga T., Savchenko D., Filinkova F. Psychological characteristics of adolescents with different experience of living in a family.The international journal of environmental and science education (электронный журнал).Vol.11, 2016.pp.10493–10504.URL:http:// www.ijese.net/arsiv/146
- Trends in Attitudes About Marriage, Childbearing, and Sexual Behavior: United States, 2002, 2006–2010, and 2011–2013 / Jill Daugherty, Ph.D., and Casey Copen, Ph.D., Division of Vital Statistics.MD.2016.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2441
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 1089
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0