Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10647Новости 2026Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Анализ программ профессиональной подготовки тьюторов для инклюзивного образования 21

|

Карпенкова И.В.
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8725-9944
e-mail: innet_karp@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме – подготовке тьюторов для инклюзивного образования. Высокий запрос на тьюторов и специфика работы с детьми с ОВЗ предполагают наличие доступных, качественных программ подготовки на разных уровнях образования. Автор проанализировала сайты 50 государственных вузов, имеющих факультеты психолого-педагогической направленности и(или) предлагающих программы подготовки специалистов для инклюзивного образования, а также 20 сайтов организаций дополнительного образования, предлагающих курсы повышения квалификации и переподготовки, в сети Интернет по запросам на подготовку тьюторов для инклюзивного образования. Найденные описания программ проанализированы по различным критериям, в том числе относительно соответствия содержания программы профстандарту тьютора и формируемым профессиональным компетенциям. Анализ показал, что предлагаемые программы подготовки тьюторов для инклюзивного образования в недостаточной мере развивают необходимые профессиональные компетенции в соответствии с профстандартом. Это также подтверждает интервьюирование 30 уже работающих тьюторов, которым были заданы вопросы об их образовании и способностях преодолевать возникающие в процессе сопровождения обучающихся с ОВЗ трудности. Выход из сложившейся ситуации автор видит в создании доступной системы подготовки тьюторов для инклюзивного образования, основанной на расширении количества программ для разных уровней образования и повышении качества этих программ за счет разработки курсов, формирующих профессиональные компетенции тьюторов, соответствующих профстандарту тьютора.

Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональные компетенции, тьютор, образовательные программы, профессиональный стандарт

Рубрика: Методология и технология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140305

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2022 № 073-00110-22-01 «Научно-методическое обоснование и разработка программы подготовки тьютора по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом “Специалист в области воспитания”».

Благодарности. Автор благодарит за методическую помощь научного руководителя проекта Е.В. Самсонову.

Получена: 19.05.2022

Принята в печать: 26.09.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абрамова И.В., Рябова Н.В. Подготовка студентов педагогического вуза к тьюторскому сопровождению детей в условиях инклюзивной практики // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4(28). С. 51–55.
  2. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // В сб.: Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. М.: ФОРУМ, 2012. С. 127–138.
  3. Баранников К.А., Реморенко И.М. Как создаются результаты: методические подходы к проектированию образовательных результатов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. С. 3–23. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n2/Barannikov_Remarenko.shtml DOI:10.17759/psyedu.2020120201 (дата обращения: 21.06.2022).
  4. Баранова Г.А. Подготовка педагога к осуществлению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2018. № 3. С. 21–24.
  5. Богатая О.Ф., Кожанова Н.С., Рассказова Н.П. Проблема формирования профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования [Электронный ресурс] // European Social Science Journal. 2016. № 12–1. С. 184–189. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28314798 (дата обращения: 21.06.2022).
  6. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В., Островерх О.С., Тихомирова А.В., Федоренко Е.Ю. Сравнительный анализ концептуальных оснований современных образовательных систем и образовательных практик (на примере сравнения системы развивающего обучения и рефлексивно-деятельностного подхода) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 4. С. 3–18. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n4/Zaretskii_Zaretskii_et_al.shtml DOI:10.17759/psyedu.2020120401 (дата обращения: 21.06.2022).
  7. Иванченко И.В., Романов В.А., Романова М.С., Хубулова В.В. Образование 4.0: новые компетенции для цифровой экономики // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27. № 7. С. 103–111.
  8. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: метод. пособие / под ред. М.Л. Семенович. М.: Теревинф, 2010. 95 с.; 2-е изд., испр. и доп. М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. 114 с.
  9. Кидярова В.А. Инклюзивное образование и тьюторство // В сб.: Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: вызовы времени // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Сост. и ред. И.А. Тютюева. Шадринск, 2021. С. 340–345.
  10. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37). 4-е издание, дополненное [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/180422/ (дата обращения: 10.02.2022).
  11. Лапина Н.А. Педагогическое сопровождение образования детей с особыми образовательными потребностями в школах России и Великобритании. Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2021. 278 c.
  12. Лейбина А.В., Шукурян Г.А. Способы повышения эффективности онлайн-образования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 21–33. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2020/n3/Leybina_Shukuryan.shtml DOI:10.17759/jmfp.2020090302 (дата обращения: 21.06.2022).
  13. Ломаева М.В. О подготовке тьюторов инклюзивного образования // В сборнике: Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 144–148.
  14. Моделирование персонифицированной системы воспитания в условиях общего и дополнительного образования: сборник материалов участников региональной инновационной площадки / сост. Г.Д. Кочергина, Н.С. Зевакова. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. 468 с.
  15. Модель и технология универсального дизайна обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся в начальной школе: методические рекомендации для учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения и методистов образовательных организаций / авт. колл.; гл. ред. С.В. Алехина [Электронный ресурс]. М.: МГППУ, 2020. 176 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=399448 (дата обращения: 01.04.2022).
  16. Нартова-Бочавер С.К., Самсонова Е.В. Исследование профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику / В сб.: Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. М.: ФОРУМ, 2012. С. 139–145.
  17. Олефир Л.Н. Мониторинг востребованности программ поддержки и развития профессиональных компетенций педагогических работников ОО Санкт-Петербурга, работающих в должности «тьютор» [Электронный ресурс]. URL: https://thetutor.ru/%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8/monitoring-vostrebovannosti-programm-podderzhki-i-razvitija-professionalnyh-kompetencij-pedagogicheskih-rabotnikov-oo-sankt-peterburga-rabotajushhih-v-dolzhnosti-tjutor/ (дата обращения: 10.02.2022).
  18. Панкратова О.П., Конопко Е.А. Подготовка преподавателей к применению адаптивных технологий в тьюторской деятельности // В сборнике: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы 25-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. С. 283–285.
  19. Программа «Тьюторское сопровождение в общем образовании в условиях инклюзии» / авт. Е.В. Самсонова, И.В. Карпенкова [Электронный ресурс]. М., 2022. URL: https://dpo.mgppu.ru/upload/iblock/368/ppk-42.pdf (дата обращения: 06.03.2022).
  20. Программа «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ». Курсы переподготовки для педагогов [Электронный ресурс] / Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса. URL: https://maspk.ru/corporate/professionalnaya-perepodgotovka/pedagogicheskaya-deyatelnost/tyutorskoe-soprovozhdenie-detey-s-ovz/ (дата обращения: 13.02.2022).
  21. Программа «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в инклюзивной школе». Курс «1 сентября» / авт. И.В. Карпенкова. Москва [Электронный ресурс]. URL: https://edu.1sept.ru/courses/ED-21-082 (дата обращения: 12.12.2021).
  22. Программа повышения квалификации «Тьютор в системе инклюзивного образования» [Электронный ресурс]. Волгоград, 2017. URL: https://www.uchmet.ru/upload/document/webinars/online/Obrazovatelnye_programmy/%D0%A1%D0%A2%D0%9A%D0%A4-128.pdf
  23. Программа повышения квалификации «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе образовательной деятельности» / ИРО; авт. С.В. Соловьева [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2021. URL: https://dppo.apkpro.ru/uploads/zyj/6PsWQwNRNpx8oH0a3slVmXjBP.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
  24. Программа подготовки «Тьютор в системе инклюзивного образования» / Научно-образовательный центр развития. Воронеж [Электронный ресурс]. URL: https://noc-razvitie.ru/povyshenie/obrazovanie-pedagogika/t-yutorskoe-soprovozhdenie/tyutor-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya-18-ak-chas (дата обращения: 12.12.2021).
  25. Программа профессиональной переподготовки «Тьютор в образовательных организациях для сопровождения детей с ОВЗ» / Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. URL: https://www.institute-of-education.com/system/courses/uchplans/original/4cda049a46b54f92e62a532522d207adf24ceeb7.PDF?1558444703 (дата обращения: 02.02.2022).
  26. Программа профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовательной организации» [Электронный ресурс]. Ханты-Мансийск, 2020. URL: https://iro86.ru/images/documents/Obr._Deyat/2020_Tyutor_soprovogdenie_utv.pdf (дата обращения: 10.02.2022).
  27. Программа профессиональной переподготовки «Тьютор в системе инклюзивного образования» / Центр дистанционного обучения «Профакадемия». Москва [Электронный ресурс]. URL: https://profacademia.ru/perepodgotovka/inkluzivnoe-obrazovanie/tyutor-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya-2 (дата обращения: 12.12.2021).
  28. Программа профессиональной переподготовки «Тьютор и его профессиональная деятельность в образовательных учреждениях». Абакан [Электронный ресурс]. URL: https://ropkip.ru/kursy/2213 (дата обращения: 12.12.2021).
  29. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420390300 (дата обращения: 10.02.2022).
  30. Самсонова Е.В., Мельник Ю.В., Карпенкова И.В. Тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. C. 165–182. DOI:10.17759/cpse.2021100210 (дата обращения: 12.12.2021).
  31. Ускова С.А. Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 3–15. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n1/Uskova.shtml doi:10.17759/psyedu.2020120101 (дата обращения: 21.06.2022).
  32. Фетисова В.В. Профессиональная подготовка тьюторов в современном российском образовании // В сборнике: Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. О.Ю. Ивановой. 2020. С. 911–918.
  33. Чернышова Н.А. Формирование учителями стратегий учения школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 95–109. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n3/Chernyshova.shtml DOI:10.17759/psyedu.2020120306 (дата обращения: 21.06.2022).
  34. Bystrova Yu., Kovalenko V., Kazachiner O. Social and pedagogical support of children with disabilities in conditions of general secondary educational establishments [Электронный ресурс] // Journal for Educators, Teachers and Trainers. 2021. Vol. 12(3). P. 101–114. DOI:10.47750/jett.2021.12.03.010 (дата обращения: 12.12.2021).
  35. Lipsky D.К., Gartner A. Achieving full inclusion: Placing the student at the center of educational reform // In: Stainback W. and Stainback S. (Eds.). Controversial issues confronting special education: Divergent perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 1991.
  36. Manuilova N., Rollan K., Utevlinova Sh. Teaching Assistants and Tutors in Inclusive Education in Kazakhstan [Электронный ресурс]. URL: https://journalpro.ru/pdf-article/?id=11982 (дата обращения: 21.06.2022).
  37. Ramos G., Schleicher A. Preparing our youth for an inclusive and sustainable world [Электронный ресурс]. The OECD PISA global competence framework. 2018. URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf (Accessed 22.06.2022).
  38. Sharma U., Sokal L., Wang M., Loreman T. Measuring the use of inclusive practices among pre-service educators // A multi-national study Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 107. 103506.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика