Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 2. С. 19–26
ISSN: 2658-3100 (online)
Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс педагога-психолога, этические принципы профессиональной деятельности психолога образования, этический комитет
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 2. С. 19–26. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n2/Umnyakova_Guiliano_et_al (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
И.Б. Умняшова, А.С. Гильяно, А.А. Кузнецова, Г.В. Новикова, С.В. Мурафа
В статье представлены результаты исследования, проведенного Московским отделением Федерации психологов образования России в январе-марте 2016 года. Цель исследования — анализ опыта представителей профессионального сообщества по вопросам соблюдения профессиональной этики педагогами- психологами системы образования. В исследовании приняли участие 155 человек, представители 12 региональных отделений Федерации психологов образования России. Результаты исследования подчеркиваю т актуальность обб-ужлення вопросов профессиональной этики в профессиональном сообществе и необходимость создания Этического комитета в Федерации психологов образования России.
Вступительное слово И.Б. Умняшовой, ведущей рубрики:
Вопросы соблюдения профессиональной этики педагогами-психологами в последнее время приобретают все большую актуальность. С одной стороны, участились случаи обращения представителей профессионального сообщества в Московское отделение Федерации психологов образования России (ФПОР) по вопросам соблюдения этических принципов психолога образования. В основном они связаны с недостаточностью информации о способах поведения в ситуации этических дилемм в Этическом кодексе педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г). С другой стороны, возрастает количество обращений со стороны участников образовательного процесса, связанных с несоблюдением норм и принципов профессиональной этики психологами образования.
В рамках XI Всероссийской конференции ФПОР 20 мая 2015 года Московским отделением был проведен круглый стол «Этические аспекты деятельности психологов образования», где были озвучены следующие актуальные вопросы:
— необходимость и механизм закрепления за профессиональным сообществом регуляции этических вопросов;
— отсутствие в профессиональном сообществе единого понимания терминов, входящих в название и описание этических принципов;
— отсутствие в существующем документе информации о возможных нарушениях профессиональной этики и последствиях этих действий;
— проблема проверки компетентности в области профессиональной этики психологов образования.
Профессиональное сообщество психологов образования приняло коллегиальное решение о необходимости дополнения/обновления содержания документа «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России».
Обсуждение данного вопроса было продолжено на IX Всероссийском психологическом форуме «Обучение. Воспитание. Развитие — 2015», в рамках которого 1 октября 2015 года прошел круглый стол «Этические аспекты деятельности Службы практической психологии образования». Участники мероприятия поддержали инициативу профессионального сообщества о внесении изменений в документ «Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России» (2003) и подчеркнули необходимость:
— изучения и анализа мирового опыта в создании этических принципов профессиональных сообществ;
— усиления вопросов профессиональной этики в профессиональном стандарте педагога-психолога (психолога образования);
— разработки единой терминологической базы, используемой в документации профессионального сообщества (глоссарий терминов и определений);
— создания и описания инструментария реализации этических принципов в деятельности педагогов- психологов (психологов образования) и механизмов реагирования профессионального сообщества на факты нарушения профессиональной этики.
Одно из решений, принятых на данном мероприятии, — это организация обсуждения вопросов соблюдения профессиональной этики на страницах журнала профессионального сообщества «Вестник практической психологии образования».
Умняшова Ирина Борисовна — кандидат психологических наук, Почетный работник высшего профессионального образования, доцент кафедры педагогический психологии ФГБОУ ВО МГППУ. Председатель Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Научные интересы: психологическое сопровождение образовательного процесса, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса общего и высшего образования, психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования.
Гильяно Альбина Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Научные интересы: психология развития, специальная, педагогическая и социальная психология.
Введение
Во время обсуждения вопросов соблюдения профессиональной этики психологами образования на круглом столе «Этические аспекты деятельности Службы практической психологии образования» (01.10.2015) было принято решение о проведении исследования, посвященного анализу опыта региональных отделений Федерации психологов по регуляции вопросов профессиональной этики педагогов-психологов, психологов образования. Исследование должно было решить две задачи:
— анализ состояния вопросов соблюдения профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования Российской Федерации;
— анализ регионального опыта решения этических вопросов в профессиональной сфере и формулирование предложений по развитию данной темы в профессиональном сообществе.
В разработке анкеты приняли участие представители Московского и Кемеровского отделений ФПОР, а также педагог-психолог ДОУ г. Калининграда.
В январе-марте 2016 года Московское отделение Федерации психологов образования России (далее — МО ФПОР) провело анкетирование с целью анализа опыта представителей профессионального сообщества по вопросам соблюдения профессиональной этики педагогами-психологами системы образования.
В исследовании приняли участие 155 человек, представители 12 регионов РФ: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область (г. Дмитров), г. Саранск, Свердловская область, Республика Чувашия, Камчатский край, г. Красноярск, г. Липецк, г. Новосибирск, Республика Крым, г. Севастополь.
В связи с тем, что большинство заполненных анкет представляло обобщенный опыт представителей региональных отделений, выявить процент ответивших специалистов по каждому вопросу не представляется возможным. Поэтому представленные данные отражают ответы регионов, а не конкретных участников исследования.
Результаты исследования
Анализ ответов участников исследования о состоянии проблем соблюдения профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ показал, что, несмотря на отсутствие в регионах фиксации случаев нарушения этических принципов психологами образования, многим представителям профессионального сообщества (более 50% участников исследования) известны случаи нарушения коллегами принципов профессиональной этики. Существует ярко выраженная тенденция к неразглашению данных фактов как в профессиональном сообществе, так и среди участников образовательного процесса. Но даже указанные выше данные позволяют утверждать, что проблема нарушения принципов профессиональной этики существует в профессиональном сообществе психологов образования.
Исследование показало, что доля участия представителей региональных отделений в урегулировании сложившихся конфликтных ситуаций и профилактической работе по данному направлению незначительна, количество обращений в региональные отделения не более 20%, и в основном эти обращения адресуются тем представителям ФПОР, которые работают в методических и управленческих структурах региона. При этом участники исследования отмечают, что существуют обращения в другие организации, регулирующие деятельность системы образования в регионе (методические центры, управление образованием и т. д.).
75% участников исследования узнают о фактах нарушения профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования из неформального общения с коллегами, 50% — от участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей), 42% узнают об этом из средств массовой информации и сети Интернет, 16% — на заседаниях региональных методических объединений психологов и отделений Федерации, 16% — от студентов, проходящих практику в образовательных учреждениях региона.
75% участников исследования указывают, что ситуация нарушения принципов профессиональной этики обсуждается и решается на уровне образовательной организации, при этом в 50% анкет, помимо этого указано, что проблемная ситуация может быть также обсуждена на муниципальном уровне (методическая служба города, центр психолого-медико-педагогического сопровождения, служба медиации, управление образованием).
Большинство участников исследования — 66% — для решения этических дилемм используют положения этических кодек- сов[1], принятых в профессиональном сообществе психологов, и совместное обсуждение с коллегами возникающих ситуаций. При этом хочется отметить, что в ряде регионов существует практика супервизии профессиональных случаев с участием представителей регионального отделения ФПОР (Москва, Липецк).
Следующие по популярности ответы (по 16% каждый) — это обращение к нормативной документации, регламентирующей деятельность специалистов в области образования на федеральном, региональном и уровне учреждений, а также изучение различных источников информации (литература, интернет-ресурсы).
Для решения вопросов, связанных с профессиональной этикой, коллеги обращаются к следующим нормативным документам: — документы федерального значения: Конституция РФ, Феде
ральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012, 273-ФЗ), Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;
— региональные нормативные документы: Приказ Департамента образования города Москвы от 14.05.2003 N 553 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы», Положение о службе психолого-педагогического сопровождения образования Московской области от 02.07.2014 №3055, п. 64:
— документы образовательных организаций (Устав образовательной организации, должностные обязанности специалиста).
Кузнецова Анастасия Андреевна — педагог-психолог ГБОУ Школа лицей №1420, аспирант ФГБОУ ВО МГППУ, секретарь Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Научные интересы: развитие профессиональной рефлексии учителя в процессе сотрудничества с педагогом- психологом, процессы управления в образовании.
Новикова Галина Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, доцент факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель программы повышения квалификации «Семейная педагогика». Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Научные интересы: психология семьи и семейного воспитания, коррекционная педагогика и коррекция семейных отношений.
Мурафа Светлана Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Участники исследования указали, что в процессе решения этических вопросов обращаются к следующим научным источникам по данной тематике: электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ _Index.php, Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» (2007), Каран- дашев В. Н. Психология: Введение в профессию (2008); интернет-ресурсы: информационно-аналитический портал Российская психология (http:// www.rospsy.ru/), Российское психологическое общество ^Нр://рпо.рф/), Санкт-Петербургское психологическое общество (http://www.spbpo.ru/), Практический психолог (http://practic.childpsy.ru/), журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/). Хочется обратить внимание, что в перечне используемых книг коллеги указали литературу, изданную около 10 лет назад, что подчеркивает актуальность новой рубрики в журнале «Вестник практической психологии образования», которую мы открываем в этом номере. Также обращаем внимание на перечень интернет- источников, указанных участниками исследования, — несмотря на то, что сайт Федерации психологов образования России есть в данном списке, мы считаем, что там все еще не достаточно информации о проблемах профессиональной этики. Наше предложение — создать на сайте Федерации раздел, посвященный этому вопросу, в котором будут размещаться актуальные нормативные и научные документы по тематике «Профессиональная этика психолога образования».
Также хочется обратить внимание на самый низкий процент ответов (8%) — это использование в профессиональной практике международных документов, в частности, Конвенции о правах ребенка. Так как участники исследования в свободном режиме указывали источники информации для решения этических дилемм, то, скорее всего, значительно больше специалистов знают и учитывают в своей профессиональной деятельности эти документы, но мы считаем важным обратить еще раз внимание на полученный в ходе исследования результат.
Трудности, которые возникают у практических психологов образования при решении конкретных этических дилемм
Все ответы указывают на самую главную проблему — отсутствие системной работы в данном направлении. С нашей точки зрения, эту ситуацию возможно решить, если создать в Федерации психологов образования России Этический комитет (далее — ЭК ФПОР) как один из механизмов регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования. Мы предлагаем войти в него представителям региональных отделений, имеющим на сегодняшний день наиболее успешный опыт. На первом этапе ЭК ФПОР должен решить самый главный вопрос — разработать Положение о деятельности ЭК ФПОР. Этот документ необходимо обсудить и согласовать с профессиональным сообществом, в нем должна быть отражена деятельность как центрального ЭК ФПОР, так и взаимодействие с представителями региональных сообществ. Одним из направлений деятельности всех этических комитетов может стать доработка существующего этического кодекса педагога-психолога. В этом направлении уже проделана огромная работа, МО ФПОР планирует передать все созданные ранее материалы и обобщенные предложения ЭК ФПОР.
Обобщенный перечень трудностей, возникающих у психологов образования в процессе профессиональной деятельности, связанных с решением этических ситуаций, можно представить следующим образом.
1. Отсутствие описанных регламентов поведения специалиста в ситуации этических дилемм.
Самая распространенная ситуация — это предоставление информации о результатах исследования администрации образовательной организации или внешним организациям (например, в управление образованием). Дилемма заключается в стремлении не нарушать принцип конфиденциальности наряду с необходимостью выполнения распоряжений руководства. Коллеги отметили в своих ответах, что существует расхождение между нормами этического кодекса и обязанностями, вменяемыми педагогу-психологу администрацией учреждения, зачастую присутствует давление администрации на педагога-психолога. Данную проблему участники исследования связывают с отсутствием в некоторых регионах актуальной обновленной нормативной документации, регламентирующей деятельность Службы практической психологии образования. Нам видится, что одним из направлений деятельности центрального ЭК ФПОР может стать обобщение опыта регионов, в которых успешно решается данная ситуация: приняты новые положения о Службе, есть органы, отслеживающие выполнение специалистами требований профессиональной этики, психологам образования оказывается научно-методическая и консультативная поддержка. Обобщение и публикация данного опыта поможет региональным отделениям простроить свою профессиональную деятельность в области диалога с региональными органами управления образованием по данному вопросу.
2. Определение объема и качества предоставления информации о результатах диагностики.
Данная проблема тесно связана с указанной выше и заключается в неопределенности в этических кодексах степени открытости данных, которые представляет психолог в статистических и аналитических отчетах, а также в рекомендациях участникам образовательного процесса (администрации образовательной организации, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся).
Как пример, коллеги приводят ситуацию с заполнением разделов психологических карт обучающихся или воспитанников дошкольных учреждений, где требуется указать конкретные баллы, набранные ребенком во время тестирования по некоторым методикам. При этом данные документы передаются в другие организации (например, из дошкольного учреждения в образовательную организацию начального общего образования; данные из психологического центра, где ребенок проходил обследование или принимал участие в коррекционно-развивающих занятиях, в образовательную организацию, где обучается данный ребенок). С одной стороны, очень важно передавать данные о результатах исследования ребенка тем специалистам, которые в настоящее время работают с ним, но, с другой стороны, без описания регламента межведомственного и междисциплинарного взаимодействия повышается риск нарушения принципа конфиденциальности. Кроме того, от педагогов-психологов требуют размещения в личном информационном пространстве документально подтвержденных данных о результативности коррекционно-развивающей работы. Например, для прохождения аттестации на первую квалификационную категорию, И вопрос об оформлении этих данных без нарушения этических принципов также требует участия профессионального сообщества. Регламент оформления и передачи психологических заключений и рекомендаций — один из вопросов, требующих обсуждения региональными и центральным ЭК ФПОР.
Еще один пример — это выдача родителям (законным представителям) или их адвокатам заключений или рекомендаций по результатам психологической диагностики детей, которые затем будут использованы в судебном процессе. Данную ситуацию мы предлагаем рассмотреть в одной из публикаций в журнале «Вестник практической психологии образования», обобщив нормативные документы и научные исследования в области юридической психологии.
3. Обсуждение возможности нарушения принципа конфиденциальности, составление перечня ситуаций, когда это возможно или даже необходимо делать. Например, если ситуация угрожает жизни и здоровью ребенка, возникают вопросы — на каких нормативных основаниях, каков алгоритм деятельности специалиста в этой ситуации. Большинство участников исследования (более 50%) указали, что данный вопрос должен быть изложен в Этическом кодексе психолога образования более подробно.
4. Отсутствие единого реестра рекомендованного диагностического инструментария. Мы также не раз поднимали данный вопрос, считаем, что такой реестр нужно создавать. В него должны быть включены надежные, достоверные и валидные методики, информация об авторах, апробации методик на российской выборке за последние годы. Но данный проект пока не получил поддержки в профессиональном сообществе. Это очень сложная и трудоемкая работа, требующая не только систематизации имеющегося в регионах опыта, но и взаимодействия с научным профессиональным сообществом — прежде всего, специалистами в области психодиагностики.
В 2015 году на базе МО ФПОР была создана рабочая группа по разработке вопроса о создании единых требований к процедуре оценки качества (сертификации) профессионального инструментария (диагностических методик, коррекционно-развивающих программ) специалистов психологической службы. В результате первого этапа работы было принято решение, что первоочередными задачами являются: определение границ компетентности членов ФПОР в вопросе сертификации инструментария; предмета сертификации; требований к компетенциям экспертов; регламента и процедуры сертификации. Рабочая группа пришла к выводу, что обсуждение требований к оценке качества инструментария преждевременно, пока не определено:
— изменились ли запросы к специалистам школьной психологической службы вследствие модернизации системы образования, введения ФГОС и профессиональных стандартов;
— каким инструментарием реально пользуются специалисты школьной психологической службы, решая задачи различных направлений психологического сопровождения;
— чем обоснован выбор данного инструментария и как специалисты определяют его эффективность;
— каков алгоритм разработки/проектирования и апробации программ психологического сопровождения под конкретные задачи и запросы субъектов образовательного процесса конкретных образовательных организаций.
МО ФПОР продолжает работу в данном направлении, что отражено в резолюции круглого стола «Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования» (15.04.2016).
5. Границы профессиональной компетентности педагога-психолога.
Участники исследования обратили внимание на то, что должностные обязанности педагога-психолога образовательной организации порою выходят за границы профессиональной компетентности специалиста. Например, в ряде образовательных учреждений в обязанности некоторых педагогов-психологов входит сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), при этом далеко не у всех есть образование в области клинической (специальной) психологии. С введением в действие с сентября 2016 года ФГОСов для детей с ОВЗ и умственной отсталостью количество случаев закрепления сопровождения инклюзивного образования за педагогом- психологом может значительно увеличиться.
6. Незнание и/или несоблюдение специалистами этического кодекса педагога-психолога.
Данная проблема, с нашей точки зрения, не будет решена, если:
— профессиональное сообщество не будет реагировать на факты нарушения норм профессиональной этики коллегами,
— в регионах не будут созданы Этические комитеты, куда могут обратиться участники образовательного процесса в случае возникновения фактов нарушения этических принципов психологами образова
ния, а также сами специалисты — за научно-методической и консультативной поддержкой,
— оценка готовности реализовывать этические принципы в профессиональной деятельности не будет включена в систему аттестации на занимаемую должность для всех специалистов Службы практической психологии образования. Создание инструментария для оценки готовности специалистов действовать этично в процессе своей профессиональной деятельности, с нашей точки зрения, одна из задач ЭК ФПОР.
7. Взаимодействие педагога-психолога с родителями (законными представителями) обучающихся.
Участники исследования отмечают, что в их опыте работы встречаются случаи нежелания родителей сотрудничать, признавать наличие проблемы у ребенка. Часть родителей пользуются правом на отказ от участия ребенка в психологических обследованиях и различного рода мероприятиях, проводимых специалистами Службы, что отражено в п. 3 статьи 42 Закона об образовании. Как мотивировать родителей на сотрудничество, как быть, если ребенок хочет посещать занятия психолога, а родители против, как уговорить пройти ПМПК?.. МО ФПОР планирует провести в 2016 году межрегиональный круглый стол в режиме вебинара по этому вопросу и приглашает всех коллег, имеющих опыт в данной области, присоединиться к его организации и проведению в качестве докладчиков.
8. Регламент консультирования в сети Интернет.
Этот вопрос мы предлагаем обсудить на страницах «Вестника практической психологии образования».
9. Вопрос о проведении супервизии профессиональной деятельности психологов образования.
Коллеги озвучили следующие вопросы: кто имеет право проводить супервизию психологов по вопросам консультативной и групповой работы? Какой термин можно использовать вместо «супервизия», так как данный термин у чиновников ассоциируется только с психотерапией?
Мы считаем, что, по аналогии с зарубежным опытом, супервизию могут проводить сертифицированные члены профессионального сообщества, у нас пока такой практики не сложилось. Эта тема может стать отдельным проектом. Необходимо разработать критерии и требования к супервизору, процедуру присваивания статуса супервизора, процедуру самой супервизии, возможно включение данной процедуры в процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности. МО ФПОР в настоящий момент не готово организовать данный проект, если есть желающие из других отделений начать работу в этом направлении — мы примем в этом проекте участие.
В процессе исследования участники сформулировали следующие вопросы, на которые актуально получить ответ от профессионального сообщества:
— уточнение содержания принципов конфиденциальности, ответственности, компетентности в Этическом кодексе психолога образования;
— создание реестра рекомендованного (сертифицированного) профессионального инструментария;
— оптимизация процедуры ведения документации педагогом-психологом;
— оптимизация межведомственного и междисциплинарного взаимодействия;
— оказание психологической помощи недееспособным лицам/помощь в стрессовых ситуациях;
— процедура организации Этического комитета в регионах;
— взаимодействие психолога с родителями (законными представителями).
Часть вопросов к профессиональному сообществу пересекаются с темами, вызывающими трудности у практических психологов. Поэтому хотим обратить ваше внимание на 3 новые темы.
1. Документация педагога-психолога, в частности, правила хранения и передачи документации при переходе психолога на другое место работы. Ответ на данный вопрос содержится в нормативных документах, регулирующих деятельность Службы практической психологии образования. Проблема состоит в том, что в ряде регионов не происходило обновления данной нормативной базы с начала 2000-х годов, в то время как в системе образования за последние 15 лет произошли существенные изменения, и актуальность ведения документации по принятым на тот момент образцам значительно утратилась. Участники исследования отмечают, что в профессиональном сообществе накоплен опыт по модернизации видов и форм ведения документации педагогами-психологами, который следует обобщить и разработать рекомендации для органов исполнительной власти в системе образования по обновлению приказов о ведении документации педагогом-психологом.
2. Оказание психологической помощи недееспособным лицам. Данное предложение было внесено коллегами из Саранска, где под оказанием психологической помощи недееспособным лицам коллеги понимают помощь несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т. п. Очевидно, что это два отдельных направления работы:
1) психологическое сопровождение лиц с ограниченной дееспособностью (неполной дееспособностью). Вопрос о дееспособности решается в суде, и эта информация может быть доступна психологу. И стоит обсуждать вопросы оказания помощи лицам, признанным судом частично дееспособными;
2) психологическая поддержка участников образовательного процесса, находящихся в острых стрессовых состояниях, переживающих горе, утрату и тяжелую болезнь. Психолог образования должен
обладать квалификацией отличить в этих случаях норму, пограничное состояние клиента или патологию и браться сопровождать только норму. Взрослых и детей в пограничных состояниях и случаи патологии надо перенаправлять к специалистам соответствующего профиля. Такие контакты должны быть в образовательных организациях и ПМС-центрах.
Необходимо внести уточнение в раздел, описывающий принцип компетентности, отразив степень участия педагога-психолога в процессе оказания экстренной и специальной психологической помощи, выходящей за границы профессиональных компетенций педагога-психолога.
3) Процедура организации Этического комитета в регионе. Коллег интересует, как следует организовать работу региональной комиссии по этике при НМС или при региональном отделении ФПОР: процедура приёма жалоб от физических и юридических лиц, порядок рассмотрения, механизм наложения санкций или защиты психолога, а также его последующей реабилитации.
Вот на эти вопросы предлагаем ответить центральному Этическому комитету в своем первом документе — «Положении о деятельности ЭК ФПОР».
Только 4 региона указали, что у регионального отделения ФПОР есть опыт приема обращений и реагирования профессионального сообщества по фактам нарушения специалистами Службы практической психологии образования этических принципов. Это отделения городов Дмитров Московской области, Липецка, Севастополя и отделение Камчатского края. При этом практически все участники исследования указали, что обобщают региональный опыт работы с проблемами в области этики на семинарах, конференциях, заседаниях региональных отделений, на базе районных центров психологической помощи. Мы приглашаем коллег, готовых поделиться своим опытом в данной области, опубликовать опыт регионального отделения в рубрике, посвященной проблемам профессиональной этики[2].
Этический комитет ФПОР
Все участники исследования указали, что профессиональное сообщество должно реагировать на нарушение психологом этических принципов работы. Варианты предлагаются разные, но в большинстве случаев все сходятся в едином мнении — на региональном уровне должен быть создан Этический комитет, о котором будет известно всем субъектам образовательного процесса (по каким вопросам и каким образом возможно обращение). В состав Этического комитета, помимо опытных психологов, должен входить юрист.
Задачи Этического комитета:
— решение сложившихся конфликтных ситуаций (медиации в конфликте);
— наставничество, научно-методическое консультирование психологов образования по вопросам профессиональной этики);
— профилактика нарушений принципов профессиональной этики (прежде всего, через работу с молодыми специалистами и повышение квалификации в области профессиональной этики всех работающих в этой области);
— участие в работе комиссии на соответствие занимаемой должности;
— применение санкций за нарушение принципов профессиональной этики.
Один из вопросов исследования был посвящен описанию перечня компетенций, необходимых специалистам для проведения супервизии, этической и экспертной оценки случая нарушения профессиональной этики психологами образования. Участники исследования указали 3 категории требований к специалисту данного профиля.
1. Общие требования: стаж профессиональной деятельности (не менее 10 лет), опыт работы в конфликтных комиссиях. Также коллеги отметили, что член Этического комитета должен обладать положительной репутацией и иметь авторитет в профессиональном сообществе.
Также были предложения, что член Этического комитета должен иметь опыт руководящей работы на уровне, как минимум, районных объединений педагогов-психологов, но нам этот вопрос представляется дискуссионным.
Еще одно предложение, выявленное в ходе исследования, — это предъявить как требование к членам Этического комитета прохождение собственной психотерапии и супервизии. Нам представляется крайне сложным выполнение данного требования, так как на сегодняшний день процесс прохождения супер- визии и личной терапии существует не во всех регионах РФ, не разработан регламент выдачи документов по итогам прохождения данных процедур, следовательно, невозможно документальное подтверждение того, что специалист принимал участие в этих мероприятиях, непонятно, какое количество часов должно быть минимальным, чтобы учитывать данный опыт специалиста.
2. Профессиональные навыки и компетенции: — умение работать с нормативно-правовой документацией;
— навык анализа и решения вопросов профессиональной этики;
— способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях;
— способность выстраивать социальное взаимодействие с участниками образовательного процесса на принципах толерантности и безоценочности;
— способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных ситуациях участникам образовательного процесса;
— высокий уровень профессиональных способностей в области психологического консультирования.
3. Личностные качества:
— высокий уровень общей и психологической культуры;
— высокий уровень развития нравственной сферы, способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами, соблюдение правовых и этических принципов (безоценочная позиция, уважение человеческого достоинства, забота о благополучии участников образовательного процесса, профессиональная и научная ответственность);
— аналитические способности: способность к оценке рисков принимаемых решений, анализу ситуации, прогнозированию развития ситуации, к рефлексивной оценке собственной профессиональной деятельности;
— коммуникативная компетентность, умение работать в команде, взаимодействовать с коллегами в решении профессиональных задач, организаторские способности;
— эмпатия, умение слушать собеседника, толерантность;
— эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю, стрессоустойчивость;
— наличие собственной профессиональной позиции, понимание границ собственной профессиональной компетентности;
— стремление к личностному и профессиональному развитию, непрерывному повышению профессиональной компетентности;
— мотивация к участию в работе Этического комитета.
Мы предлагаем сформировать центральный ЭК ФПОР на основании представлений от региональных отделений о кандидатах на данную должность в общественной организации. Представление должно быть обсуждено на заседаниях региональных отделений, в документе должны быть представлены сведения о трудовой деятельности кандидата, перечень его профессиональных и личностных качеств в соответствии с перечисленными выше позициями.
На вопрос о том, каким должен быть порядок обращения в орган, регулирующий вопросы соблюдения профессиональной этики, большинство участников исследования ответили, что это должно быть письменное заявление в установленной Этическим комитетом форме, что и должно быть описано в документе, который создаст этот орган в первую очередь — в Положении об их деятельности.
Во всех регионах, принявших участие в исследовании, существует необходимость в организации и проведении курсов повышении квалификации по вопросам реализации принципов профессиональной этики. Формы повышения квалификации, востребованные профессиональным сообществом, в порядке частоты их упоминания:
1) публикации в «Вестнике практической психологии образования»;
2) постоянно действующий семинар (в режиме вебинара, в форме круглого стола, дискуссии, обмена опытом);
3) курсы повышения квалификации (дистанционная форма, практико-ориентированные).
Результаты данного исследования были представлены профессиональному сообществу 15 апреля 2016 года во время работы круглого стола «Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования» на XII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В работе круглого стола приняли участие представители региональных отделений ФПОР Москвы, Московской области, Краснодара, Санкт- Петербурга, Петрозаводска, Сахалинской области, Великие Луки и Тулы. В результате работы круглого стола участники приняли решение о создании рабочих групп по следующим направлениям:
1) создание центрального Этического комитета (ЦЭК ФПОР);
2) сертификация профессионального инструментария педагога-психолога;
3) межрегиональный круглый стол (вебинар) по вопросам взаимодействия педагога-психолога с родителями (законными представителями) обучающихся;
4) постоянно действующий семинар, посвященный вопросам реализации принципов профессиональной этики в практике психологов образования;
5) программа повышения квалификации для психологов образования, посвященная вопросам профессиональной этики.
С возможностю принять участие в вышеперечисленных проектах можно ознакомиться в материалах на компакт-диске в приложении к данному номеру журнала (резолюция круглого стола «Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования» от 15.04.2016)[3].
Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года), Этический кодекс психолога (принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества).
Все требования к публикации в данной рубрике изложены на CD-диске к данному номеру журнала. Файл «Публикации_профэти- ка_Вестник. Приложение к статье Умняшовой».
[3] См. файл «Резолюция_15.04.2016. Приложение к статье Умняшовой» (CD-диск).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 935
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1145
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3