![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы 2122Ниязбаева Н.Н. АннотацияСовременное образование нуждается в новом открытом знании о человеке. Открытость научно-педагогического знания как основная его характеристика отражает исследовательскую потребность в расширении представлений о развитии конкретной личности, ее внутреннем мире, смыслах, глубинных переживаниях в общении с другим человеком. В этой связи становление нового педагогического мышления посредством исследования идей экзистенциальной психологии приобретает особый смысл для решения проблем самоосуществления личности, творчества, обретения свободы и умения нести за нее ответственность, развития духовности, воспитания совести, способности любить. Ключевые слова: экзистенциальная психология, антропоцентризм, образование, фундаментальные экзистенциальные феномены, свободы, ответственность, совесть, любовь, встреча, творчество, уникальность Рубрика: Педагогическая психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
ХХ столетие ознаменовалось началом перехода от индустриального к постиндустриальному типу социальности. Постиндустриальная эпоха, эпоха нового дыхания гуманизма, актуализировала личность независимую и творческую, активную и обладающую яркой индивидуальностью. Востребованным становится человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение собственной сущности. В то же время динамичные социоциокультурные трансформации второй половины ХХ в. и начала ХХI в., политические потрясения, экономическая нестабильность, культурологические, идеологические и духовно-нравственные изменения привели к кризису человеческого существования: растерянность, нарастание тревоги, страх, «заброшенность в мир вещей и людей» (М.Хайдеггер), неуверенность и обреченность стали вызовами ежедневной жизни. Человек находится в ситуации экзистенциального выбора: преодолеть негатив, стать «подлинным», реализовать возможность осуществления своего «проекта» (Ж.-П.Сартр), обрести яркую индивидуальность либо не найти самого себя, не взяв ответственности за собственное существование, погрузиться в «отчаяние». Очевидно, что на фоне провозглашения гуманизма как признания ценности личности и свободы человека, с одной стороны, и экзистенциального преодоления вызовов жизни – с другой, обозначены гуманитарные противоречия, связанные со сменой типов социальности. Все более востребованным сегодня становится человек свободный, умеющий делать выбор, осуществляющий себя в полной мере. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Марченко О.Н., Шаммедова А.З. Тема творчества в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскобленные» |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|