Социально смелая личность в реальном общении и интернет-коммуникации: анализ представлений людей разного возраста

1259

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования, предметом которого были представления респондентов разных возрастных групп о социально смелой личности. При этом респонденты, обязательной характеристикой которых являлось присутствие в интернет-среде и участие в различных социальных сетях, оценивали социально смелую личность в таких контекстах общения, как реальное общение и интернет-коммуникация. Исследование имело целью определение структурных и содержательных особенностей эмоционально-смысловых представлений о феномене социально смелой личности в зависимости от контекста общения, а также выявление возрастной специфики представлений у молодых респондентов (19—35 лет), респондентов среднего возраста (36— 55 лет) и пожилых участников исследования (от 56 до 70 лет). Показано, что понятие «социально смелая личность в реальном общении» имеет высокую семантическую значимость, ярко выраженную позитивную эмоциональную окрашенность и сходную факторную структуру для респондентов всех возрастных групп. Понятие «социально смелая личность в интернет-коммуникации», имея высокую семантическую значимость в восприятии молодых респондентов, перемещается в зону умеренной семантической значимости в представлениях участников среднего и старшего возраста. В представлениях респондентов всех возрастных групп привлекательность «социально смелой личности в интернет- коммуникации» ниже в сравнении с «социально смелой личностью в реальном общении». Подробно проанализирована возрастная специфика социальных представлений о социально смелой личности в реальном и виртуальном общении.

Общая информация

Ключевые слова: социальная смелость, социально смелая личность, общение, контекст общения, интернет-коммуникация

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080103

Для цитаты: Погодина А.В., Есаулова К.С. Социально смелая личность в реальном общении и интернет-коммуникации: анализ представлений людей разного возраста // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 38–55. DOI: 10.17759/sps.2017080103

Фрагмент статьи

Во все времена жизнь человека в обществе зачастую предполагает проявление смелости, умение рисковать, преодолевать свои страхи, принимать ответственные решения, совершать поступки. Однако на протяжении истории человечества к феномену смелости и смелой личности относились довольно неоднозначно. Так, в высказываниях великих людей мы можем встретить самые разные оценки: с одной стороны, «Смелость — начало победы» (Плутарх); «Обычно счастье покровительствует смелым и предприимчивым (Д. Юм); с другой стороны, «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон); «Излишняя смелость — такой же порок, как и излишняя робость» (Б. Джонсон). Отметим, что социально смелая личность оценивалась в контексте реального общения и взаимодействия с другими людьми или социальными группами.

Литература

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1996. № 4. С. 14—20.
  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на лич- ность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11—40.
  3. Белинская Е.П. Психология Интернет-коммуникации. М.: МПСУ; Воронеж: Мо- дек, 2013. 192 с.
  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Из- дательский центр «Академия», 2009. 304 с.
  5. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интерне- та // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 90—100.
  6. Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых Интернет-играх // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 5. С. 47—63.
  7. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1986. № 3. С. 31—42.

Информация об авторах

Погодина Алла Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель магистерской программы «Организационная психология», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0549-712X, e-mail: pogodinaav@mgppu.ru

Есаулова Кира Сергеевна, Заместитель генерального директора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр развития образования и международной деятельности («Интеробразование»)», Аспирант кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, e-mail: kira_esaulova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3070
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1259
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4