Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Социальные науки и детство

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2713-0584

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2020 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики 177

|

Шумакова Н.Б.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055
e-mail: n_shumakova@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются современные исследования эффективности применения разных практик обучения одаренных и талантливых школьников, основанных на стратегиях акселерации и обогащения. Обсуждаются данные зарубежных исследований о размерах эффекта влияния на академические успехи, социальное и личностное развитие одаренных и талантливых школьников в зависимости от применяемых стратегий и программ обучения, а также ступеней образования. Можно считать доказанным положительное влияние большинства форм акселерации и обогащения на академические успехи одаренных школьников, хотя размер эффекта различен для разных форм и разных ступеней образования. В отношении социально-эмоционального и личностного развития одаренных школьников данные о положительном влиянии не так однозначны, при этом преимущество имеют программы обогащения, а максимальный размер эффекта показан для учащихся средней школы. Выявлена проблема дефицита эмпирических данных об эффективности применения обогащенных программ для одаренных школьников и более всего — для одаренных учащихся начальной школы. Представлен пример реализации стратегии обогащения для одаренных детей этой ступени образования в отечественной практике — программа творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», которая имеет достаточную, хотя и не полную доказательную базу. Более широкое ее внедрение и распространение связаны с проблемой психолого-педагогической подготовки учителя.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одной из мировых тенденций в образовательной политике многих стран можно считать повышение внимания к проблеме обучения одаренных и талантливых детей. И это не случайно, так как такая тенденция тесно связана с особенностями развития современного мира.

Литература
  1. Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 14—21. DOI:10.17759/chp.2019150202
  2. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Ретроспектива или взгляд в будущее: возможность развития общей умственной одаренности старших дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. C. 27—41. DOI:10.17759/psyedu.2019110103
  3. Ермаков С.С. Зарубежные образовательные программы для одаренных учащихся [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 72—83. URL: http://psyjournals. ru/jmfp/2014/n2/70109.shtml (дата обращения: 16.01.2020).
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
  5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Московская психологическая школа: История и современность. Т. 1. Кн. 2. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 84—91.
  6. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 26—44. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (дата обращения: 10.01.2020).
  7. Психология образования: лучшие практики работы с детством // Сборник материалов XV международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (г. Москва, 19-21 ноября 2019 г.). М.: МГППУ, 2019. 202 с.
  8. Рабочая концепция одаренности // Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др. М.: Министерство образования РФ, 2003. 94 с.
  9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 336 с.
  10. Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. C. 57—69. DOI:10.17759/ psyedu.2019110105 (дата обращения: 16.01.2020).
  11. Щебланова Е.И.. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 368 с.
  12. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Бином, 2014. 245 с.
  13. Brown E.F., Wishney L.R. Equity and Excellence: Political forces in the education of gifted students in The United States and abroad // Global Education Review. 2017. Vol. 4 (1). P. 22—33.
  14. Heuser Brian L., Wang Ke, Shahid S. Global dimensions of gifted and talented education: The influence of national perceptions on policies and practices // Global Education Review. 2017. Vol. 4 (1). P. 4—21.
  15. Kim M. A Meta-Analysis of the Effects of Enrichment Programs on Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60 (2). P. 102—116. DOI:10.1177/0016986216630607
  16. McClain M.-C., Pfeiffer S. Identification of Gifted Students in the United States Today: A Look at State Definitions, Policies, and Practices // Journal of Applied School Psychology. 2012. Vol. 28. P. 59—88. DOI:10.1080/15377903.2012.643757
  17. Pfeiffer S., Shaughnessy M.F. A reflective conversation with Steven Pfeiffer: serving the gifted // Gifted Education International. 2015. Vol. 3 1(1). P. 25—33. DOI:10.1177/0261429413486860
  18. Pfeiffer Steven I. Lessons learned from working with high-ability students// Gifted Education International. 2013. Vol. 29 (1). P. 86—97. DOI:10.1177/0261429412440653
  19. Plucker J., Callahan C.M. Research on Giftedness and Gifted Education: Status of the Field and Considerations for the Future // Exceptional Children. 2014. Vol. 80 (4). P. 390—406. DOI:10.1177/0014402914527244
  20. Rogers, Karen B. Meta-analysis of 26 Forms of Academic Acceleration: Options for Elementary (Primary) and Secondary Learners with Gifts or Talents // The SAGE HandBook of Gifted and Talented Education / In B. Wallace, D. Sisk (eds.). 2019. P. 309—321. DOI:10.4135/9781526463074.n26
  21. Sriraman Bh., Dahl B. On Bringing Interdisciplinary Ideas to Gifted Education // International Handbook on Giftedness / In L.V. Shavinina (ed.). 2009. P. 1235—1256. DOI:10.1007/978-1-4020-6162-2_64
  22. Steenbergen-Hu S., Moon S.M. The effects of acceleration on high-ability learners: A meta-analysis // Gifted Child Quarterly. 2011. Vol. 55. P. 39—53. DOI:10.1177/0016986210383155
  23. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12 (1). P. 3—54. DOI:10.1177/1529100611418056
  24. Top 20 principles from psychology for pre K—12 creative, talented, and gifted students’ teaching and learning [Электронный ресурс] // American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. 2017. URL: http://www.apa.org/ed/schools/teaching-learning/top-twenty-principles.aspx (дата обращения: 15.07.2018).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика