Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9747Новости 1908Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социальные науки и детство

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2713-0584

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2020 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы 391

|

Бусыгина Н.П.
кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2344-9543
e-mail: boussyguina@yandex.ru

Подушкина Т.Г.
психолог, руководитель сектора «Центр доказательного социального проектирования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5966-8342
e-mail: poduschkina@mail.ru

Станилевский В.В.
магистр международных отношений, Американский Университет (Университет American University), Вашингтон, США
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8808-7387
e-mail: victor.stanilevskiy@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена развитию доказательного подхода в области психологических и социальных практик. Анализируются понятие доказательной практики, ее основные аспекты и составляющие. Авторы показывают, что перенос доказательного подхода из медицины, где он первоначально зародился, в социальную сферу сопровождался существенными изменениями в самой концепции доказательной практики. Опора на научные исследования эффектов практики остается главным принципом доказательного подхода, однако в области психосоциальных практик не менее значимым признается акцент на роли межличностного взаимодействия в процессе осуществления практики, вовлечения в принятие решений всех ее участников, включая пациентов/клиентов/благополучателей. В отличие от медицины, где приоритет отдается рандомизированным контролируемым исследованиям, эмпирическое обоснование практик в социальной сфере может опираться и на другие методологии, в том числе квазиэкспериментальные исследования и даже качественные описания случаев. Обсуждается опасность бюрократизации социальной сферы в связи с внедрением в нее доказательного подхода. По мнению авторов, существует тенденция понимать доказательную практику как выбор из ограниченного числа решений, подтвержденных исследованиями и/или поддерживаемых донорами. Однако такая упрощенная «лекарственная модель» хотя и удобна для финансирующих организаций, не соответствует сути доказательного подхода. Сторонники доказательного подхода, безусловно, поддерживают специалистов-практиков в том, чтобы они использовали практики с солидным эмпирическим базисом, но ориентировались при этом на весь контекст взаимодействия с пациентом/клиентом, его потребности и возможности системы социальной поддержки.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одним из важнейших движений, повлиявших на развитие психологических и социальных практик в последние три десятилетия, стало внедрение в социальную сферу доказательного подхода. Его главная характеристика — тесная взаимосвязь практической работы и научных исследований, формирование комплекса сотрудничающих друг с другом научно обоснованной практики и практико-ориентированной науки.

Литература
  1. Апель К.О. Трансформация философии / Пер. с нем. В. Куренного, Б. Скуратова. М.: Логос, 2001. 339 с.
  2. Бусыгина Н.П. Научный статус методологии исследования случаев // Московский психотерапевтический журнал. 2009. №1. С. 9—34.
  3. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25—40.
  4. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: дисс. … докт. психол. наук. М., 2007. 472 с.
  5. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  6. Arnd-Caddigan M., Pozzuto R. Evidence-based practice and the purpose of clinical social work // Smith College Studies in Social Work. 2010. Vol. 80. P. 35—53.
  7. Bellamy J.L., Bledsoe S.E., Mullen E.J., Fang L., Manuel J. Agency-university partnerships for evidence-based practice in social work // Journal of Social Work Education. 2008. Vol. 44. P. 55—75.
  8. Drisko J. Common factors // In Roberts A. (ed.). The Social Worker’s Desk Reference. New York: Oxford University Press, 2013. P. 220—225.
  9. Drisko J., Grady M. Evidence-Based Practice. New York: Springer, 2012.
  10. Drisko J., Grady M. Evidence-based practice in social work: A contemporary perspective // Clinical Social Work Journal. 2015. Vol. 43. P. 274—282.
  11. Elliott R. Qualitative methods for studying psychotherapy change process // In Harper D., Thompson A.R. (eds.). Qualitative Research Methods in Mental Health and Psychotherapy. Wiley-Blackwell, 2012. P. 69— 82.
  12. Evidence-Based Medicine Working Group Evidence-based medicine. A new approach to teaching the practice of medicine // JAMA. 1992. Vol. 268(17). P. 2420—2425.
  13. Fischer J. Is casework effective? A review // Social Work. 1973. Vol. 18(1). P. 5—20. DOI:10.1093/ sw/18.1.5
  14. Flyvbjerg B. Five misunderstandings about case-study research // Qualitative Inquiry. 2006. Vol. 12 (2). P. 219—245.
  15. Gambrill E.D. Evidence-based practice: an alternative to authority-based practice // Families in Society: The Journal of Contemporary Human Services. 2018. Vol. 99(3). P. 283—294. DOI:10.1177/1044389418786699
  16. Gambrill E.D. Evidence-based practice: Sea change or emperor’s new clothes // Journal of Social Work Education. 2003. Vol. 39. P. 3—23.
  17. Gibbs L.E. Evidence-Based Practice for the Helping Professions: A Practical Guide with Integrated Multimedia. Paific Grove, CA: Brooks/Cole-Thompson Learning, 2003. 292 p.
  18. Gilgun J. The four cornerstones of evidence-based practice // Research on Social Work Practice. 2005. Vol. 15 (1). P. 52—61.
  19. Grady M.D., Rozas L.W., Bledsoe S.E. Are curriculum decisions based on the evidence? How social work faculty members make choices in curriculum decisions // Journal of Evidence-Based Social Work. 2010. Vol. 7. P. 466—480.
  20. Gray M., Plath D., Webb S. Evidence-Based Social Work: A Critical Stance. London: Routledge, 2009. 240 p.
  21. Højholt Ch., Kousholt D. Developing knowledge through participation and collaboration: research as mutual learning processes [Электронный ресурс] // Annual Review of Critical Psychology. 2019. Vol. 16. P. 575—604. URL: https://thediscourseunit.files.wordpress.com/2019/12/0575.pdf (дата обращения: 25.09.2020)
  22. Højholt Ch., Schraube E. Subjectivity and Knowledge: Generalization in the Psychological Study of Everyday Life. Springer, 2019. 250 p.
  23. Lorenz W. Practicing history: Memory and contemporary professional practice // International Social Work. 2007. Vol. 50(5). P. 597—612.
  24. McNeece C.A., Thyer B.A. Evidence-based practice and social work // Journal of Evidence-Based Social Work. 2004. Vol. 1(1). P. 7—25.
  25. Mullen E.J. Reconsidering the “idea” of evidence in evidence-based policy & practice // European Journal of Social Work. 2015a. P. 310—335.
  26. Mullen E.J. Should social work be evidence-based? 2015b [Электронный ресурс]. URL: https://blog. oup.com/2015/11/social-work-evidence-based (дата обращения: 25.09.2020)
  27. Mullen E.J., Dumpson J.R. (Eds.) Evaluation of Social Intervention. San Francisco: Jossey-Bass, 1972. 282 p.
  28. Mullen E.J., Streiner D.L. The evidence for and against evidence-based practice // In Roberts A.R., Yeager K.R. (eds.) Foundations of Evidence-Based Social Work Practice. New York: Oxford University Press, 2006. P. 21—34.
  29. Norcross J.C. (Ed.) Psychotherapy Relationships That Work: Evidence-Based Responsiveness. New York: Oxford University Press, 2011.
  30. Okpych N.J., Yu J.L.H. A historical analysis of evidence-based practice in social work: the unfinished journey toward an empirically grounded profession // Social Service Review. 2014. Vol. 88 (1). P. 3—58.
  31. Parrish D., Rubin A. An effective model for continuing education training in evidence-based practice // Research on Social Work Practice. 2011. Vol. 21 (1). P. 77—87.
  32. Roberts A.R., Yeager K.R. (Eds.) Foundations of Evidence-Based Social Work Practice. New York: Oxford University Press, 2006. 440 p.
  33. Sackett D.L., Rosenberg W.M., Gray J.A., Haynes R.B., Richardson W.S. Evidence-based medicine: what it is and what it isn’t // British Medical Journal. 1996. Vol. 312(7023). P. 71—72.
  34. Straus S.E., Richardson W.S., Haynes R.B., Glasziou P. Evidence-Based Medicine: How to Practice and Teach EBM. Edinburgh: Elsevier, 2005. 315 p.
  35. Torrey W.C., Drake R.E., Dicxon L., Burns B.J., Flynn L., Rush A.J. et al. Implementing evidence-based practices for persons with severe mental illnesses // Psychiatric Services. 2001. Vol. 52. P. 45—50.
  36. Webb S. Some considerations on the validity of evidence-based practice in social work // The British Journal of Social Work. 2001. Vol. 31(1). P. 57—79.
  37. Wike T., Bledsoe S.E., Manuel J., Despard M., Johnson L., Bellamy J., Killian-Farrell C. Evidence-based practice in social work: Challenges and opportunities for clinicians and organizations // Clinical Social Work. 2014. Vol. 42. P. 161—170.
  38. Zwet R van der. Implementing Evidence-Based Practice in Social Work: A Shared Responsibility. Ipskamp Drukkers BV, Enschede, the Netherlands, 2018. 172 p.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика