Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 138Рубрики 53Авторы 10240Новости 1978Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования 153

|

Марголис А.А.
кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122
e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Аннотация

Обращается внимание на тот факт, что в условиях пандемии научная грамотность граждан превращается из предмета социологических исследований в вопрос выживаемости самого общества. Подчеркивается, что отношение различных социальных групп и индивидов к вакцинации показывает реальное состояние научной грамотности и обнаруживает существенные проблемы в ее формировании. В статье рассматриваются основные этапы развития понятия естественно-научной (научной) грамотности и важность критической научной грамотности (critical science literacy) в условиях информационного потока, содержащего противоречивую научную информацию и экспертные мнения. Показана неэффективность существующих стратегий ее формирования без специально организованной работы по развитию исходных донаучных представлений у детей и взрослых.

Ключевые слова: научная грамотность, естественно-научная грамотность, естественно-научное образование, STEM, пандемия, пандемия COVID 19, исходные представления учащихся, наивные теории

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260601

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2021 № 073-00041-21-05 «Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач».

Получена: 01.10.2021

Принята в печать: 08.10.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Брико Н.И., Миндлина А.Я., Галина Н.П., Коршунов В.А., Полибин Р.В. Приверженность различных групп населения иммунопрофилактике: как изменить ситуацию? // Фундаментальная и клиническая медицина.2019.Том 4.С.33.
  2. Выготский Л.С. К вопросу о развитии научных понятий в школьном возрасте: Предисловие // Ж.И. Шиф.Развитие научных понятий у школьника.М; Л: Гос.учеб.педагог.изд-во, 1935.80 с.
  3. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте (стенограмма доклада в Ленинградском педагогическом институте, 20.05.1933) // Умственное развитие детей в процессе обучения.М: Учпедгиз, 1935.С.96—115.
  4. Ковалева Г.С. Материалы к заседанию президиума РАО 27 июня 2018 г.Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) // Отечественная и зарубежная педагогика.2018.Т. 2.№ 5(55).
  5. Branscomb A.W. Knowing how to know // Science, Technology & Human Values.1981.Vol.6.№ 3.P. 5—9.
  6. Braund M. Critical STEM Literacy and the COVID-19 Pandemic // Canadian Journal of Science, Mathematics and Technology Education.2021.P. 1—18.DOI:10.1007/s42330-021-00150-w
  7. Carey S., Zaitchik D., Bascandziev I. Theories of development: In dialog with Jean Piaget // Developmental Review.2015.Vol.38.P.36—54.
  8. Chi M.T.H. Three types of conceptual change: Belief revision, mental model transformation, and categorical shift // International handbook of research on conceptual change.Routledge, 2009.P.89—110.
  9. Durant J.R. What is scientific literacy // Science and culture in Europe.1993.P.129—137.
  10. Durant J.R., Evans G.A., Thomas G.P. The public understanding of science // Nature.1989.Vol.340.№ 6228.P.11—14.
  11. Feinstein N. Salvaging science literacy // Science education.2011.Vol.95.№ 1.P.168—185.
  12. Hurd P.D. Science literacy: Its meaning for American schools // Educational leadership.1958.Vol. 16.№ 1.С.13—16.
  13. Jenkins E.W. School science education: Towards a reconstruction // Journal of Curriculum Studies.1992.Vol.24.№ 3.P.229—246.
  14. Kyle Jr W.C.Scientific literacy: How many lost generations can we afford? // Journal of Research in Science Teaching.1995.Vol.32.№ 9.P.895—896.
  15. Larson H.J. et al.The state of vaccine confidence 2016: global insights through a 67-country survey // EBioMedicine.2016.Vol.12.P.295—301.DOI:10.1016/j.ebiom.2016.08.042
  16. Laugksch R.C. Scientific literacy: A conceptual overview // Science education.2000.Vol.84.№ 1.P. 71—94.
  17. Lucas A.M. ‘Info-tainment’ and informal sources for learning science // International Journal of Science Education.1991.Vol.13.№ 5.P.495—504.
  18. Miller J.D. Public understanding of, and attitudes toward, scientific research: What we know and what we need to know // Public understanding of science.2004.Vol.13.№ 3.P.273—294.
  19. Miller J.D. Scientific literacy: A conceptual and empirical review // Daedalus.1983.P.29—48.
  20. Miller J.D., Pardo R. Civic scientific literacy and attitude to science and technology: A comparative analysis of the European Union, the United States, Japan, and Canada // Between understanding and trust: The public, science and technology.2000.P. 81—129.
  21. National Science Board (US).Science & engineering indicators.National Science Board, 2000.
  22. OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).PISA 2015 Assessment and Analytical Frame-work: Science, Reading, Mathematics (Revised Edition).Paris: PISA, OECD Publishing, 2017.
  23. OECD.Fostering students’ creativity and critical thinking: What it means in school.Paris: Educational Research and Innovation, OECD Publishing, 2019.DOI:10.1787/62212c37-en (дата обращения: 07.07.2020).
  24. Priest S. Critical science literacy: What citizens and journalists need to know to make sense of science // Bulletin of Science, Technology & Society.2013.Vol. 33.№ 5—6.P.138—145.
  25. Roberts D.A. Scientific Literacy: Towards Balance in Setting Goals for School Science Programs // A Discussion Paper.Publications Office, Science Council of Canada, 100 Metcalfe St., Ottawa, Ontario K1P 5M1 (free), 1983.№ 4.Р.8—18.DOI:10.23946/2500-0764- 2019-4-4-8-18
  26. Rubba P.A., Andersen H.O. Development of an instrument to assess secondary school students understanding of the nature of scientific knowledge // Science education.1978.Vol.62.№ 4.P.449—458.
  27. Shamos M.H. The myth of scientific literacy.New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1995.
  28. Shamos M.H. Views of scientific literacy in elementary school science programs: Past, present, and future // Scientific Literacy.1989.P. 109—127.
  29. Shen B.S.P. Views: Science Literacy: Public understanding of science is becoming vitally needed in developing and industrialized countries alike // American scientist.1975.Vol.63.№ 3.P.265—268.
  30. Shortland M. Advocating science: Literacy and public understanding // Impact of Science on Society.1988.Vol.38(4).P.305—316.
  31. Vosniadou S., Vamvakoussi X., Skopeliti I. The framework theory approach to the problem of conceptual change // International handbook of research on conceptual change.2008.P.3—34.
  32. Walberg H.J. Scientific literacy and economic productivity in international perspective // Daedalus.1983.P.1—28.
  33. Wynne B. Knowledges in context // Science, Technology, & Human Values.1991.Vol.16.№ 1.P. 111—121.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика