Университетский «Центр развития одаренности» как координатор инновационной деятельности по сопровождению одаренных детей

164

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном пространстве. Обсуждается существующая система работы по развитию одаренности личности. Подчеркивается значимость координации инновационной деятельности по развитию одаренных детей в регионе. Делается акцент на существенные различия в экономических, образовательных, социально*культурных ресурсах и деятельности муниципалитетов по развитию одаренных детей в разных регионах страны, в том числе Алтайском крае. Раскрывается структура Центра развития одаренности, создаваемого при педагогическом университете; направления и содержание его деятельности и сотрудничества с другими подразделениями университета; траектории сетевого взаимодействия с различными учреждениями и организациями региона по работе с одаренными детьми. Особое внимание уделяется описанию возможностей центра в работе с родителями одаренных детей, в том числе из сельской местности. Представленная модель может быть адаптирована в систему управления работой с одаренными детьми конкретного региона России.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, одаренная личность, центр развития одаренности, система управления, деятельность педагогического университета по развитию одаренности личности

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160209

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края в рамках научного проекта № 19-413-220005.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования доцента кафедры психологии ФГБОУ ВО «АлтГПУ» Мельникову Ю.А.

Для цитаты: Парфенова Г.Л., Холодкова О.Г. Университетский «Центр развития одаренности» как координатор инновационной деятельности по сопровождению одаренных детей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 62–67. DOI: 10.17759/bppe.2019160209

Полный текст

Актуальность научной разработки и практической реализации в регионах и их муниципальных образованиях системного управления деятельностью по развитию и сопровождению одаренных детей и молодежи обусловлена культурно-экономическими, информационно-технологическими, социально-политическими изменениями во всех сферах жизни современного общества. Обострилась потребность в социально и психологически зрелых одаренных личностях как основном ресурсе эволюционного преобразования мира и Человечества.

Выявление и сохранение детской одаренности, приумножение потенциала одаренных взрослых, формирование национальной профессиональной элиты ставит перед образованием проблему организации эффективной системной деятельности по развитию одаренности личности. Несмотря на широкий научный интерес к проблеме развития одаренных личностей, достаточно часто эти разработки характеризуются узостью целей, бессистемностью и фрагментарностью, что ограничивает их эффективность при внедрении в образовательную и жизненную практику. Необходимость внедрения стратегически значимой «собственно российской модели работы с одаренными детьми» подчеркивают А.А. Марголис и В.В. Рубцов (2011). Они считают, что данная модель должна удовлетворять образовательные потребности одаренных детей, развивать интеллектуальный потенциал нации и обеспечивать инновационный путь развития страны [8, с. 12-13].

Сегодня вопросам обеспечения организационно-методического и юридического сопровождения общероссийской системы выявления, поддержки и развития одаренных детей и талантливой молодежи уделяется большое внимание: федеральная программа «Дети России», подпрограмма «Одаренные дети» (2007-2010), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009), новые Федеральные государственные стандарты для всех уровней образования (2010-2018) и др. В то же время, анализ практического опыта в образовании и результатов современных исследований одаренности позволяет констатировать, что решение проблемы затруднено недостатком механизмов, необходимых для превращения мер по поддержке, сопровождению, развитию одаренных личностей в государственную систему, обеспечивающую их гармоничную самореализацию в профессии и жизни на всех возрастных этапах.

В данном контексте важным аспектом является системность и координация деятельности по сопровождению одаренных личностей внутри отдельных регионов. Актуальность проблемы системного управления работой с одаренными детьми в регионах обусловлена и тем, что федеральная система поддержки и развития одаренных детей и молодежи выстраивается, преодолевая многочисленные разнохарактерные трудности и противоречия. В разных регионах страны имеются существенные различия в экономических, образовательных, социально-культурных ресурсах и деятельности муниципалитетов по развитию одаренных детей. Это позволяет констатировать региональные диспропорции, когда ряд регионов России способен проводить эффективную местную политику в сфере поддержки и реализации одаренных детей; а большинство регионов [8], имея огромный потенциал детской одаренности, не способны уделить этой проблеме должное внимание, тем самым упуская реализацию в будущем «одаренных взрослых».

Координирующей структурой, которая имеет объективные предпосылки для организации системного управления работой с одаренными детьми в регионе, считаем учреждение высшего профессионального педагогического образования — педагогический университет. Новизна исследования состоит в разработке и последующем внедрении в образовательную практику регионов модели университетского координационного «Центра развития одаренности» как структуры, управляющей системой инновационной деятельности по выявлению и пролонгированному сопровождению одаренной личности в образовательном процессе.

Методологической и теоретической основой разрабатываемой модели являются труды выдающихся зарубежных и отечественных исследователей феномена одаренности и условий его социальной реализации в обществе; инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию одаренности в детском возрасте; теории управления развитием образовательных систем и др.

Под одаренностью в данном исследовании понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренная личность понимается как личность, выделяющаяся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющая предпосылки для таких достижений) в одном или нескольких видах деятельности (Рабочая концепция одаренности, 2003).

Эмпирическая основа разрабатываемой модели — многочисленные опубликованные и собственные эмпирические данные [7; 8; 9], полученные сотрудниками, аспирантами, магистрантами, студентами кафедры психологии Алтайского государственного педагогического университета в процессе исследований (2004-2018).

Анализ отечественных диссертационных психолого-педагогических исследований (2000-2018 гг.) позволяет констатировать, что разработки региональных моделей систем управления работой с одаренными детьми, их компонентов, координирующих траектории деятельности, немногочисленны (В.В. Абатурова, Т.К. Говорушина, В.И. Исаков, С.И. Карпова, З.Г. Найденова, Р.Р. Шаяхметова и др.) [1; 3; 5; 6]. Создание эффективных систем работы с одаренными детьми в регионах требует адекватных управленческих технологий [2; 4]. Публикаций, посвященных данному вопросу, недостаточно. Предлагаемые подходы требуют конкретизации ресурсов для использования при организации уникальных скоординированных структур, управляющих системной деятельностью по развитию одаренных детей в регионе и обеспечению их самореализации за его пределами [1].

Приведенные рассуждения подтверждают потребность в разработке и внедрении в социально-образовательную практику модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе.

Модель может включать в себя три уровня взаимодействия и реализации управленческих и координирующих функций. Первый уровень управления представлен деятельностью структурных элементов (служб) Центра развития одаренности. Второй уровень управления отражает систему внутренних связей Центра; реализуется через функциональное и целевое взаимодействие внутренних структур Центра развития одаренности с другими подразделениями университета. Третий уровень управления — система внешних связей, которые реализуются через внутрисетевые и внесетевые взаимодействия Центра развития одаренности и задействованных подструктур педагогического университета II уровня с внешними организациями и учреждениями региона (не только образовательными), обусловленные необходимостью и направленностью их деятельности по развитию детской одаренности.

Эффективная реализация модели возможна лишь при условии координированного управления на всех ее уровнях. Ядром системы управления по работе с одаренными детьми может стать Центр развития одаренности, созданный как особая структурная единица при педагогическом университете. Представим его структуру, особенности и траектории управления (рис. 1).

 

 


Рисунок 1

Модель структурных компонентов Центра развития одаренности в педагогическом университете

Ключевой управляющий компонент Центра развития одаренности — это Координационный совет (осуществляет планирование, координацию, научно-методическое руководство деятельностью подструктур Центра). Функционально в совете находится руководитель центра и руководители его служб, отделов, клубов, лабораторий. Находясь в условиях образовательного пространства педагогического вуза, Центр способен эффективно управлять системой работы с одаренными детьми в регионе, имея ряд преимуществ.

Так, создание диагностических схем, банка диагностических методик, разработка нового инструментария позволит на базе центра обоснованно и квалифицированно выявлять одаренность, способности ребенка с последующим составлением рекомендаций по его сопровождению для родителей и педагогов, с разработкой индивидуального образовательного маршрута. На базе Центра возможна широкая апробация интересных идей и программ поддержки и психологического сопровождения одаренных детей, сохранения их психического и психологического здоровья. Центр может стать базой педагогической и психологической практики для студентов — будущих педагогов, психологов, руководителей образования. Создание научной лаборатории в Центре развития одаренности обеспечит целенаправленный характер соответствующих исследований в регионе, в том числе, посредством курсовых, дипломных, магистерских работ студентов. Это обеспечит разработку и внедрение в регионе новых программ сопровождения одаренных детей разного возраста, сохранение и реализацию их высокого потенциала.

Управление психопрофилактической и просветительской деятельностью по решению проблем одаренности может осуществляться через специализированные отделы и службы Центра. Так, отдел передового педагогического опыта может организовать конференции, семинары, тренинги для заинтересованных лиц; может осуществлять тесное сотрудничество с учреждениями и движениями региона, занимающимися проблемой развития детской одаренности. Этой же цели подчинена деятельность информационно-издательского отдела, организующего публикации об одаренных детях региона, их достижениях и особенностях личности, позволяющих им реализовать себя. Отдел способен управлять расширением учебно-методической базы исследования проблем одаренности в регионе через пополнение литературных источников; составление каталогов книг, статей по проблемам и видам одаренности; издание и популяризация авторских программ для работы с одаренными детьми, пополнение банка видеофрагментов об одаренных детях.

Особое внимание в Центре развития одаренности должно уделяться работе с семьей, с родителями одаренных детей. Эта задача может быть решена посредством создания особой школы (клуба) для родителей одаренных детей. Так, «Клуб позитивной педагогики» для родителей одаренных детей поможет взрослым овладеть методами и приемами воспитания, направленными на развитие позитивного мышления и формирование опыта позитивного отношения к себе и другим, позитивного взаимодействия с окружающими как у родителей, так и у самих одаренных детей в условиях семейного воспитания. Родители одаренного ребенка часто сталкиваются с нетипичным поведением или отношением своего ребенка к происходящему. Они оказываются в ситуации неопределенности, испытывают растерянность, не знают, как действовать.

Владение методами позитивной педагогики, развитое позитивное мышление позволит родителям грамотно воспринимать особенности своего ребенка, адекватно реагировать на затруднения во взаимодействии одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми, находить позитивный выход и продуктивные решения возникающих воспитательных ситуаций [7].

Учитывая особенности одаренных учащихся (вид одаренности, возраст, состояние здоровья, специфика группы (дети с СДВГ, дети-сироты)), отдел психологического сопровождения и культуры одаренной личности может управлять процессом психологической поддержки детей в периоды их участия в конкурсах, концертах, соревнованиях. Внедрение в систему работы с одаренными детьми специальных обучающих, воспитывающих методов (самопознание, тренинг, консультация и др.) и форм работы (клуб, кружок, летняя психологическая школа, курсы, виртуальный лицей и др.) будет способствовать самореализации ребенка, развитию его «Я-концепции» и мотивации достижения, преодолению внутриличностных противоречий.

Итак, проблема организации системной деятельности в стране и регионах по поддержке и сопровождению одаренных детей — одна из важнейших задач модернизации образования. Система управления работой по развитию одаренных детей в регионе, реализуемая через подразделения педагогического университета, позволит всем участникам образовательного процесса осуществлять комплексное взаимодействие, психолого-педагогическое и научное сопровождение одаренных детей и всех участников образовательного пространства, занятых в сфере развития и социальной реализации одаренных личностей разного возраста. Использование эффективных управленческих технологий будет на государственном уровне способствовать решению проблемы развития одаренности личности.

Перспективы дальнейшего исследования заявленной проблемы связаны с апробацией представленной модели управления работой с одаренными детьми в регионе, ее распространением и внедрением в практику; с разработкой показателей результативности системы управления и повышения качества управления процессом развития детской одаренности.

 

 

Литература

  1. Абатурова В.В. Модель системно-целевого управления развитием работы с интеллектуально одаренными школьниками в регионе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: ИУО РАО, 2011. 24 с.
  2. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицин С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.
  3. Говорушина Т.К. Тенденции эволюции территориальной системы управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2013. 50 с.
  4. Загвязинский В.И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: Монография. Тюмень: ТюмГУ, 2011. 176 с.
  5. Исаков В.И. Научно-методическая составляющая деятельности регионального университетского комплекса: Дисс. … канд. пед. наук. Майкоп, 2000. 156 с.
  6. Карпова С.И. Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 51 с.
  7. Колесова С.В. Перспективные технологии развития позитивного мышления ребенка в процессе воспитания // Развитие образования, науки и реформ в России: Монография. St. Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2015. С. 3–31.
  8. Марголис А.А. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. 2011. №4. С. 5–14.
  9. Парфенова Г.Л. Проблемы обучения и воспитания одаренных детей в современном образовательном пространстве // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (28). С. 49–56.
  10. Kholodkova O.G., Parfenova G.L. Gifted youth system of values [Electronic resource] // The Social Sciences (Pakistan). 2015. Т. 10. №7. С. 1608–1613. doi:10.36478/sscience.2015.1608.1613

Информация об авторах

Парфенова Г.Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, e-mail: gal.parfyonova@yandex.ru

Холодкова О.Г., кандидат психологических наук, директор, Института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, e-mail: holodkova.fnk@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 467
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 164
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1