Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей 208

|

Баева И.А.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221
e-mail: irinabaeva@mail.ru

Гаязова Л.А.
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687
e-mail: gayazova_l@mail.ru

Кондакова И.В.
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6320-5757
e-mail: kondakovaiv@herzen.spb.ru

Лактионова Е.Б.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ имени А.И. Герцена»), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414
e-mail: lena_laktionova@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования связи между уровнем психологической безопасности обучающихся в образовательной среде и их социальным интеллектом. Работа направлена на уточнение связи между психологической безопасностью и социальным интеллектом и проверку предположения о том, что разные уровни психологической безопасности в образовательной среде связаны с изменениями в уровне социального интеллекта и его составляющими в подростковом и юношеском возрасте. Материалы эмпирического исследования получены на выборке учащихся организаций среднего профессионального образования (n=2789 человек) в возрасте от 12 до 25 лет (M=17,13), 71,89% из них — мужского пола. В исследовании применялись методики «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой, «Шкала социального интеллекта Тромсо» (TSIS) D.H. Silvera, M. Martinussen, T.I. Dahl, анкета для сбора социодемографических сведений. Уровень социального интеллекта выше среди обучающихся с высоким уровнем психологической безопасности в образовательной среде (U=114,56; p≤0,001). Более высокий уровень социального интеллекта обеспечивается способностью понимать и прогнозировать поведение и чувства других людей (U=101,25; p≤0,001) и социальными навыками (U=97,74; p≤0,001), тогда как уровень социального осознания в среде с разным уровнем психологической безопасности различий не имеет.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00553.

Литература
  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.271 с.
  2. Минюрова С.А., Добротворская Л.Л. Психологические особенности социального интеллекта у подростков из регионов с разными социокультурными условиями // Педагогическое образование в России.2013.№ 4.С.72—77.
  3. Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта Tromsø для российских школьников // Вестник СПбГУ.Серия 12.Социология.2015.№ 4.С.5—21.
  4. Николаева Е.И., Куторкина Ю.А. Особенности агрессивности и тревожности у подростков, проживающих в городах с разной численностью населения // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке».2016.Том 18.№ 7.С.94—96.
  5. Пряжникова Е.Ю. Личностные особенности педагогов, влияющие на развитие социального интеллекта студентов ссузов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2013.Том 5.№ 5.URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Pryazhnikova.shtml (дата обращения: 27.11.2020).
  6. Савенков А.И. Структура социального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2018.Том 7.№ 2.С.7—15.DOI:10.17759/jmfp.2018070201
  7. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.2006.Том 3.№ 1.С.30— 38.URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/ n1/29005.shtml (дата обращения: 27.11.2020).
  8. Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг- стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество.2020.Том 11.№ 2.С.180—199.DOI:10.17759/sps.2020110211
  9. Шевелев В.В. Психометрическое обоснование опросника «Шкала социального интеллекта Тромсо» (“The Tromso Social Intelligence Scale”, TSIS) на выборке городских подростков // Научное мнение.2016.№ 16.С.144—156.
  10. Якиманская И.С. Оценка безопасности образовательной среды, асоциального поведения, системы помощи и поддержки во мнениях школьников городских и сельских школ Оренбургской области // Известия Саратовского университета.Новая серия.Серия Акмеология образования.Психология развития.2012.Том 1.№ 1.С.23—34.
  11. Baeva I.A., Bordovskaia N.V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the art.2015.Vol.8(1).P.86—99.DOI:10.11621/ pir.2015.0108
  12. Baeva I.A., Zinchenko Y.P., Laptev V.V. Psychological resources of modern Russian adolescents’ resilience to violence in the educational environment // Psychology in Russia: State of the art.2016.Vol.9(3).P.159—172.DOI:10.11621/pir.2016.0311
  13. Brewer M.L., Flavell H. High and low functioning team-based pre-licensure interprofessional learning: an  observational evaluation // Journal of Interprofessional Care.2020.DOI:10.1080/13561820.2020.1778652
  14. Bubnovskaia O.V., Leonidova V.V., Lysova A.V. Security or Safety: Quantitative and Comparative Analysis of Usage in Research Works Published in 2004—2019 // Behavioral Science.2019.Vol.9(12).P. 146.DOI:10.3390/bs9120146
  15. Edmondson A.C., Lei Z. Psychological Safety: The History, Renaissance, and Future of an Interpersonal Construct // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior.2014.Vol.1.P.23—43.DOI:10.1146/annurev-orgpsych-031413-091305
  16. Fransen K., McEwan D., Sarkar M. The impact of identity leadership on team functioning and well-being in team sport: Is psychological safety the missing link? // Psychology of Sport and Exercise.2020.Vol.51.P. 101763.DOI:10.1016/j.psychsport.2020.101763
  17. Friborg O. et al. Resilience in relation to personality and intelligence // International Journal of Methods in Psychiatric Research.2005.Vol.14(1).P.29—42.DOI:10.1002/mpr.15
  18. Goleman D. Social Intelligence: The New Science of Human Relationship.London: Hutchinson, 2006.408 p.
  19. Hampel S. et al. The relations between social anxiety and social intelligence: A latent variable analysis // Journal of Anxiety Disorders.2011.Vol. 25(4).P.545— 553.DOI:10.1016/j.janxdis.2011.01.001
  20. Hofstede G.J. GRASP agents: social first, intelligent later // AI & Society: Knowledge, Culture and Communication.2019.Vol.34.P.535—543.DOI:10.1007/s00146-017-0783-7
  21. Hsieh Y.-P. et al. The effects of peer victimization on children’s internet addiction and psychological distress: The moderating roles of emotional and social intelligence // Journal of Child and Family Studies.2019.Vol.28(9).P.2487—2498.DOI:10.1007/s10826-018- 1120-6
  22. Jia J. et al. Peer victimization and adolescent Internet addiction: The mediating role of psychological security and the moderating role of teacher-student relationships // Computers in Human Behavior.2018.Vol.85.P.116—124.DOI:10.1016/j.chb.2018.03.042
  23. Lepore S.J., Kliewer W. Social Intelligence Attenuates Association between Peer Victimization and Depressive Symptoms among Adolescents // Psychology of Violence.2019.Vol.9(6).P.644—652.DOI:10.1037/vio0000234
  24. Maralov V.G., Kudaka M.A., Markovich V.A. The interconnection of social intelligence and the attitude of people to dangers // Asian Journal of Pharmaceutics.2018.Vol.12(1).P.S314—S322.
  25. Mbulayi S.P., Kang’ethe S.M. Psychosocial deficits associated with teenagers born and raised in a “small-house” family setting in Cherutombo in Marondera, Zimbabwe // Social Work.2020.Vol.56(1).P.97—108.DOI:10.15270/56-1-793
  26. Niu G. et al. Cyberbullying Victimization and Adolescent Depression: The Mediating Role of Psychological Security and the Moderating Role of Growth Mindset // International journal of environmental research and public health.2020.Vol.17(12).P.4368.DOI:10.3390/ijerph17124368
  27. Pabian S., Vandebosch H. Developmental Trajectories of (Cyber)Bullying Perpetration and Social Intelligence During Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence.2016.Vol.36(2).P.145—170.DOI:10.1177/0272431614556891
  28. Sheketera A., Vityazeva Y., Bogomaz S. Psychological Safety as a Factor in the Intellectual Development of School Leavers // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2014.Vol.154.P.225—228.DOI:10.1016/j.sbspro.2014.10.140
  29. Silvera D., Martinussen M., Dahl T.I. The Tromsø Social Intelligence Scale, a self-report measure of social intelligence // Scandinavian Journal of Psychology.2001.Vol.42(4).P.313—319.DOI:10.1111/1467- 9450.00242
  30. Torralba , Jose D., Byrne J. Psychological safety, the hidden curriculum, and ambiguity in medicine // Clinical Rheumatology.2020.Vol.39.P.667—671.DOI:10.1007/s10067-019-04889-4
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика