Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды

299

Аннотация

Представлены материалы, отражающие результаты изучения проблемы формирования готовности студентов дефектологических факультетов педагогических вузов к использованию ресурсов и сервисов информационной образовательной среды в учебно-профессиональной деятельности. Подчеркивается, что актуальность разработки технологий практико-ориентированной подготовки учителей-дефектологов (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) обусловлена возросшими требованиями к уровню преподавания в области специального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Исследовалась сформированность информационно-коммуникационной компетентности студентов 1—2 курсов бакалавриата направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность программы «Обучение и воспитание детей и подростков с ОВЗ» (N=114). Применялись онлайн-анкетирование, педагогическое наблюдение за использованием ИКТ будущими дефектологами при решении учебных и профессиональных задач, выполнении практических и контрольных работ по дисциплинам «Введение в профессию», «Педагогические основы профессиональной деятельности», «Специальная педагогика», анализ продуктов деятельности студентов с применением ИКТ. Выделенные критерии оценки общепользовательского, общепедагогического и предметно-педагогического компонентов ИКТ-компетентности позволили авторам определить уровень ее сформированности у студентов-бакалавров. Анализ полученных результатов дал возможность обозначить проблемные точки и определить необходимые составляющие процесса подготовки дефектологических кадров.

Общая информация

Ключевые слова: информационная образовательная среда (ИОС), цифровая образовательная среда, ИКТ-компетентность педагога, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260405

Для цитаты: Артемова Е.Э., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Тишина Л.А. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 54–68. DOI: 10.17759/pse.2021260405

Подкаст

Полный текст

 

Введение

В рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» ведется активная работа, направленная на обновление материально-технической базы образовательных организаций (современное компьютерное, мультимедийное, презентационное оборудование и программное обеспечение), а также на создание и развитие цифровых сервисов и контента для реализации образовательной деятельности. Цифровые сервисы и цифровой образовательный контент направлены на:

—    повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся с учетом их уровня знаний и интересов, темпа изучения учебного материала, психолого-педагогических особенностей развития;

—    использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для подготовки и проведения уроков, создание собственных образовательных материалов, совершенствование компетенций и квалификации, обмен положительным опытом преподавателей;

—    мониторинг образовательного процесса и его результатов родителями или законными представителями обучающихся [13].

Цифровая образовательная среда как часть информационной образовательный среды является одним из условий успешного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Для специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП), цифровая образовательная среда открывает возможности построения индивидуальных учебных планов, организации процесса обучения с использованием цифрового образовательного контента, применения электронных и информационных ресурсов в коррекционно­педагогической работе и дополнительном образовании, проведения мониторинга освоения адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), объективного оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся.

В 2008 году введен ГОСТ «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» [7]. Специальное образование становится все более цифровым. Новые ориентиры, новые вызовы, которые возникают перед специалистами, занимающимися обучением, воспитанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и коррекцией недостатков их развития, обязывают вузы при подготовке дефектологических кадров формировать у будущих специалистов знания, умения и навыки в области применения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. С этой целью дефектологическим факультетам вузов необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию цифровой компетентности будущих дефектологов [1].

За последние годы были сформированы разные подходы к толкованию понятия «информационно-коммуникационная компетентность». В одном случае ИКТ- компетентность рассматривается как некий комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для успешного применения ИКТ- технологий при решении различных задач, в том числе профессиональных (В.Ф. Бур­макина, А.А. Маслак, Г.Г. Граник, Н.А. Бори­сенко, О.Н. Ионова, А.А. Темербекова и др.) [3; 5; 8; 17]. ИКТ-компетентность педагогов рассматривается в ряде работ не только и не столько как умение использовать современное цифровое оборудование и наличие компьютерной грамотности, сколько как желание и опыт применения учителем компьютерных технологий в образовательном процессе (А.Н. Смирнова, Г.Д. Редченкова) [14]. В других исследованиях отмечается, что ИКТ-компетентность предполагает наличие определенного уровня функциональной грамотности в области применения информационно-коммуникационных технологий (А.В. Богданова, Д.С. Ермаков и др.) [2; 6]. Под ИКТ-компетентностью педагогических работников Л.А. Лебедева, А.В. Невзорова понимают готовность вести дистанционную образовательную деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, ЦОР, вести школьную документацию на электронных носителях [12]. Л.Н. Гор­бунова, А.М. Семибратов рассматривают ИКТ-компетентность специалистов системы образования как способность и готовность педагога самостоятельно и ответственно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности [4]. В своей работе Т.А. Айма- литдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева и др. под ИКТ-компетентностью понимают систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющую педагогу и обучающемуся свободно применять современные цифровые технологии в учебном процессе, каждому для реализации своих связанных с этим процессом целей (педагогам для организации учебного процесса, обучающимся для овладения знаниями, умениями и навыками в различных отраслях знаний) [20].

Под ИКТ-компетентностью дефектологов мы понимаем комплекс необходимых знаний, умений, навыков и способностей, позволяющих эффективно осуществлять обучение, воспитание, развитие, коррекцию, социализацию и адаптацию обучающихся с ОВЗ с применением ИКТ на всех этапах работы: от проектирования до реализации.

Современные ЦОР могут успешно применяться как при традиционном очном обучении, так и при дистанционном и смешанном (М.А. Гизатуллин, Т.Е. Хавенсон, С.В. Калмы­кова, С.В. Краснов, С.А. Краснова, А.А. Марго­лис, М.Г. Сорокова и др.) [9; 10; 11; 15; 16; 21].

Опираясь на профессиональный стандарт педагога, на проект стандарта педагога-дефектолога, мы обозначили основные компоненты ИКТ-компетентности, а именно:

1) общепрофессиональную компетентность;

2) общепедагогическую компетентность;

3) предметно-педагогическую компетентность.

Все три компонента компетентности дефектолога тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга при решении широкого спектра профессиональных задач: организационных (выстраивание индивидуального образовательного маршрута, разработка АООП, ведение документации и др.), образовательных (формирование у обучающихся с ОВЗ знаний, умений, навыков, их закрепление, обобщение, систематизация и др.), воспитательных (развитие личностных качеств обучающихся с ОВЗ, формирование правильного, социально-нормативного поведения и др.), коррекционных (коррекция недостатков познавательной, личностной, эмоционально­волевой сфер, развитие коммуникативной функции речи и др.) [18; 19].

Целью проведения исследования стало получение объективных, достоверных данных о сформированности у студентов бакалавриата направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профилей «Обучение и воспитание детей и подростков с ОВЗ» («Педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении», «Сурдопедагогика», «Логопедия») федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — МГППУ) ИКТ-компетентности в учебном процессе, а также при решении профессиональных задач.

Исходя из цели были определены следующие задачи:

—    разработка дизайна диагностики уровня сформированности ИКТ-компетентности студентов;

—    определение выборки;

—    качественный и количественный анализ полученных результатов.

Организация исследования и методические средства

Выборка: исследование проводилось среди студентов 1—2 курсов бакалавриата направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность программы «Обучение и воспитание детей и подростков с ОВЗ». Всего в эксперименте было задействовано 114 человек, что составляет 96% от общего числа обучающихся на данных курсах. К моменту проведения исследования участники эксперимента еще не приступили к освоению учебных дисциплин, посвященных изучению информационных компьютерных технологий.

Сроки: экспериментальная работа проводилась в течение 2020—2021 учебного года.

Методика проведения эксперимента. Сбор данных для экспериментального изучения уровня сформированности ИКТ- компетентности студентов-дефектологов проводился с помощью онлайн-анкетирова- ния, педагогического наблюдения за использованием ИКТ будущими дефектологами при решении учебных и профессиональных задач, практических и контрольных работ по дисциплинам «Введение в профессию», «Педагогические основы профессиональной деятельности», «Специальная педагогика», анализа продуктов деятельности студентов с применением ИКТ.

Оценивая уровень сформированности ИКТ-компетентности студентов 1—2 курсов, мы опирались на ряд критериев:

— правильность выполнения заданий;

— эффективность выполнения заданий;

— степень самостоятельности в использовании ИКТ при выполнении заданий;

— способность использовать знания, умения и навыки в области применения ИКТ при решении учебных и профессиональных задач.

Оценка общепользовательского, общепе­дагогического и предметно-педагогического компонентов ИКТ-компетентности позволила определить уровень ее сформированности у будущих дефектологов (см. таблицу).

 

Таблица

Система оценки сформированности ИКТ-компетентности студентов-дефектологов

 

Параметры

Краткая характеристика

Баллы

1. Общепользовательские ИКТ-компетенции

1.1. Компетенции в области использования средств ИКТ при решении повседневных задач

1.

Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет.

Умеет определять параметры отбора информации, отбирает информационные ресурсы по заданным параметрам, определяет момент завершения поиска информации в сети Интернет.

3

Частично владеет навыками поиска информации в сети Интернет.

2

Не способен к продуктивному целенаправленному поиску информации в сети Интернет.

1

 

 

Параметры

Краткая характеристика

Баллы

2.

Умение работать с текстовыми, табличными и графическими редакторами.

Эффективно использует текстовые, табличные и графические редакторы в учебной и профессиональной деятельности.

3

Владеет наиболее распространенными, широко употребляемыми функциями текстовых, табличных и графических редакторов.

2

Затрудняется в использовании текстовых, табличных и графических редакторов.

1

3.

Умение пользоваться электронной почтой, мессенджерами и социальными сетями.

Использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети как в личной, так и в учебной и профессиональной коммуникации с учетом этических аспектов, знаний правил и норм общения, характерных для определенного стиля.

3

Использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети в основном в личной коммуникации.

2

Редко использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети используются только для личной коммуникации.

1

4.

Умение пользоваться оргтехникой (персональный компьютер, планшет, принтер, сканер, мультимедийное оборудование и т.д.).

Владеет всем арсеналом функциональных возможностей оргтехники.

3

Испытывает затруднения при использовании новых для себя функциональных возможностей оргтехники.

2

Испытывает трудности при решении задач с использованием оргтехники.

1

5.

Навыки безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах

Постоянно придерживается правил безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах, обеспечивая конфиденциальность информации.

3

Частично владеет навыками безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах.

2

Имеет фрагментарные знания о безопасном хранении, использовании и передаче информации в компьютерных (автоматизированных) системах, но не использует их в практической деятельности.

1

1.2. Компетенции в области использования средств ИКТ при решении учебных (собственных) задач

6.

Умение осуществлять поиск учебной информации в сети Интернет.

Умеет определять параметры отбора учебной информации, использует информационные образовательные ресурсы по заданным параметрам, определяет момент завершения поиска учебной информации в сети Интернет.

3

Частично владеет навыками поиска учебной информации в сети Интернет.

2

Не способен к продуктивному целенаправленному поиску учебной информации в сети Интернет.

1

7.

Умение рационально сочетать при решении учебных задач информационные технологии с не­цифровыми ресурсами.

Эффективно сочетает при решении учебных задач информационные технологии с нецифровыми ресурсами.

3

Эпизодически способен при решении учебных задач сочетать информационные технологии с нецифровыми ресурсами.

2

При решении учебных задач использует в основном цифровые ресурсы без тщательного отбора.

1

8.

Выполнение учебных заданий с привлечением ИКТ (подготовка тексто-

При выполнении учебных заданий использование студентом ИКТ характеризуется целенаправленностью, самостоятельностью и высокой продуктивностью.

3

 

Параметры

Краткая характеристика

Баллы

8.

вых файлов, презентаций и т.п.).

Использует ИКТ для решения учебной или профессиональной задачи репродуктивно, с небольшим количеством ошибок.

2

При выполнении учебных заданий часто отмечается малопродуктивное, ошибочное использование ИКТ.

1

9.

Умение пользоваться электронной информационно-образовательной средой вуза (e-learning).

Самостоятельно и эффективно использует разные форматы электронного обучения в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning).

3

При работе в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning) нуждается в организующей помощи.

2

При работе в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning) испытывает значительные трудности.

1

10.

Навыки работы в сервисах для проведения веб-конференций и вебинаров (Cisco Webex Meetings, Zoom, Google Meet и пр.).

Самостоятельно и эффективно использует сервисы для веб­конференций и вебинаров.

3

При работе с сервисами для веб-конференций и вебинаров нуждается в организующей помощи.

2

При работе с сервисами для веб-конференций и вебинаров испытывает значительные трудности.

1

2. Общепедагогические ИКТ-компетенции

11.

Умение проектировать программы развития универсальных (базовых) учебных действий с использованием ИКТ.

При проектировании программы развития универсальных (базовых) учебных действий с использованием ИКТ учитывает возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся, требования ФГОС.

3

Способен к проектированию отдельных элементов программы развития универсальных (базовых) учебных действий с использованием ИКТ, учитывает некоторые возрастные и психолого­педагогические особенности обучающихся, требования ФГОС.

2

Способен к проектированию отдельных элементов программы развития универсальных (базовых) учебных действий с использованием ИКТ с помощью преподавателя.

1

12.

Способность формировать у обучающихся умения применять средства ИКТ.

Владеет широким спектром методов и приемов формирования у обучающихся умений применять средства ИКТ, способен их отбирать исходя из основных дидактических задач, а также возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся.

3

Владеет некоторыми методами и приемами формирования у обучающихся умений применять средства ИКТ, способен их отбирать исходя из основных дидактических задач, а также возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся.

2

Владеет некоторыми методами и приемами формирования у обучающихся умений применять средства ИКТ, допускает многочисленные ошибки, при отборе нуждается в помощи педагога.

1

13.

Знание об использовании ЦОР в процессе обучения, воспитания и оценивания результатов освоения обучающимися образовательных программ (ведение электронных форм, до-

Владеет разносторонними знаниями об использовании ЦОР в образовательном процессе.

3

Владеет разрозненными знаниями об использовании ЦОР в образовательном процессе.

2

 

Параметры

Краткая характеристика

Баллы

 

кументации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Не владеет знаниями об использовании ЦОР в образовательном процессе в достаточном объеме.

1

14.

Знания о технологиях применения ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся, знания о этических

и правовых нормах и правилах профессиональной коммуникации.

Владеет знаниями об использовании ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся, этическими и правовыми нормами и правилами профессиональной коммуникации.

3

Владеет некоторыми знаниями об использовании ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся.

2

Владеет фрагментарными знаниями об использовании ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся на основе своего личного опыта обучения в школе.

1

15.

Знания об использовании дистанционных образовательных технологий в работе с обучающимися.

Владеет системой знаний о дистанционных образовательных технологиях, способен подбирать их с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, а также основных дидактических задач.

3

Владеет знаниями о дистанционных образовательных технологиях, способен подбирать их с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, а также основных дидактических задач с методической помощью педагога.

2

Владеет фрагментарными знаниями о дистанционных образовательных технологиях.

1

3. Предметно-педагогические ИКТ-компетенции

16.

Умение проектировать элементы АООП с использованием ИКТ.

Способен к самостоятельному проектированию элементов АООП с использованием ИКТ.

3

Способен к проектированию элементов АООП с использованием ИКТ с организующей помощью педагога.

2

Не способен к самостоятельному проектированию элементов АООП с использованием ИКТ, даже с помощью преподавателя допускает многочисленные ошибки.

1

17.

Умение использовать ИКТ при планировании, проведении и оценке результатов коррекционно­педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, а также с учетом их особых образовательных потребностей.

При выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности.

3

При выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ частично учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности.

2

При выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ не учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности.

1

18.

Умение учитывать типологические особенности детей с ОВЗ различных категорий при подборе ИКТ, планировать коррекционно-педагогическую работу с

При планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ реализует принципы здоровьесбережения.

3

При планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ учитывает не все принципы здоровьесбережения.

2

 

Параметры

Краткая характеристика

Баллы

 

использованием здоровьесберегающих технологий.

При планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ не учитывает принципы здоровьесбережения.

1

19.

Умение разрабатывать ЦОР с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, а также с учетом их ООП.

Способен разработать отдельные элементы ЦОР с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, а также с учетом их ООП.

3

Способен разработать отдельные элементы ЦОР с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, а также с учетом их ООП с методической помощью преподавателя.

2

Разрабатывает отдельные элементы ЦОР, допуская многочисленные ошибки, не всегда учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ.

1

20.

Умение подбирать и/или разрабатывать ИКТ для системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

Умеет самостоятельно подобрать и/или разработать ИКТ для системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

3

При применении ИКТ в системе дополнительного образования обучающихся с ОВЗ нуждается в направляющей помощи.

2

Самостоятельно не способен найти эффективное применение ИКТ в системе дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

1

 

Результаты

Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты качественно-количественному анализу, который позволил выделить три уровня сформированности ИКТ- компетентности студентов-дефектологов: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (60—50 баллов): умеет определять параметры отбора информации, отбирает информационные ресурсы по заданным параметрам, определяет момент завершения поиска информации в сети Интернет; владеет всем арсеналом функциональных возможностей оргтехники; эффективно использует текстовые, табличные и графические редакторы; использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети как в личной, так в учебной и профессиональной коммуникации с учетом этических аспектов, знания правил и норм общения, характерных для определенного стиля; постоянно придерживается правил безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах, обеспечивая конфиденциальность информации; использование студентом ИКТ характеризуется целенаправленностью, самостоятельностью и высокой продуктивностью; при выборе из ряда предложенных алгоритмов применения ИКТ для решения учебной или профессиональной задачи выбирает оптимальный, обосновывает его; без затруднений осуществляет перенос приобретенных знаний, умений и навыков в области использования ИКТ в новые учебные ситуации; самостоятельно и эффективно работает в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning), сервисах для веб-конференций и вебинаров; способен к самостоятельному проектированию элементов АООП с использованием ИКТ; при выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности; при планировании образовательных и коррекци­онно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ реализует принципы здоровьес- бережения; умеет самостоятельно подобрать и/или разработать ИКТ для системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

Средний уровень (49—30 баллов): частично владеет навыками поиска учебной информации в сети Интернет; испытывает затруднения при использовании новых для себя функциональных возможностей оргтехники; владеет наиболее распространенными, широко употребляемыми функциями текстовых, табличных и графических редакторов; использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети в основном в личной коммуникации; частично владеет навыками безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах; использует ИКТ для решения учебной или профессиональной задачи репродуктивно, с небольшим количеством ошибок; при выборе из ряда предложенных алгоритмов работы не всегда выбирает наиболее эффективный, не всегда может обосновать свой выбор; задания выполняет с эпизодическими ошибками; наблюдаются попытки переноса приобретенных знаний, умений и навыков в области использования ИКТ в новые учебные ситуации; при работе в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning), сервисах для веб-конференций и вебинаров нуждается в организующей помощи; способен к проектированию элементов АООП с использованием ИКТ с организующей помощью педагога; при выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ частично учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности; при планировании образовательных и коррек­ционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ учитывает не все принципы здоро- вьесбережения; при применении ИКТ в системе дополнительного образования обучающихся с ОВЗ нуждается в направляющей помощи.

Низкий уровень (29—20 баллов): испытывает трудности при решении задач с использованием оргтехники; затрудняется в использовании текстовых, табличных и графических редакторов; нерегулярно использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети; не владеет навыками безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах; не способен к продуктивному целенаправленному поиску учебной информации в сети Интернет; малопродуктивное, часто ошибочное использование ИКТ для решения учебной или профессиональной задачи; работает только по заданному алгоритму; приобретенные знания, умения и навыки в области использования ИКТ применяются эпизодически; при работе в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning), сервисах для веб-конференций и вебинаров испытывает значительные трудности; не способен к самостоятельному проектированию элементов АООП с использованием ИКТ; при выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ не учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности; при планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ не учитывает принципы здоровьесбережения; самостоятельно не способен найти эффективное применение ИКТ в системе дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

Анализ результатов исследования

Анализ сформированности общепользо­вательского компонента ИКТ-компетентности у студентов 1—2 курсов показал следующее:

—    все респонденты (100%) отметили, что цифровые технологии широко ими используются и помогают в повседневной жизни;

—    75% студентов говорили о том, что они следят за трендами в сфере цифровых электронных ресурсов. Эти же студенты при использовании современной оргтехники и гаджетов, новых приложений и программного обеспечения не испытывают трудностей;

—    99% респондентов называют популярные социальные сети и мессенджеры;

—    96% от общего числа участников эксперимента используют их постоянно как средство коммуникации;

—    81% студентов утверждают, что следует придерживаться общепринятых норм и правил коммуникации в сети Интернет, из них 43% указали, что использование этих норм зависит от корреспондента, с которым они общаются;

—    поиск информации в сети Интернет не вызывает затруднений у большинства студентов (89%). Но проверка умений вести поиск учебной информации не подтверждает эти данные;

—    свыше 50% обучающихся используют несколько источников для решения учебной задачи, около 36% останавливают свой поиск, найдя 1—2 источника, не всегда отвечающих требованиям задания;

—    при решении учебных задач рационально используют сочетание информации из сети Интернет с нецифровыми носителями только 28% студентов;

—    владеют наиболее распространенными текстовыми, табличными и графическими редакторами 92% респондентов, из них способны к их эффективному использованию — 51%.

—    постоянно придерживаются правил безопасного хранения, использования и передачи информации 37%, остальные респонденты владеют теоретическими знаниями в этой области, но на практике не используют;

—    большинство студентов быстро адаптируются в электронно-образовательной среде вуза, сервисах для проведения вэб- конференций и вебинаров (87%);

—    11% обучающихся нуждаются в организующей помощи, 2% испытывают значительные затруднения даже после оказания им помощи (рис. 1).

Результаты обработки данных по сфор- мированности общепедагогического компонента ИКТ-компетентности выявили, что 53% студентов способны к проектированию элементов программ формирования базовых учебных действий с использованием ИКТ, ЦОР для организации обучения и воспитания, в том числе и в дистанционном формате, с организующей и методической помощью со стороны преподавателя. Из них 46% в ходе этой работы учитывают возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся. Изучение знаний студентов о применении ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся выявило их низкий уровень (34%): в основном в этом вопросе студенты опирались на свой личный опыт школьного обучения. Студенты имеют лишь разрозненные сведения об отдельных методах и приемах формирования у обучающихся умений работы с ИКТ (77%).


Рис. 1. Изучение сформированности ИКТ-компетентности студентов-дефектологов (в %)


Исследование сформированности предметно-практического компонента ИКТ- компетентности у студентов выявило, что при проектировании элементов АООП, планировании, проведении и оценке результатов коррек­ционно-педагогической работы, разработке ЦОР, подборе и/или разработке материалов для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ 89% нуждаются в организующей и методической помощи преподавателя. Затруднения, на наш взгляд, вызваны еще
недостаточным уровнем знаний у студентов 1—2 курсов о психолого-педагогических особенностях детей различных нозологических групп, об общих и частных вопросах специальных методик преподавания. Подобные трудности у студентов обусловлены также нехваткой практического опыта работы с обучающимися с ОВЗ, в том числе с использованием ИКТ. Это приводит к недостаточному пониманию студентами специфики использования ЦОР при работе с детьми данной категории, важности применения здоровьесберегающих технологий при включении ресурсов ЦОС в образовательный и коррекционный процессы. 51% студентов при планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ не всегда учитывают принципы здоровьесбережения (рис. 2).

Выводы

Диагностика сформированности ИКТ- компетентности студентов-дефектологов 1—2 курсов показала преобладание среднего уровня компетентности (58%), который соответствует общепользовательскому компоненту ИКТ-компетентности. На наш взгляд, для достижения высокого уровня сформирован- ности ИКТ-компетентности (общепедагоги­ческого, предметно-педагогического и профессионального компонента) студентам недостаточно знаний, умений и навыков использования современных технических устройств в повседневной жизни. 

Рис. 2. Уровни сформированности ИКТ-компетентности студентов-дефектологов (в %)

Для формирования ИКТ-компетентности будущего учителя-дефектолога необходимо в процессе его профессиональной подготовки особое внимание уделить формированию общепедагогического и предметно-педагогического компонентов. В связи с этим важно включить в учебный план учебные дисциплины, направленные на углубленное изучение вопросов, связанных с применением ИКТ для решения широкого спектра профессиональных задач дефектолога. Кроме того, полагаем целесообразным в программы практик внести обязательный раздел, посвященный формированию практического опыта работы студента-практиканта в цифровой образовательной среде. Полученные результаты крайне интересны в продолжении начатого исследования, поскольку необходимо определить реальный уровень сформированности ИКТ-компетентности учителей-дефектологов, обеспечивающий им конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Высоких результатов в области профессионального компонента можно достичь в оптимальном сочетании теории и практики обучения: изучение специального курса и отработка практических навыков на базах практик в системе цифровой образовательной среды.

 

Литература

  1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22994 (дата обращения: 05.08.2021).
  2. Богданова А.В. Формирование информационно- коммуникативной компетентности студентов вуза с  использованием  технологии  учебных  полей: на примере подготовки бакалавров педагогики: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.
  3. Бурмакина В.Ф., Маслак А.А. Измерение информационно-коммуникационной компетентности   педагогов   в   регионах   в рамках проекта «информатизация системы образования» // Вестник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. 2007. № 2(5). С. 124—147.
  4. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно- коммуникационных технологий как развивающая система // Педагогическая информатика. 2004. № 3. С. 3—10.
  5. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Психолого- дидактические проблемы создания цифровых учебников // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 102—112. DOI:10.17759/ pse.2021260307
  6. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. 2011. № 1. С. 4—8.
  7. Информационно-к оммуникационные технологии в образовании. Термины и определения:  национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52653-2006. М.: Стандартинформ, 2007. 7 с.
  8. Ионова О.Н. Модель формирования информационной компетентности в процессе дополнительного образования // Материалы межрегиональной                     научно-практической конференции   «Развитие         региональной образовательной информационной среды «РОИС- 2006» (г. Санкт-Петербург, 11—12 декабря 2006 г.). СПб.: ЛОИРО, 2006. С. 26—29.
  9. Краснов С.В.,   Калмыкова   С.В.,   Краснова С.А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 89—101.
  10. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 5—19. DOI:10.17759/ pse.2018230301
  11. Марголис А.А., Рубцов В.В., Панюкова С.В., Сергеева В.С. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 102—110. DOI:10.17759/pse.2018230211
  12. Невзорова А.В., Лебедева Л.А. Роль образовательной среды школы в обеспечении качества начального общего образования // Современное начальное образование: актуальные проблемы обучения и воспитания: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Пермь, 24 марта 2015 г.). Пермь: Астер, 2015. С. 258—263.
  13. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static. government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmu F5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 08.07.2021).
  14. Смирнова А.Н., Редченкова Г.Д. Формирование ИКТ-компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 188—193.
  15. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36—50. DOI:10.17759/pse.2020250104
  16. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета   // Психологическая   наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 52—65. DOI:10.17759/pse.2021260205
  17. Темербекова А.А., Бондарь В.В. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема: Монография. М.: МГУП, 2008. 193 с.
  18. Тишина Л.А., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Лебедева А.В. Интеграция ресурсов школы и ВУЗа в подготовке будущих дефектологов // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С. 175—192. DOI:10.7256/2454-0676.2021.2.35486
  19. Тишина Л.А., Данилова А.М., Шишкова М.И., Артёмова Е.Э. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11—1. С. 212—218.
  20. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в   учебном   процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 88 с.
  21. Хавенсон Т.Е., Гизатуллин М.А. Цифровая технологическая готовность учителей: подходы к измерению // Тенденции развития образования. Эффективность образовательных институтов: Материалы XVI ежегодной Международной научно- практической    конференции.    М.:    Дело, 2020. С. 188—195.

Информация об авторах

Артемова Ева Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, Декан факультета Клиническая и специальная психология, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5573-3234, e-mail: artemovaee@mgppu.ru

Данилова Александра Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0778-0893, e-mail: danilovaam@mgppu.ru

Подвальная Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0448-7800, e-mail: heliopile@yandex.ru

Тишина Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8421-4206, e-mail: tishinala@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 597
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 299
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3