Трудности поведения школьника. Сознательная манипуляция или клиника? Как понять? Что делать?

419

Аннотация

В своей статье автор анализирует основные возможные причины девиантного поведения школьников и дает рекомендации по их коррекции.

Общая информация

Ключевые слова: трудности поведения, манипуляции, барьеры общения, конфликтные ситуации, контрманипуляции

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Серегина И.Н. Трудности поведения школьника. Сознательная манипуляция или клиника? Как понять? Что делать? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 3. С. 83–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n3/Seregina (дата обращения: 19.11.2024)

Полный текст

Трудности поведения — это разнообразные отклонения в поступках учащихся, проявляющиеся в нарушении норм морали и права, системы школьных требований, асоциальных формах поведения, деформации системы внутренней регуляции поведения, ценностных ориентаций, социальных установок.

Первичные проблемы в поведении учащихся обычно связаны с жалобами на неусидчивость, расторможенность и различные неадекватные эмоциональные реакции, к которым относятся повышенная ситуативная возбудимость, клоунада, вспыльчивость, раздражительность, агрессивные реакции и т. д. Большая часть таких проявлений в поведении обусловлены либо церебральной недостаточностью (например, такие, как ги­перактивность или аффективная неустойчивость), либо служат элементами психологической защиты, цель которой не преодоление сложившейся ситуации, а устранение или сведение до минимума чувства тревоги, защита внутреннего мира, собственной самооценки, не подтвержденной реальными учебными достижениями. Например, если учащийся, в противоположность своим притязаниям, не смог выполнить задание, справиться с поставленной (кем-то или им самим) задачей, то у него могут возникнуть неадекватные реакции на неуспех, такие как:

— эмоциональная отчуждённость,

— депрессия,

— некоммуникабельность, — повышенная обидчивость, — упрямство,

— негативизм, — зазнайство, — лицемерие, — презрение, — зависть, — агрессия.

Крайние формы состояния неадекватного реагирования, депривации, тревожности могут приводить к формированию устойчивых форм отклоняющегося поведения. Расторможенный или аффективный тип поведения, агрессивность, отрицательное отношение к общепринятым нормам и т. п. составляет своеобразный комплекс симптомов, который обозначают как «преддевиантный синдром» (Костромина С.М., 2012). Он часто проявляется в школьной недисциплинированности, проявляющейся в любых формах поведения (например, разыгрывают настоящие мини-спектакли, нарочито медленно выполняют требования педагога или ложатся на стулья и притворяются спящими, залезают под парты и мяукают, кукарекают, показывая свою эмоциональную незрелость), активно провоцируя учителя.

Преодоление трудностей в поведении учащихся, прежде всего, связано с выявлением причин возникших нарушений, а также «истории вопроса», как и, когда проявились первые признаки, проступки. Традиционно признаки трудновоспитуемости ищут, выясняя особенности семейного воспитания, ближайшего окружения, работы школы или конкретных учителей, влияние неформальных групп или «улицы» (Дубровина И.В., 1991, с. 184). Однако при всём значительном влиянии этих факторов необходимо помнить, что:

— некоторые случаи отклоняющегося поведения имеют патопсихологическую природу и относятся к области медицины;

— поступки свидетельствуют о тех потребностях, которые удовлетворяет школьник (самоутверждение, поиск защиты в группе, поиск себя через установление границ собственного «Я» и окружающих, демонстрация отношения, привлечение внимания и т. д.).

К. Роджерс (1951) пишет, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения ребёнка, особенно склонного к совершению неадекватных поступков, наиболее весомым оказывается фактор самосознания — четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.

Если обобщить основные психологические причины трудностей поведения на макроуровне, то они выглядят следующим образом:

1)   недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы, вызванные незрелостью или функциональной патологией лобных структур головного мозга, отвечающих за контроль и регуляцию поведения (например, ученик восьмого класса совершает поступки на уровне учеников пятого или шестого класса);

2)   повышенная аффективная возбудимость, обусловленная возрастными изменениями в пубертатный период или церебральной недостаточностью;

3)   рассогласование между реальными достижениями школьника и его уровнем притязаний. Блокирование личностно значимых потребностей ребёнка;

4)    «отверженность» ребёнка в системе классных взаимоотношений;

5)   личные особенности ребёнка, сформированные под влиянием ближайшего окружения: доминирующая система отношений к другим, к труду, к себе; шкала ценностей и социальные установки.

Детские манипуляции

Манипуляция — вид психологического воздействия, которое ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями, — это целенаправленный стимул, целью которого является побуждение к проявлению определенной реакции.

Обязательное условие для манипуляции — это наличие цели. Без цели отсутствует сам смысл манипулирования. Например, если один ученик показывает фотографию с целью вызвать смех у другого ученика, то он — манипулирует. Манипуляция базируется на предположении о реакциях, которые вызовет стимул. И если данное предположение ошибочно (фото не вызвало смех), это действие все равно является манипуляцией. Просто эта манипуляция неудачная.

Манипуляция всегда основана на предположениях о реакциях человека на те или иные стимулы. В ма­нипулятивном акте обязательно содержится знание о том, какая реакция должна последовать на предъявленный стимул. Это знание, которое является результатом социального обобщения или результатом анализа индивидуальных качеств человека. И чем точнее это знание, тем эффективнее будет манипуляция.

Важным является то, что манипуляция — это всегда знание о уже существующей реакции. Поэтому дети очень хорошо умеют манипулировать взрослыми, которые не всегда контролируют своё поведение (родители, учителя). Зная заранее, как отреагирует взрослый, манипуляцией ребёнок добивается своих целей.

Семейный опыт манипулирования дети дополняют и развивают в школе. Самые частые манипуляции — это срыв уроков, особенно во время контрольных работ. Способов много, например один из них «довести учителя», кто-то из учеников создает звуки, мешающие вести урок, например, катает ногой по полу граненый карандаш или мычит. Обнаружить источник звука трудно, шум нервирует учителя, и он в конце концов срывается.

Эта манипуляция применяется только против преподавателей, не обладающих выдержкой, поскольку именно вспыльчивость и является мишенью воздействия. Как было сказано ранее, ученик знал, как отреагирует учитель, и добился того, чего хотел.

Однако для любой манипуляции есть и контрмани­пуляция. Например, такая. Учитель обращается к нарушителю дисциплины: «Тебе, наверно, трудно, сидя за партой, катать ногой стакан по полу. Может, выйдешь сюда и перед доской попробуешь? Думаю, что будет удобней».

Такая реакция учителя и возможный выход ученика к доске вызовет смех в классе. Ученик остается довольным всеобщим вниманием к нему. И тут учитель обращается к теме, которая заинтересовывает всех, ярко рассказывает, и класс отвлекся от нарушителя дисциплины. Разогревается дискуссия. Об «оригинале», стоящем у доски, все быстро забывают. Почувствовав глупость положения, в котором он оказался, ученик просит разрешения сесть на свое место. Вероятнее всего, что такие выходки на уроках этого учителя он совершать больше не будет.

Данный пример позволяет заключить, что главным манипулятором и «кукловодом» в обучении и воспитании детей должен быть взрослый человек (учитель, родитель). И если вы, взрослые, не можете сразу разгадать манипуляцию ребёнка, научитесь выдерживать паузу в общении с ним, чтобы у вас появилась возможность обдумать его поведение и правильно отреагировать на него.

Далее, говоря о причинах формирования трудного поведения детей, необходимо уделить внимание смысловому барьеру, который часто существует между детьми и взрослыми.

Смысловой барьер — это особое нарушение межличностного взаимодействия, отражающее ситуацию взаимонепонимания между ребёнком и взрослым (родителем, учителем). Учащийся как бы «не слышит» того, что ему хочет сообщить взрослый. Блокирование обычно касается личностно значимой информации, той, в которой взрослый приписывает качества или поступки, не совпадающие с мнением ребёнка. Источниками возникновения смыслового барьера являются либо разное отношение к одному и тому же поступку (поведению в целом), либо отрицательные эмоциональные переживания незаслуженного наказания, несправедливости и т. д.

Возникновение смыслового барьера является конечным этапом развития взаимонепонимания в отношениях взрослого и ребёнка. На первых этапах несовпадения в оценке личности и поступках сопровождаются различного рода конфликтными ситуациями, несогласием, протестами, эмоциональным реагированием, стремлением доказать свою собственную позицию. Однако со временем ребёнок привыкает к обвинениям и унижениям в свой адрес и перестаёт выражать своё несогласие, предпочитая игнорировать информацию в свой адрес, промолчать или отреагировать, например, насмешкой, лукавой улыбкой на слова учителя и т. д. С образованием смыслового барьера между взрослым и ребёнком их взаимоотношения начинают характеризоваться неприятием требований, потерей взрослым авторитета в глазах учащегося. Основными характеристиками взаимоотношений становятся негативизм, отчуждение, замкнутость, презрение, равнодушие к требованиям, неисполнительность.

Особую роль в формировании трудностей поведения детей играет и социокультурная (социальная) запущенность. Выражается она в комплексе типичных проявлений в поведении и деятельности учащегося. Комплекс характеризуется игнорированием и пренебрежением общепринятыми нормами, общественными ценностями и нравственными устоями социума, отчуждением от всех позитивно влияющих институтов социализации (семьи, школы, общественных организаций), что приводит к резкой деформации ценностных ориентаций учащегося, существенному отставанию в уровне социального развития (недоразвитию социально-значимых качеств, потребностей, мотивов личности, «социальной тупости», слабой социальной рефлексии, трудностями в овладении социальными ролями), неспособности к саморегуляции своего поведения с учетом требований морали и права.

Мотивы проблемного поведения

Нарушая дисциплину, ученик понимает, что ведет себя неправильно, но он может не осознавать мотивы своего поведения. У каждого ребёнка за проступком стоит целая комбинация причин и целей. Если педагоги научатся распознавать цель нарушения поведения, они смогут конструктивно строить отношения с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный.

Поведение может носить следующий характер:

—   часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Дети либо «заводят» весь класс, либо являются пассивными нарушителями поведения — например, все делают очень медленно, также требуя к себе внимания. Но исправлять «пассивных» труднее, чем «активных», так как дисциплину они формально не нарушают;

—   чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение его в школе. Такие дети не знают, как общаться в позитивной манере;

—   поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным. Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. Они могут применять разные тактики: делать все назло, сдавать позже всех работы или не сдавать их вообще, бормотать ругательства, демонстративно жевать... Они, как правило, «работают на зрителя»: провоцируют учителя перед классом, вызывая его как бы на публичную схватку;

— пассивная форма властолюбивого поведения: дети улыбаются, говорят слова, которые мы желаем услышать, а делают только то, что хотят сами. Причем они могут оправдывать себя наследственностью, физическим состоянием, плохим вниманием или памятью, ослабленным здоровьем. Они не представляют отчетливо подчинение правилам и авторитетам.

Часто именно властолюбивые ученики — интересные и незаурядные личности. Они обладают лидерскими способностями, независимым мышлением, хотят сами думать, принимать решения и контролировать свою жизнь. Всё это является хорошей предпосылкой для формирования активной личности в будущем. Сложность заключается в том, что эти предпосылки они пытаются перенести на отношения с другими людьми, манипулируя ими.

Как распознать неадекватное поведение

Поведение ребёнка можно считать неадекватным в том случае, когда ребёнок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.

Во всех случаях неадекватного поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребёнок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать.

К неадекватным реакциям относятся следующие.

1.  Упрямство, то есть отказ подчиниться обоснованным требованиям учителя. Например, ученик категорически отказывается сидеть за партой во время урока, хохочет, бегает по классу, может выйти из класса во время урока и гулять по школе.

Действия педагога. Попытаться договориться и посадить ученика рядом со своим столом, заинтересовать чем-либо (возможно, это будет не по теме урока), чтобы он не выходил из класса. Быть спокойным и терпеливым. В конце уроков общение с родителями, школьным психологом.

2.  Капризы, проявляющиеся в том, что ребёнок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается. Например, требует посадить его за определенную парту, в итоге отказывается и садится на другое место либо на пол, поведение может сопровождаться повышенной нервозностью, истерическим смехом и т. п.

Действия педагога. Подойти к ученику. Постараться уговорить сесть на то место, которое он выберет сам, заинтересовать (например, помочь учителю вести урок), быть спокойным и терпеливым. После уроков общение с родителями, школьным психологом.

3.   Немотивированный плач, сопровождающийся раздражительностью, нервозностью, агрессивностью, возникающий у ученика от самой незначительной причины. Например, другой ученик, проходя мимо, задел его (её), а другие ученики громко посмеялись над этим и т. д.

Действия педагога. Подойти к ученику, отвести в сторону. Убрать «зрителей». Постараться успокоить ребёнка. Разговаривать с ним нужно спокойно и не обвинять его в сложившейся ситуации. Не оставлять без внимания весь день обучения. Общение с родителями, школьным психологом.

4.   Отказ от контактов с учителем, когда никакие попытки вовлечь ребёнка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха и вызывают у ученика агрессивную или невротическую реакцию.

Действия педагога. Любой отказ от общения ребёнка с педагогом не должен заканчиваться отстранённостью педагога от проблемы. Ученик должен находиться под пристальным вниманием учителя. Учитель должен выявить причины отказа от контактов с ним (не оказывая давления на ученика). Общение с родителями, школьным психологом.

5.   Отказ от контакта с другими учениками, когда ребёнок стремится быть отдельно от детей, старается держаться один, когда к нему подходят дети, отворачивается от них (раздражается), не разговаривает с ними, не хочет участвовать в групповых занятиях вместе с другими учениками.

Действия педагога. Поговорить с учеником в отдельном кабинете, без «зрителей», постараться выявить причины, обратиться за помощью к школьному психологу. Общение с родителями.

6.   Двигательная расторможенность и проблемы регуляции поведения — ученик очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на занятиях, мешает другим детям; агрессивен — толкает и бьет других, кричит, выражает этим своё возбужденное состояние, игнорирует замечания учителя, грубит, устраивает клоунаду, кривляется и т. д.

Действия педагога. Постараться быть сдержанным, голос учителя должен быть спокойным, монотонным, подойти к ученику и попросить его успокоиться (чтобы он почувствовал вашу доброжелательность), употребляя такие слова, как «пожалуйста», «очень тебя прошу» и т. п. Общение с родителями, школьным психологом.

Данные реакции имеют определённую особенность — они устойчивы, проявляются постоянно, являются проблемным поведением, которое не свойственно для детей, способных регулировать своё поведение, не поддаются коррекции у школьного психолога и оказывают негативное влияние на психофизическое здоровье школьника.

О проблемном поведении ребёнка необходимо сообщить родителям, рекомендовать обратиться к медицинскому (клиническому) психологу, врачу-неврологу. Попытаться донести до родителей, которые сами иногда неадекватно реагируют на жалобы учителей на существующие проблемы у их детей, что обращение к врачу необходимо. Если усилия педагогов безуспешны, конструктивного общения с родителями не получается, то в обязательном порядке социальный педагог школы должен сообщить информацию в органы опеки с описанием сложившейся ситуации. Дети не принадлежат только своим родителям, это граждане России, которые защищены своим государством (Конвенция о правах ребёнка). Школа не должна «отпускать по течению» такие случаи и принимать отстранённую позицию, а наоборот, активно участвовать в решении проблем ребёнка совместно с другими организациями по защите прав детей.

 

Самые распространённые педагогические ситуации

Часто мотивом плохого поведения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми. Такие ученики демонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произносят бранные слова, демонстративно делают то, что нельзя, или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе (Пантелеева О.В., 2014).

Задача учителя заключается в том, чтобы, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика, стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.

Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки:

— принять ученика. Педагог должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону;

— проявлять искреннее внимание (приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби);

— проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам, что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса, они будут учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касаться продукта труда и поведения, а не самого ученика;

— высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам, как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю;

— проявлять доброжелательные чувства. Если учитель умеет создать тёплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью. И вопрос о дисциплине в классе не будет стоять остро. Для решения проблемы в целом учителю нужно:

1)   распознать истинный мотив поступка;

2)   в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;

3)   разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению в будущем числа подобных проступков у этого ученика;

4)   включить родителей и педагогов (психологов) в решение проблемы.

Именно стратегия создания позитивных взаимодействий, а не разовое разрешение конфликтной ситуации формирует уважение между педагогом и учениками.

Ошибочный подход со стороны педагога в разрешении конфликта — это неправильное описание поведения ученика, демонстрирующее различные предубеждения и установки, например:

1.   Костя просто невыносим. Я не знаю, что с ним делать!

2.   Маша такая рассеянная, несобранная. Это просто ужас!

3.   Вадим такой инфантильный. Как он будет дальше учиться?!

4.   Артур совершенно неуправляемый. Он сведет меня с ума!

Описания, в которых фигурируют слова «неуправляемый, невозможный, инфантильный, невнимательный», — это оценки обиженных учителей, характеризующих не поступки учеников, а свои неудавшиеся попытки изменить поведение этих детей. Известно, что один и тот же ученик может вести себя по-разному у разных учителей.

Особенности планирования программ психокоррекции

При планировании программ по психолого-педагогической работе с детьми с трудностями в поведении следует учитывать, что они должны быть рассчитаны на достаточно продолжительное время и включать в себя как психологическую, так и педагогическую части. Психолог должен обеспечить формирование и оптимальное функционирование психологических механизмов, обеспечивающих осознание своего поведения, соотнесение его с общепринятыми нормами морали и права, развитие функций саморегуляции и самоконтроля, формирование ценностей и нравственных идеалов. Педагог в совместной работе с психологом задаёт систему общественных ценностей, мировоззренческих позиций, определяет направление, содержательные перспективы линии.

Чтобы включить ребёнка в совместную работу по преодолению трудностей в его поведении, и педагогу, и психологу необходимо сменить педагогическую установку с ориентированной на преподавание на ориентированную на учащегося. Содействовать индивидуальной работе школьника, учету его потребностей и интересов, снизить педагогический ритм, быть терпеливым, создать контакты с одноклассниками, стимулировать сообщения о собственном опыте и знаниях, помогать организовывать свободное время и помощь другим. Основными способами работы выступают осознание, рефлексия, упражнения и повторение (закрепление) положительных элементов поведения при поощрении даже маленьких успехов в преодолении себя.

Дать конкретные рекомендации по планированию психолого-педагогической программы нельзя, потому что выбор методов работы с «проблемным» учеником должен опираться на результаты психолого-педагогической диагностики (обследования) эмоционально-волевой, коммуникативной, личностной сфер ребёнка и т. д. И уже по полученным результатам нужно выстраивать стратегии работы. При согласии родителей, можно провести исследование детско-родительских отношений (тестирование родителей) и привлечь их к совместной работе по устранению проблем в поведении ребёнка.

Ребёнок не растёт самостоятельно. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет он по жизни. В основе психолого­педагогического коррекционного воспитания лежит формирование привычки к правильному поведению, то есть такой привычки, когда ребёнок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.

 

Серегина Ирина Николаевна — преподаватель психологии факультета непрерывного образования Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга, медицинский психолог детской поликлиники г. Петропавловска-Камчатского. Лауреат премии им. П.Т. Новограбленова, учреждённой Главой Петропавловска-Камчатского городского округа за достигнутые успехи в области образования (2008). Сфера профессиональной деятельности и научных интересов: психологическая помощь детям и родителям, психологическое консультирование, психологическое сопровождение детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями и психосоматическими расстройствами; наблюдение детей, относящихся к группе «риска» по психосоматике и социальной дезадаптации; психологическая коррекция отклонений в развитии; психологическая профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности в более раннем периоде развития ребенка; оптимизация развития адаптационных механизмов у детей.

Информация об авторах

Серегина Ирина Николаевна, преподаватель психологии факультета непрерывного образования, Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга, медицинский психолог детской поликлиники г. Петропавловска-Камчатского

Метрики

Просмотров

Всего: 736
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 419
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3