Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования

2193

Аннотация

Анализируются ключевые проблемы практической психологии образования, формулируются основные положения концепции развития психологической службы образования, которая рассматривается как один из важнейших элементов модернизации всей системы образования. На основе обобщения данных проведенного в 2006–2008 гг. мониторинга деятельности психологической службы образования России, анализа и систематизации исследовательских материалов разработана стратегия развития службы, которая определяет основные направления ее деятельности на период до 2020 г. Механизмом реализации данной стратегии должна стать предлагаемая обобщенная структурно-функциональная модель психологической службы образования. Варианты организации психологической службы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизированные с учетом региональных и иных контекстных особенностей, могут применяться при проектировании адресных версий психологической службы, которые ориентированы на различные контингенты обучающихся: одаренные дети и дети с задержками развития, дети-сироты и девиантные дети, дети с ОВЗ и дети, испытывающие трудности в обучении, и т. д. В статье подробно рассмотрен пример конкретной адресной модели работы с детской одаренностью.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба образования, концепция психологической службы, модели психологической службы, стратегия развития психологической службы образования

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080301

Для цитаты: Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 1–15. DOI: 10.17759/psyedu.2016080301

Полный текст

Э
Анализируются ключевые проблемы практической психологии образования, формулируются  основные положения концепции развития психологической службы образования, которая рассматривается как один из важнейших элементов модернизации всей системы образования. На основе обобщения данных проведенного в 2006–2008 гг. мониторинга деятельности психологической службы образования России, анализа и систематизации исследовательских материалов разработана стратегия развития службы, которая определяет основные направления ее деятельности на период до 2020 г. Механизмом реализации данной стратегии должна стать предлагаемая обобщенная структурно-функциональная модель психологической службы образования.
Варианты организации психологической службы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизированные с учетом региональных и иных контекстных особенностей, могут применяться при проектировании адресных версий психологической службы, которые ориентированы на различные контингенты обучающихся: одаренные дети и дети с задержками развития, дети-сироты и девиантные дети, дети с ОВЗ и дети, испытывающие трудности в обучении, и т. д.
В статье подробно рассмотрен пример  конкретной адресной модели работы с детской одаренностью.


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 № 1662- р (далее – Концепция – 2020), в качестве одной из четырех приоритетных задач в сфере развития человеческого потенциала определена модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития. Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации (далее – Служба) является организованной системой связей (сплетение ролей и статусов, посредством которых профессиональное поведение педагога-психолога осуществляется и удерживается в определенных рамках) и норм, которая объединяет значимые ценности (разделяемые идеи и цели системы образования) и процедуры (стандартизованные образцы поведения педагогов-психологов в групповых процессах), удовлетворяющие основным потребностям системы образования.
В соответствии с определением социальных институтов, сформулированным С.С. Фроловым, психологическая служба может быть отнесена к социальным институтам системы образования.  По определению В.В. Рубцова, эта служба решает главную задачу психологического обеспечения образования – задачу эффективной защиты детства и социально ответственного введения растущего человека в социальные институты общества.
В соответствии с Концепцией – 2020 психологическая служба образования должна быть модернизирована как инструмент социального развития всей системы образования страны. В связи с этим целесообразно оценить степень готовности Службы практической психологии образования к решению задач модернизации российского образования с учетом ее организационно-управленческих, материально-технических, кадровых и иных ресурсов и рассмотреть методы и технологии актуализации ее ресурсного потенциала в рамках модернизации институтов социального развития.
Адекватным инструментом оценки структуры и эффективности деятельности Службы в этих условиях становится социально-психологический мониторинг. Результаты проведенного в 2006–2008 гг. мониторинга деятельности Службы, а также данные анализа и  систематизации исследовательских материалов позволили разработать и провести апробацию ряда проектов нормативных документов Службы. В их числе – разработка и внедрение «Рекомендаций по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)», а также разработка «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 г.» (далее – Концепция). Мониторинг позволил оценить уровень востребованности психологических услуг, определить общие принципы и региональные особенности обобщенной структурной модели Службы, изучить основные направления деятельности и перспективные задачи. Это дало возможность рассматривать Службу как социальный ресурс модернизации российского образования и инструмент социального развития системы образования.
Основываясь на результатах анализа эмпирических данных и обобщении опыта работы практических психологов образования, была разработана Стратегия развития Службы, которая определяет основные направления ее деятельности в ходе модернизации системы образования в соответствии с Концепцией 2020 года и включает в себя: 1) оформление организационно-управленческой структуры Службы; 2) осуществление научно-методического руководства деятельностью ППМС-центров; 3) активное использование инновационных видов профессиональной деятельности в работе педагогов-психологов; 4) определение приоритетных задач Службы на долгосрочный период в контексте развития человеческого потенциала общества в системе образования.

Проделанная работа позволила сформулировать основные параметры   обобщенной организационной структурно-функциональной модели Службы и дать рекомендации по повышению эффективности Службы.
Выполненный с позиций указанной модели анализ показал, что эффективность Службы как инструмента социального развития образования в настоящее время снижена за счет действия ряда негативных факторов –    отсутствия нормативно-правовой базы, неудовлетворительной материально-технической оснащенности, слабого уровня межведомственного взаимодействия и т. п. Недостаточно развиты такие формы работы, как психологическое проектирование, экспертиза социальных проектов. Практически повсеместно отсутствуют региональные программы развития Службы с учетом приоритетных задач системы образования.
Анализ структуры управления Службой на федеральном, региональном и местном уровнях позволил сделать заключение о потенциале структуры управления Службой как социальным ресурсом образования. В соответствии с этим ключевыми особенностями действующих региональных моделей Службы – РПС, которые можно рассматривать как частные формы общей модели, фактически сложившиеся в рамках существующего нормативно-правового поля (рис. 1–3), являются: 1) отсутствие нормативной правовой базы, законодательно закрепляющей право обучающегося, воспитанника на получение бесплатной доступной качественной психологической помощи в образовательном учреждении; 2) различие в особенностях системы управления структурными подразделениями указанных служб (или ее отсутствие) со стороны органов власти, осуществляющих управление в сфере образования; 3) концептуальное единообразие подразделений службы, непосредственно обеспечивающих оказание психологической помощи: на уровне образовательного учреждения – педагог-психолог или психологическая служба образовательной организации, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк); на уровне муниципального образования – муниципальные ППМС-центры и муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии (муниципальные ПМПК); на уровне субъекта РФ – ГОУ ППМС-центры и центральные психолого-медико-педагогические комиссии (центральные ПМПК).

Концепция развития практической психологии образования России позволяет выстроить обобщенную модель психологической Службы образования (рис. 4).
Обобщенная модель службы дает возможность  провести сравнительную оценку реально действующих региональных моделей психологической службы образования России.
Реализация предлагаемой модели Службы с учетом особенностей регионов принципиально позволяет решить вопрос организации ее работы, взаимодействия с органами власти, оценки стоимости психологических услуг, в том числе предложить нормативы финансирования деятельности психологов образования для субъектов РФ, обеспечить доступность качественных психологических услуг в учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования, осуществить оценку качества и эффективности работы педагога-психолога, обеспечить повышение профессиональной квалификации педагога-психолога.
Конкретизированные с учетом региональных и иных контекстных особенностей приложения общей модели могут быть полезны при исследовании и проектировании так называемых адресных версий психологической службы, которые ориентированы на различные контингенты учащихся: одаренные дети и дети с задержками развития, дети- сироты и девиантные дети, дети с ОВЗ и дети, испытывающие трудности в обучении, и т. д.
Заложенная в идее таких служб индивидуализация образования  предполагает выявление особенностей развития личности конкретного ребенка, его способностей, мотивации, образовательных потребностей и запросов и становится важнейшим компонентом развития человеческих ресурсов, включая создание системы «социальных лифтов».

Реализация общей модели на примере адресно-ориентированных психологических служб для работы с различными контингентами обучающихся  

Организационно управленческая схема частной (адресной) психологической службы при работе с детской одаренностью может быть представлена как развитие описанной выше модели.
В основу разработки комплексной многоуровневой модели выявления и развития детских способностей и детской одаренности мы считаем необходимым заложить следующие принципы:  выявление и развитие способностей, создание адекватных образовательных возможностей для всех детей;  опора на федеральные государственные образовательные стандарты, что инициирует разработку и внедрение методов и технологий измерения таких важных результатов образовательного процесса, как метапредметные компетенции (инновационность, творческость, поликультурность) и личностные качества (способности, интересы, мотивы, направленность, одаренность и т. п.), определяемые в ходе социально- психологического мониторинга;  комплексный подход, предполагающий создание модели, интегрирующей знания и технологии из различных дисциплин и программно-проектный способ ее реализации с учетом национально-культурных особенностей и региональных потребностей;  создание технологии адресной работы с ребенком, позволяющей измерять общие и специальные способности обучающихся, оценивать потенциал и мотивацию их развития и разрабатывать индивидуальные траектории развития детей с особыми способностями.

Мировой опыт показывает, что все страны, разрабатывающие  национальные стратегии управления и развития человеческих ресурсов, используют, в основном,  две стратегии выявления и развития детских способностей – экстенсивную и интенсивную.
Экстенсивная стратегия (менее затратна и может удовлетворять потребности стран, где численность населения велика, а потребности высокотехнологических отраслей экономики относительно низки, поэтому преимущественно представлена в Юго-Восточной Азии, частично – в Латинской Америке) базируется на выявлении способностей по реальным достижениям и обеспечивает развитие за счет проведения в школе занятий университетского уровня (ее результативность достигает 10 % – 30 %  от общего числа детей, охваченных системой образования); Интенсивная стратегия (необходима для стран с большой потребностью в высококвалифицированных талантливых профессионалах, ее реализуют в основном страны Северной Америки и Западной Европы) основывается на выявлении способностей детей по их потенциалу, обеспечивает развитие ребенка с учетом его индивидуальной мотивации (результативность интенсивной системы – 50 % – 70 % от общего числа детей, охваченных системой образования).
В Российской Федерации в настоящее время работа ведется преимущественно по экстенсивной схеме. Этот же путь намечен и в рамках программы «Наша новая школа»: выявление способностей детей осуществляется по их достижениям на олимпиадах, конкурсах, а развитие – путем преподавания высокого уровня (лицеи, гимназии и пр.).
Между тем в силу складывающейся демографической ситуации    человеческие ресурсы в Российской Федерации можно оценить как весьма ограниченные, поэтому в плане постановки цели инновационного развития экономики более целесообразной является система поддержки одаренности интенсивного типа.
В соответствии с нашей концепцией создания системы выявления и развития детских способностей более эффективной для реализации на территории Российской Федерации с учетом ее социально-экономических, культурных и демографических особенностей становится смешанная схема, которая предполагает использование как элементов интенсивного подхода (диагностика, мотивация, развитие общих и специальных способностей в ходе индивидуальных образовательных траекторий, создание специальных  образовательных учреждений, государственной и общественной поддержки, фондов и т .п.), так и технологий экстенсивного подхода (организация разного рода конкурсов, олимпиад разного уровня и направления, школ-инкубаторов, центров детского и юношеского творчества, развития всей системы дополнительного образования детей и молодежи).
Для создания многовариантной и развернутой во времени национальной системы выявления и развития детских способностей в соответствии с нашей концепцией необходимо:  сформировать единый организационно-управленческий механизм, охватывающий все уровни образования, включающий организацию и проведение социально-психологического мониторинга развития обучающихся, воспитанников, создание и ведение баз данных разного уровня;  упорядочить и развивать систему олимпиад и конкурсов;  дополнить выявление одаренности на основе достижений диагностикой перспектив развития на основе анализа потенциальных возможностей (в том числе с применением специальных методов измерения способностей и мотивации);  расширять и совершенствовать сеть специальных образовательных учреждений для учащихся с особыми способностями, в том числе в системе дополнительного образования детей;  разработать механизмы реализации индивидуальных образовательных траекторий в общеобразовательных школах с учетом потребностей одаренных детей;  разработать технологии работы с одаренными гражданами России во время обучения в учреждениях профессионального образования и период ранней профессионализации, а также механизмы их практической реализации;  привлечь отечественное бизнес-сообщество к постановке задач по образованию одаренной молодежи;  разработать механизмы интеграции деятельности негосударственных фондов, специализирующихся на оказании помощи одаренным детям и молодежи, в систему выявления и поддержки детской одаренности в рамках общенациональной линии.
Модель многоуровневой национальной системы работы с  детской одаренностью включает в себя на федеральном уровне:  создание федерального координационного совета (в состав войдут представители федеральных органов государственной власти, негосударственных всероссийских фондов, общественных объединений – работодателей, педагогов, психологов, родителей и т. д., образовательных учреждений по работе с одаренными детьми и молодежью, учреждений высшего профессионального образования, иных заинтересованных организаций и учреждений);  создание федерального ресурсного центра по работе с детской одаренностью (на базе одного из ведущих научно-образовательных центров, располагающего необходимыми кадровыми, материально-техническими, информационными и иными ресурсами для решения задач подготовки, переподготовки, повышения квалификации, научного и методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов);  учреждения национального фонда поддержки детской одаренности;  развитие и совершенствование сети специализированных федеральных образовательных учреждений для одаренных детей и молодежи.
При этом на разных уровнях управления должны решаться разные задачи, объединенные общей целью.
Основные задачи, решаемые на федеральном уровне:  совершенствование федеральной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по выявлению и развитию детской одаренности;  создание реестра рекомендуемых технологий и методов работы с детской одаренностью;  разработка и реализация федеральной программы выявления и развития детской одаренности (или соответствующего раздела в рамках Федеральной целевой программы развития образования на соответствующий период);  разработка и реализация программ выявления и поддержки одаренных студентов в учреждениях высшего профессионального образования;  разработка и реализация системы федеральной грантовой поддержки одаренных детей и молодежи в периоды обучения и ранней профессионализации;  осуществление специальных программ поддержки одаренных соотечественников;  разработка, организация и проведение всероссийского социально- психологического мониторинга, включающего оценку личностных качеств и метакомпетенций;  разработка и внедрение единых требований к организации и проведению международных,  всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов, победители и призеры которых зачисляются  в  федеральный реестр интеллектуального потенциала страны;  организация и проведение российских и международных олимпиад и иных творческих конкурсов;  создание и поддержание в актуальном состоянии федерального реестра интеллектуального потенциала страны (персональные данные одаренных детей и молодежи на основе данных ежегодного социально-психологического мониторинга и результатов всероссийских и международных олимпиад и конкурсов);  подготовка педагогических кадров для работы с детской одаренностью и учащимися, проявившими выдающиеся способности.
Задачи, решаемые на уровне субъекта Российской Федерации:  совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по выявлению и развитию детской одаренности;  участие в федеральной программе выявления и развития детской одаренности, разработка и реализация региональной программы выявления и развития детской одаренности (или соответствующего раздела в рамках региональной программы развития образования на соответствующий период);  привлечение работодателей и общественных фондов для оценки потребностей в формировании компетентностей у одаренной молодежи и разработки и реализации системы региональной грантовой поддержки одаренных детей и молодежи в периоды обучения и ранней профессионализации;  организация и проведение на территории субъекта Российской Федерации всероссийского социально-психологического мониторинга, включающего оценку личностных качеств и метакомпетенций;  организация и проведение региональных олимпиад и иных творческих конкурсов;  создание и поддержание в актуальном состоянии регионального блока федерального реестра интеллектуального потенциала страны (персональные данные одаренных детей и молодежи на основе данных ежегодного социально-психологического мониторинга и результатов всероссийских и международных олимпиад и конкурсов);  повышение квалификации педагогических кадров для работы с детской одаренностью и учащимися, проявившими выдающиеся способности.
На региональном уровне координацию работы с детской одаренностью осуществляет региональный координационный совет, который по аналогии с федеральным объединяет представителей заинтересованных органов государственной власти субъекта Российской Федерации,  негосударственных региональных фондов, региональных отделений всероссийских общественных объединений и региональных общественных объединений (работодателей, педагогов, психологов, родителей и т. д.), образовательных учреждений субъекта Российской Федерации по работе с одаренными детьми и молодежью, учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации, иных заинтересованных организаций и учреждений.
Для решения задач подготовки, переподготовки, повышения квалификации, научного и методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов на базе одного из ведущих образовательных учреждений региона, располагающего необходимыми кадровыми, материально-техническими, информационными и иными ресурсами, создается региональный ресурсный центр по работе с детской одаренностью.

Важнейшей составляющей национальной системы работы с  детской одаренностью на уровне субъекта Российской Федерации является развитие и совершенствование инфраструктуры для выявления и развития одаренных детей и молодежи региона (региональные специализированные образовательные учреждения, реализующие программы общего образования повышенной сложности, лицеи, гимназии, музыкальные, художественные, спортивные школы, региональные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждения культуры, спорта и др.).
На муниципальном уровне работу с детской одаренностью координируют муниципальные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, при которых могут создаваться советы, рабочие группы и иные формы объединения представителей муниципальных органов власти, общественных объединений, муниципальных гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования детей, иных заинтересованных организаций и учреждений. Необходимо активно развивать и совершенствовать инфраструктуру для работы с одаренными детьми и молодежью, максимально используя потенциал общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждений культуры, спорта и др.
Основные задачи, решаемые на уровне муниципального образования:  участие в реализации региональной программы выявления и развития детской одаренности (или соответствующего раздела в рамках региональной программы развития образования на соответствующий период);  разработка и реализация муниципальной программы выявления и развития детской одаренности;  привлечение заинтересованных работодателей для поддержки одаренных детей и молодежи в периоды обучения и ранней профессионализации (персональные гранты, стипендии и пр.);  организация и проведение на территории муниципального образования всероссийского социально-психологического мониторинга, включающего оценку личностных качеств и метакомпетенций обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;  организация и проведение муниципальных олимпиад и иных творческих конкурсов;  организация повышения квалификации педагогических кадров для работы с детской одаренностью и учащимися, проявившими выдающиеся способности.
На уровне образовательного учреждения координация работы по выявлению и развитию детской одаренности осуществляется руководителем  образовательного учреждения, который может создавать соответствующие советы, рабочие группы, ставя перед ними конкретные задачи и возлагая на них соответствующие полномочия.
В образовательном учреждении целесообразно разработать программу по выявлению и развитию детской одаренности, предусматривающую:  психолого-педагогическую диагностику интересов, способностей, склонностей всех обучающихся в различных сферах деятельности, завершающуюся составлением личностных характеристик с рекомендациями по дальнейшему развитию и разработкой индивидуальных образовательных траекторий;  профессиональную ориентацию и планирование профессиональной карьеры;  организацию и проведение внутришкольных олимпиад и конкурсов, участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах;  реализацию индивидуальных образовательных траекторий с использованием возможностей самого образовательного учреждения в сфере дополнительного образования, а также в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, с привлечением учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта, работодателей и других заинтересованных сторон;  участие в реализации муниципальной и региональной программах выявления и развития детской одаренности;  работу с родителями;  участие во всероссийском социально-психологическом мониторинге, включающем оценку личностных качеств и метакомпетенций обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;  организацию повышения квалификации педагогических кадров для работы с детской одаренностью и учащимися, проявившими выдающиеся способности.
Задача образовательного учреждения – выявить у каждого ребенка задатки (природные предпосылки, лежащие в основе развития  его способностей), создать условия для формирования и максимального развития на их основе способностей. Эти условия для каждого ребенка являются индивидуальными, поэтому реализовать данную задачу, опираясь исключительно на ресурсы школы, не представляется возможным. Только создание единой инфраструктуры на уровне муниципального образования, региона, страны, в рамках которой будет осуществляться индивидуальная образовательная траектория, сможет обеспечить выявление и развитие способностей у всех детей. При этом для обучения и развития учащихся, чьи   образовательные потребности в силу индивидуальных особенностей превышают возможности образовательного учреждения, в котором они обучаются, могут использоваться все те ресурсы, которыми располагает муниципалитет, регион, Российская Федерация. В этом и заключается индивидуализация образования, предоставляющая детям условия, адекватные их потенциалу и запросам, а одаренным детям – возможность развить и реализовать талант.
В рамках предлагаемой модели также решается задача финансовой поддержки одаренных детей и молодежи, поскольку эта модель позволяет их выявить на самых ранних этапах и предложить крупным бизнес-структурам и фондам инвестировать в их образование с тем, чтобы в дальнейшем усилить свой кадровый потенциал, что в конечном итоге обернется экономической прибылью.
Приведенный пример показывает, что аналогичным образом (на основе обобщенной модели) может быть разработана другая конкретная адресная модель, например, психологической службы, модель службы для детей с ОВЗ  как компонент национальной системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Резюме  

В целом материалы, полученные в нашем исследовании с учетом целевых ориентиров развития системы образования на долгосрочную перспективу, позволяют выстроить следующую стратегию развития Службы:  оформление организационно-управленческой структуры Службы в единую вертикаль с четким определением ее базовых структурных элементов – ППМС-центров и иных специализированных образовательных учреждений; при этом эффективность оказания психологической помощи определяется, исходя из приоритета качества выполнения государственного (муниципального) задания, и регулируется экономическими методами;  разработка подраздела Федеральной целевой программы развития образования, в рамках которого будет предусмотрено развитие психологической помощи участникам образовательного процесса и формирование региональных программ развития психологической помощи и поддержки.
Научно-методическое руководство деятельностью ППМС-центров осуществляется крупными научно-образовательными центрами. Целесообразной формой такого руководства являются действующие модели Службы наиболее продвинутых регионов. В этом случае указанное руководство осуществляют психологические вузы (например, МГППУ в г. Москве), психологические факультеты учреждений высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации педагогических работников (по примеру ГОУ ДПО повышения квалификации специалистов – центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр» в г. Самаре).
Координацию деятельности подразделений региональной психологической службы обеспечивают региональные Координационные научно-методические советы Службы.
Анализ показывает, что Служба в этом случае имеет четкую структуру и единую вертикаль управления. На федеральном уровне целесообразно создание Координационного совета Службы, в состав которого входят руководители ведущих вузов, учреждений повышения квалификации педагогических работников как базовых ресурсных центров Службы из восьми федеральных округов Российской Федерации.
Для развития Службы как социального ресурса образования необходимо расширенное использование инновационных видов профессиональной деятельности педагогов-психологов, таких как   психологическое проектирование, психологическая экспертиза и психологический мониторинг. Эти виды деятельности должны быть освоены в ходе профессиональной подготовки специалистов в стенах высшей школы, что предполагает разработку соответствующих основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Литература

  1. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / Рубцов В.В., Метелькова Е.И. и др.; отв. ред. Е.И. Метелькова. М.: ФПО России, 2008.  80 с.  
  2. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года  /Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. // Психологическая наука и образование. 2007. № 1. C. 69–82.
  3. Метелькова Е.И. Проблемы создания и развития организационных моделей психологической службы в российской высшей школе // Психология образования: региональный опыт: Сб. материалов III Национальной научно-практической конференции / Под ред. В.В.Рубцова. М.: ФПО России, 2005.  
  4. Метелькова Е.И. Нормативные правовые основы деятельности Службы практической психологии образования // Психология и современное российское образование : Сб. материалов IV Всероссийского съезда психологов образования / Под ред. В.В.Рубцова. М.: ФПО России,  2008.   С. 120–121.
  5. Метелькова Е.И. Приоритетные задачи Службы практической психологии образования как инструмента социального развития // Российский научный журнал. 2010.  № 2. С. 16–18.
  6. Рубцов В.В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] //  Психолог и общество: диалог о взаимодействии: материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008.  С. 23–29.

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, советник ректора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», соучредитель и вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», Москва, Россия, e-mail: metelkova_ei@mail.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4038
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 2193
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 10