Проблемы психолого–педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу

1449

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы психолого-педагогической адаптации обучающихся к основной школе. Ставится гипотеза о влиянии образовательных факторов на адаптационные процессы обучающихся. Выборка исследования составляет 167 учащихся основной школы в возрасте от 10 до 12 лет, обучающихся в пятом классе в первые полгода обучения, без разделения по половому признаку. Приводятся данные исследования уровня психолого-педагогической адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу. В статье соотносятся данные, полученные с помощью диагностических методикам и методом беседы и анализа учебной документации. Большинство обучающихся демонстрируют высокие показатели в отношениях с учителями и сверстниками, в то же время отмечается низкий результат по критерию «успешность в освоении предметов». В статье делаются выводы о вероятных причинах появления психолого-педагогических адаптационных трудностей у учащихся основной школы: переход из состояния самых старших в начальной школе в состояние самых младших в основной, резкое увеличение количества педагогов-предметников и предъявляемых ими требований.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая адаптация, младшие подростки, основная школа, начальная школа

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100301

Благодарности. Автор благодарит организаторов XVII Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования за предоставленную возможность опубликовать результаты исследования и Татьяну Анатольевну Егоренко за активное научное сотрудничество.

Для цитаты: Безрукавный О.С. Проблемы психолого–педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2018100301

Фрагмент статьи

Современная российская система образования, находясь в перманентном состоянии реформы, все больше проявляет гуманистические тенденции развития. Переводя свой фокус внимания с результата учебной деятельности на процесс формирования образовательных результатов, педагогическое сообщество ставит во главе образовательного процесса обучающегося как главную ценность. Одним из важнейших этапов в жизни учащегося является школа, которая выступает не только как место и форма получения образования, но и в качестве агента социализации, воспитательной среды.

Литература

  1. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 15.05.2018).
  2. Егоренко Т.А., Безрукавный О.С. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 59—65. doi:10.17759/jmfp.2016050306
  3. Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39—54. URL: https://psyjournals.ru/files/1461/psyedu_2006_n2_Novgorodtseva.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 01.05.2018).
  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. 184 с.
  6. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 109—125. doi:10.17759/sps.2016070208
  7. Цукерман Г.А. Десяти—двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17—31. URL: http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107591835&archive=1120045907&start_from=&ucat=& (дата обращения: 10.05.2018).
  8. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 7—13. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923007.htm (дата обращения: 11.05.2018).
  9. Adaptive social behavior inventory [Электронный ресурс] / Baydar N. [et al.] // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2007. № 81. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S18770428130344126 (дата обращения: 06.05.2018).
  10. Adjustment Behaviors of Children Who Start School / Unuvar P. [et al.] // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 47. doi:10.1016/j.sbspro.2012.06.951
  11. Akçinar В. The Predictors of School Adaptation in Early Childhood Procedia // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. № 93. doi:10.1016/j.sbspro.2013.09.338
  12. Arnett J.J. Emerging Adulthood: A Theory of Development From the Late Teens Through the Twenties. American Psychologist // American Psychologist. Vol. 55. № 5. P. 469—480. doi:10.1037/0003-066X.55.5.469
  13. Cristescu M.S. Educational Adaptation and Success of The Rural Environment Pupils in High School // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. № 191. doi:10.1016/j.sbspro.2015.04.507
  14. Elkind D. School and Family in the Postmodern World [Электронный ресурс] // The Phi Delta Kappa International. 1995. Vol. 77. № 1. P. 8—14. URL: http://www.jstor.org/stable/20405475 (дата обращения: 07.05.2018).
  15. Gurland S.T., Grolnick W.S. Perceived threat, controlling parenting, and children's achievement orientations // Motivation & Emotion. 2005. Vol. 29. № 2. doi:10.1007/s11031-005-7956-2
  16. Haynes N.M., Ben-Avie M., Ensign J. How social and emotional development add up: Getting results in math and science education [Электронный ресурс]. New York: Teachers College Press, 2003. 209 p. URL: http://dlia.ir/Scientific/e_book/Science/Mathematics/QA_1_43_General_/006585.pdf (дата обращения: 06.05.2018).
  17. Kildan O., Berat A. Evaluation of the Adaptation of 66—72 Month Old Children to Primary Schools in Turkey // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 116. doi:10.1016/j.sbspro.2014.01.585
  18. Miroiu A. Învăţământul românesc de azi. Studiu de Diagnoză. Iaşi: Editura Polirom, 1998. 195 p.
  19. Morrow V. Understanding Children and Childhood [Электронный ресурс]: 2nd ed. Lismore: Centre for Children and Young People. 2011. 35 p. (Centre for Children and Young People Background Briefing Series. № 1). URL: http://epubs.scu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=ccyp_pubs (дата обращения: 06.05.2018).
  20. Prout A. The Future of Childhood: Towards the Interdisciplinary Study of Children. London: Routledge, 2005. 167 p.

Информация об авторах

Безрукавный Олег Сергеевич, преподаватель, кафедры школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vuda1987@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2363
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1449
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 12