![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения 1116Кондратьев Ю.М. Сачкова М.Е. АннотацияВ статье представлены результаты социально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей отношений межличностной значимости в студенческих сообществах. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфики интрагруппового структурирования учебных групп психолого-педагогических вузов. В исследовании приняли участие 743 студента I–V курсов МГППУ, Университета РАО, МГПУ. В ходе работы применялся комплекс социально-психологических методов и методических приемов: социометрическая и аутосоциометрическая процедуры, референтометрическая и аутореферентометрическая процедуры, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, модифицированный вариант техники «репертуарных решеток» Дж.Келли. Были получены данные, демонстрирующие статистически значимые различия в характере процесса дифференциации в студенческих группах, находящихся на разных этапах своего становления. В статье также показана специфическая роль среднестатусных студентов в установлении системы межличностных отношений. Ключевые слова: студенческая группа, социометрическая, референтометрическая , неформальная властная структуры группы, межличностная значимость, статус Рубрика: Психологические исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
В условиях современного российского образования, когда происходит кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся. В связи с этим принципиальную значимость начинают приобретать факторы неформальной системы отношений межличностной значимости. По-особому данные типы взаимосвязей складываются в студенческих группах. Следует отметить, что в последние десятилетия все больше исследователей обращаются к проблеме изучения межличностных отношений в студенческих сообществах (Г.М.Белокрылова, А.Э.Варчев, К.М.Гайдар, А.Д.Гусейнов, Э.Г.Исаева, Е.Л.Козуб, П.В.Лебедчук, А.М.Муталимова, А.С.Силаков и др.). При этом пристальное внимание уделяется, прежде всего, детерминантам положения учащихся в группах, типам их взаимодействий, а также генезису основных внутригрупповых феноменов. Например, Е.Л.Козуб установила корреляционную зависимость между ценностными ориентациями личности и ее положением в группе [3]. Ею также была выявлена динамика межличностных отношений на разных курсах. Было определено, что на I–II курсах формируется больше микрогрупп и наблюдается небольшое число лидеров; на III–IV курсах группы становятся более открытыми, в этот период можно также зафиксировать самые высокие показатели эмоциональной сплоченности и ценностно-ориентационного единства. А.С.Силаков установил, что уровень адекватности самооценки резко возрастает на II курсе. Адекватность самооценки низкостатусных членов студенческих групп растет соответственно длительности существования группы [7]. А.М.Муталимова доказала, что высокий уровень межличностных отношений связан с умеренной экстраверсией и средней тревожностью членов группы, средний – с высокой экстраверсией, низкий – с интроверсией, а также с высокой или низкой тревожностью испытуемых [5]. <...> Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Копейкин Г.К. Особенности активизации человеческого потенциала работников пожилого возраста Психология личности, Социальная психология | Харарбахова М.А., Мусатова О.А., Шпагина Е.М. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|